Для чего вводили правила и посты?

Для чего вводили правила и посты?

Тот, кто занимался серьезно спортом, знает, что для спортсмена важно соблюдать спортивный режим. Иначе успехов не будет. Когда в своей молодости я стал осознавать, что служба в армии не за горами, и скоро моя умеренная гражданская жизнь "накроется медным тазом" и начнутся большие физические нагрузки, то я поставил перед собой цель: подготовиться к армейской службе, чтобы потом мне не так тяжело было. А отслужившие в советской армии тогда обычно рассказывали, что в армии стараются "зачморить" безвольных людей. И конечно мне не хотелось стать "чмом" в армии...

И я установил себе режим. Каждый день, даже в воскресение, в погоду-непогоду, я стал вставать не по будильнику, а с гимном, который тогда включали по радио по всему Союзу без 10 минут 6 утра. И уже тогда я сталкивался с искушением своей плоти, которая не хотела, чтобы ее брали в "ежовые рукавицы" и начинала ныть: "Да полежи еще минут десять! Настрой себя. Ты смотри, какой ливень за окном! Оно тебе надо, мокнуть? Завтра побежишь свой кросс...."

Вначале я поддавался этим искушениям. И стал замечать, что если нарушаешь установленный режим, то потом лень не позволяет вернуться к тому режиму. И я уже и завтра начинал себе говорить: "Ладно, возобновлю режим с понедельника, со следующей недели. А сегодня посплю...." И пока я позволял себе идти на поводу у плоти, добиться прогресса в спорте у меня не получалось. И настал день, когда я наконец понял, что надо вырабатывать силу воли и больше не нарушать режим. А чтобы не слушать нытья своей плоти, я стал не вставать с кровати, а вскакивать, как по тревоге. И я заметил, что резкое вскакивание бодрит. И когда я выбегал на утренний кросс, то не просто бегал, а ставил себе цель научиться правильно бегать в выше среднего темпа и правильно дышать при этом. И начинал я с малого. Сперва я должен был пробежать 30 секунд, но правильно пробежать. Я мог и больше пробежать. Но тогда я сам себе нарушил бы правило. "Нет, я должен каждый день добавлять по 15 секунд, пока не доведу бег до 10 минут!" - сам себе говорил я. И уже очень скоро 3 км я пробегал за 8.45 минут, причем на одном дыхании, в одном темпе. И легко!

Также и с турником, брусьями и гирями было. Я себе устанавливал спортивный режим и постепенно увеличивал нагрузки. И все это для того, чтобы попасть именно в ВДВ. Я был романтик тогда. Начитавшись советских книжек и насмотревшись фильмов про армию, типа "В зоне особого внимания". Мальчишки того времени мечтали стать такими же сильными, как старший прапорщик Волонтир. Эту сцену, в домике лесника, где Волонтир один уделал четырех вооруженных рецидивистов, я мог пересматривать часами. И не я один такой был. Многие мальчишки были очарованы этим фильмом, после которого захотели попасть в десантуру. Это был великолепный маркетинговый ход советской пропаганды по агитации молодежи идти в армию, и, желательно, в десантуру. Вот и я был уловлен этой рекламой. Мне тоже захотелось пойти в армию, чтобы из меня там сделали крутого супермена. А потом, приду из армии, да пойду на дискотеку, - а на дискотеках раньше редко обходилось без драк, когда сходились пацаны из враждующих районов, - да как дам оторваться толпе, особенно тем, кто мне когда-то за девчонку морду набил, ходил потом с фингалом... и все девчонки будут мои! Особенно та, за которую морду били! Как увидит, как я их всех раскидал, так сразу станет моей! ))

Сегодня я с иронией вспоминаю о той юности и мышлении того юнца, каким был тогда. Но, что было, то было. Мы все родом из детства. Зрелость же приходит лишь с годами... Как и осознание того, что советская пропаганда меня в очередной раз "развела", как лоха, пришло ко мне лишь после того, как я попал в армию. Мой мир иллюзий был разрушен уже в первый день попадания в свою воинскую часть, когда нас завели в казарму для Карантина. Столько лет прошло, но я до сих пор помню ту сцену. Нас завели в расположение у тумбочки дневального. Когда из кубрика раздался дикий ликующий вопль и с верхнего яруса кровати спрыгнул человек, с голым торсом, с волосатой грудью, как у гориллы, какой-то горец, со злорадным ликованием. Он вышел в коридор, разглядывая нас, при этом все также злорадствуя над нами. А потом громко угрожающе выкрикнул: "Ну что, слоняры, вешайтесь! Теперь мы будем вас сношать!" Ну это я в культурной форме передал смысл сказанного. В оригинале там все прозвучало на русском матерном языке. Просто я никогда не любил матерных слов и не позволяю их себе повторять... Так вот, у меня возникло ощущение тогда, что я попал не в советскую армию, а на уркаганскую зону, как видел подобное в фильмах. Я сам в себе тогда произнес: "Вот это я попал, так попал!" В еженедельных воскресных передачах "Служу Советскому Союзу" такого не показывали... Это как недавно я просмотрел видео, снятое российскими пропагандистами в Донецке. Пропагандисты захотели взять интервью у людей, где бы они благодарили Россию в том, что их освободили от Украины. А те давай жаловаться, что стало хуже, чем было раньше. И говорят, что хотят пожить так, как им показывают по ТВ про них. А они смотрят в Донецке российские телеканалы, где для россиян, живущих в своем виртуальном мире, пропагандисты снимают фейковую "реальность", в которой на Донбассе началось процветание и освобожденные от бИндеррвцев люди наконец-то зажили по-человечески. А эти, неблагодарные, вдруг начали роптать на камеру и просить, чтоб дали им пожить как по телевизору им показывают про них. А реально жить стало невыносимо, просто ад. Вот так и я тогда, увидев реальность. Я не "косил" от службы и хотел, искренне хотел служить. Но в той армии, которую мне показывали по телевизору...

Романтизм у меня как рукой сняло, сразу вышел из меня. И все же, оглядываясь назад и делая оценку прошлого с позиции нынешнего опыта, я считаю, что та подготовка к армии мне очень пригодилась на службе. И дело не только в физической подготовке, - хотя порой и набитые на макеваре кулаки выручали, - но более в морально волевой подготовке. Именно сила воли дает человеку выносливость в экстремальной ситуации, чтобы не сломаться. Потому что в советской армии слабохарактерные и безвольные "ломались" и до самого дембеля их чморили. Я видел парней, которых Бог наделил великолепными физическими данными, так что они и не "качались" никогда, но имели уже только внешне грозный вид. Но их "ломали" и "чморили". И они становились половыми тряпками, об которые вытирали ноги. Их запугали, увидев бесхребетность...

Ну а теперь, сделав такое длинное вступление, перейду к самой теме. Для чего в Церкви с ранних веков начали вводить различные церковные правила и посты? Для чего многие святые упражнялись в аскетике?

Некоторые, по невежеству, приписывают таким верующим различные глупости, почему они соблюдают те правила. Не раз слышал, как говорят о таких: "Да они пытаются заслужить себе спасение делами! А делами закона не оправдается никакая плоть! Да мы под благодатью, а они вне Христа!"

Церковными правилами не пытаются заменить Христа. Это упражнения для развития силы воли, чтобы иметь силу жить по духу. Ведь чтобы жить по духу, нужно распинать плоть свою со страстями. Для умерