Юбилей Телеханской церкви

Церковь на моей малой родине, городском посёлке Телеханы, что на Брестчине, я посещала всего один раз, в юности.

В девяностые годы, путешествуя с семьёй сестры Марии по туристскому маршруту Золотое кольцо России, мы побывали в старинных русских церквах и действующих монастырях. Во время поездок в начале двухтысячных годов в Ломоносовский район, побратим Барановичского района, в составе делегации я посещала культовые православные учреждения Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
 
Работая в сельском здравоохранении Барановичского региона, мне довольно часто приходилось бывать и в церквях, и в костёлах, и плодотворно сотрудничать со служителями религиозного культа в вопросах оказания медико-социальной помощи населению края.

В Телеханах же повторно посетить храм никак не получалось. Вначале не позволяла учёба: как же, комсомолка-активистка – и в церковь?! Потом работа, семья, общественные нагрузки – недосуг … А когда коммунисты и вчерашние гонители набожных сами пошли в храмы, то запретный ранее плод, уже не казался таким сладким.

Не знаю, когда во второй раз я посетила бы святилище, если бы не юбилейная дата – девяностолетие Телеханской церкви Святой Живоначальной Троицы*.
 
Изначально церковь была построена в начале восемнадцатого века на средства Михала Казимира Огинского, Великого гетмана Литовского, государственного и военного деятеля Речи Посполитой.

В 1915 году деревянная церковь сгорела. В каком здании проходили богослужения православных верующих до 1933 года, мне установить не удалось.

В 1932 году священником Телеханского прихода был назначен Иоанн Струковский. Поскольку церкви в местечке не было, отцу Иоанну пришлось взяться за строительство храма.
 
4 ноября 1933 года на месте сгоревшей в 1915 году церкви был заложен новый храм в честь Святой Троицы. Строительство здания из деревянного бруса по проекту инженера Котовича из города Кобрина велось под руководством настоятеля церкви Иоанна Фёдоровича Струковского.

Верующие поддерживали своего пастыря и всячески ему помогали.

В Интернете размещена фотография из частной коллекции Михаила Мещанинова с надписью: «Постройка Телеханской Свято-Троицкой церкви, 18 окт. 1934 года».

На ней запечатлено практически готовое здание храма. В незавершённой деревянной конструкции на крыше новостройки видны силуэты строителей, устанавливающие православный крест.
 
С 1934 года богослужения стали проводиться в новом здании, которое достраивалось ещё до 1939 года.

Во время немецкой оккупации храм уцелел, хоть и был повреждён снарядом.
 
1 февраля 1949 года отца Иоанна арестовали.

Информация об аресте и приговоре священника взята из статьи Ивановой В.С. «Человек от Бога» (1) (перевод с белорусского языка – автора).

 «… Причиной ареста стало сотрудничество в 1943 году с организацией «Белорусская народная самопомощь» в деле по сбору продовольственной и материальной помощи для детей из уничтоженных немцами деревень Бобровичи, Вядо, Красница и Тупичицы (после войны возродились только Бобровичи). Всё собранное им было роздано детям в количестве около трёхсот человек. Отец Иоанн был осуждён военным трибуналом города Пинска к расстрелу, однако в связи с отменой смертной казни, приговор был заменён двадцатью пятью годами исправительно-трудовых лагерей, с поражением в правах и конфискацией имущества.

После возвращения домой в 1956 году, по ходатайству прихожан и благословении митрополита Минского и Белорусского Питирима, продолжил служение в Телеханах. Занимался обновлением церкви, повреждённой снарядом в 1944 году. В конце 1959 года ремонт церкви был завершён, за что настоятель и прихожане получили благодарность от владыки Питирима …».

Я не случайно начала статью сведениями о протоиерее Иоанне, который почти шестьдесят лет своей жизни отдал служению Богу в Телеханском храме.

Струковский Иоанн Фёдорович умер 15 августа 1991 года. 1 апреля 1992 года решением Президиума Брестского областного суда он был реабилитирован ввиду отсутствия состава преступления.

***

Население посёлка было заранее уведомлено, что 4 ноября 2023 года будет отмечаться девяностолетний юбилей церкви и праздник Казанской иконы Божией Матери с участием епископа Пинского и Лунинецкого Георгия (в миру – Юрий Феодосьевич Войтович); благочинного церквей Ивацевичского округа, протоиерея Григория (Пилипчук); протоиерея Телеханского прихода Василия (Лавицкий) и других священнослужителей Ивацевичского благочиния.

– Ну, вот, прошло каких-то пятьдесят лет после моего первого похода в наш храм, как у меня появилась весьма уважительная причина во второй раз посетить культовое сооружение, – подумала я.

Подходя к церкви четвёртого ноября, вспомнила слова мужа, впервые увидевшего храм:

– Удивительное место подобрано для церкви – самое высокое в населённом пункте, отовсюду видно!

Действительно, деревянный храм, возведённый строителями на естественной возвышенности, словно парит над расположенными рядом с ними одноэтажными постройками.

– Прав Володя – это высокое место идеально подходит для церкви, – мысленно согласилась я с мужем.

Ещё издали я заметила, что вдоль дорожки, ведущей к храму, выстроились люди.

– Почему прихожане на улице, а не в церкви? Видно, утренняя служба закончилась, вот они и вышли, – решила я, приближаясь к кованному металлическому ограждению культового сооружения.

Подойдя к воротам храма, не поверила своим глазам: стометровая (навскидку) дорожка к церкви была украшена цветами. Нет, не розами, как площадь в стихах поэта Андрея Вознесенского, а обычными осенними цветами, которые растут в палисадниках моих земляков: хризантемами, флоксами, бархатцами …

Насыщенность их ярких красок «разбавляли» веточки декоративных кустарников и хвойных деревьев семейства кипарисовых: бересклета и туи.

В сложные геометрические узоры были уложены только чашечки с венчиками из лепестков, попросту говоря, «головки» цветов. Сразу у входа в церковные ворота мастерицы «нарисовали картину», изобразив на тротуарной плитке ромбовидную открытку с «написанной» цветами цифрой – «90 лет»; подобная композиция красовалась и у здания Воскресной школы, расположенной на церковной территории. (Автор флористического дизайна – прихожанка храма Клавдия Борщук).

Дожидаясь приезда высоких гостей праздника, я любовалась работой самодеятельных флористов.

К воротам храма подъехал престижный автомобиль: из него вышли молодые люди в чёрных верхних одеждах в талию с широкими рукавами. По свободному от цветов краю тротуарной дорожки они прошли к церкви.

Через какое-то время два молодых священника в рясах возвратились к машине; из неё вышел ещё один священнослужитель.

– Владыка Георгий, – вполголоса пояснила мне стоявшая рядом женщина.

Епископ Пинский и Лунинецкий, увидев выложенную цветами дорожку, замедлил шаг; по всему было видно, что ему жаль нарушать такую красоту. Но … статус обязывал.

Проходя между двумя шеренгами прихожан, владыка Георгий, как и несколькими минутами ранее его молодые помощники, поздравлял всех с праздником.

В ожидании епископа я хорошо рассмотрела церковь Святой Живоначальной Троицы. Архитектура храма – крестовидная, с тремя объёмами – центральный с луковицеобразной главкой на барабане, алтарная часть и притвор, над которым расположена колокольня с луковицеобразной главкой.

Над главным входом – двухскатный навес на четырёх столбах, завершённый маковкой.

Под звон колоколов я вспомнила историю, рассказанную Светланой Крек, председателем Совета ветеранов посёлка, долгое время возглавлявшую Телеханский поселковый исполнительный комитет. Она поведала, что в первые месяцы Первой мировой войны, ещё до прихода немецких войск, церковные колокола были сняты и спрятаны в земле. Их разыскали примерно через пятьдесят лет при выполнении подготовительных земельных работ для строительства в посёлке нового предприятия.

Первоначально самый большой колокол был передан в Пинский «Музей Белорусского Полесья». В девяностые годы, благодаря настойчивости и принципиальной позиции протоиерея Телеханского прихода отца Василия, уникальный колокол был возвращён владельцам. Его водрузили на колокольню, и в первый день у церкви выстроилась очередь из жителей Телехан, желающих испытать себя в качестве звонарей.

Вскоре в остове колокола была обнаружена трещина, и он был снят с колокольни. В настоящее время старинный ударный музыкальный и сигнальный инструмент установлен на постаменте неподалёку от входа в храм. На нём надписи:

«СЕЙ КОЛОКОЛ ВЪ Г.МОСКВА БЫЛ ВЫЛИТ НА ЗАВОДЕ ДИМИТРІЯ САМГИНА … 16.ІІ.1861»

Чуть ниже, более мелкими буквами:

«КУПЛЕН КРЕСТЬЯНАМИ ТЕЛЕХАНСКОЙ ВОЛОСТИ** В ЧЕСТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТЪ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 ГОДА»

Рассматривая надписи на колоколе, в самом низу его раструба, я увидела барельеф с изображением Матери Божьей с младенцем на левой руке. Такой же образ, икона «Матерь Божья Одигитрия»*** (греч. – «Указующая путь»; «Путеводительница»), размещён в притворе церкви.
 
***

Владыка Георгий вошёл в храм, за ним последовали прихожане; началось праздничное богослужение.

Описывать подробности ритуала – дело профессионалов; я просто наблюдала за действом и прихожанами.

В здании было довольно тепло. Примерно через час от начала службы несколько человек покинули наос – основное, наибольшее по размеру пространство храма.
 
Я «продержалась» более полутора часов. Выйдя во двор храма, подошла к деревянной скамейке, на которой расположились две девочки в белых платочках; старшая из них выговаривала младшей:

– Нельзя же быть такой доверчивой: всем обо всём рассказывать …

Поздоровавшись, я спросила, не помешаю ли я им?

– Нет, – дружно ответили девчонки.

Я присела и, открыв интернет-банкинг, оплатила услуги сотовой связи.
 
– Вот ты проболталась Наде, какие у нас планы на выходные, а она уже всем об этом рассказала, – продолжила девочка-подросток.

Старшая девчонка ушла, а младшая, потупив голову, молчала.

– А ведь твоя подруга права, – обратилась я к девчушке.

– Это не подруга, а моя сестра, – живо откликнулась девочка.

– Тем более нужно её слушать, ведь старшая сестра плохого не посоветует, – заметила я (после длительного пребывания на ногах жёсткое сиденье скамейки казалось мягким креслом и располагало к беседе).

Я спросила у девочки, как её зовут?

– София, – ответила мне обладательница искристых голубых глаз и нежной белой кожи лица.

Пятиклассница рассказала, что учится в Телеханской средней школе, а в выходные дни посещает Воскресную школу, что любит вечерние богослужения, на которые она ходит вместе с родителями …

– А утренние службы тебе не нравятся? – спросила я.

– Тоже нравятся, но вечерние – больше, они какие-то таинственные, – смущённо отозвалась девчонка.

Софию позвала сестра. Прихожане, находившиеся во дворе, направились в церковь; я последовала их примеру.

Вовремя: богослужение завершалось исполнением молитвы «Верую». В притворе, где я находилась, немолодые женщины, почти всю литургию сидевшие на скамейках у стен, поднялись с мест и начали подпевать. Я была поражена чистым звучанием их голосов, также, как и безупречными вокальными данными певчих храма.

По окончании Божественной Литургии и молебна Владыка Георгий обратился к прихожанам со словами назидания и вручил приходскому активу «Архиерейские грамоты» «в благословение за труды во славу святой церкви в Пинской епархии».
Началась гражданская часть торжества.

Светлана Крек от имени молящихся в храме и всех прихожан поблагодарила Преосвященнейшего Владыку за Божественную литургию и за то, что он разделил с верующими радость по поводу девяностолетия заложения храма и праздника Казанской иконы Божьей матери.

Председатель Совета ветеранов посёлка пожелала епископу Георгию духовных и телесных сил, благодатной помощи свыше и преуспевания в трудах на благо Церкви и паствы.

Воспитанница Воскресной школы и юная художница Мария Филютич подарила священнослужителю написанную ею картину с изображением церкви Святой Живоначальной Троицы, а наставница Маши, преподаватель Детской школы искусств Людмила Ланец, преподнесла Владыке цветы.

Председатель Телеханского сельского исполкома Оксана Мялик поблагодарила отца Василия, настоятеля храма, за многолетний труд, и вручила ему приветственный адрес и цветы.

От имени нашего земляка, известного художника Виктора Сагановича, приходу церкви Святой Живоначальной Троицы, был преподнесен портрет отца Иоанна, Ивана Фёдоровича Струковского, девяносто лет назад заложившего храм, действующий и поныне.

Благочинного Ивацевичского округа отца Григория и всех священнослужителей, которые разделили праздник жителей Телехан, Светлана Крек поблагодарила за участие в торжестве и пожелала Господней Благодати, силы для новых свершений, долгих и благих лет в служении Господу. Учащийся Детской школы искусств, Вадим Гузаревич, автор картины с изображением Огинского канала, подарил отцу Григорию своё произведение.
 
После завершения праздничной программы в церковном дворе всех участников торжественного мероприятия ждал сладкий стол с ароматным травяным чаем и домашней выпечкой; вкус сдобы напоминал пасхальные пироги детства …

По пути из храма домой я, продукт советской эпохи и сторонник «стратегического» планирования, прикидывала примерную дату моего третьего посещения храма, ориентируясь на длительность предыдущего временного интервала.

2073 год …

Сколько тут осталось?!


Автор выражает искреннюю признательность Светлане Андреевне Крек за помощь в подготовке публикации.
 
*Церковь Святой Живоначальной Троицы является памятником архитектуры и занесена в свод памятников истории и культуры Беларуси – памятник народного деревянного зодчества.

**Волость – низшая единица административно-территориального деления на Руси, в Великом княжестве Литовском и в Российской империи с конца восемнадцатого века.

***Поясное изображение Пречистой Девы с Младенцем. Перед святой иконой следует молиться о мире на родной земле; об убережении от эпидемий и болезней; о помощи путешествующим; о предотвращении конфликтов дома и на работе и т.д.

1. Иванова О.С. «Человек от Бога». Биография протоиерея Иоанна Струковского (по документам личного архива и воспоминаниям родных и знакомых). Ольга Иванова // Православие. – 2010. - №16. – С. 136-141; электронная версия архива Струковских.


Рецензии
Добрый день, дорогая Нелли!С большим интересом прочитала про юбилей Телеханской церкви Конечно, важно и интересно быть на этом празднике. Желательно не просто церковь посещать, но и уверовать в Бога, познать имя Его, Его чудеса, а также деяния апостолов и их послания. Я в 40 лет пришла к Богу, появилась такая потребность.
С уважением, теплом и наилучшими пожеланиями,

Людмила Каштанова   15.11.2023 16:29     Заявить о нарушении
Доброе утро, уважаемая Людмила!

Искренне благодарю за отзыв!

Корреспондент местной газеты, прочитав мою статью, прокомментировала её одним словом: "Честно".

"На том стою", - вспомнилась мне часть фразы создателя протестантизма Мартина Лютера: "На том стою и не могу иначе".

С теплом и самыми добрыми пожеланиями.

Нелли Фурс   16.11.2023 08:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.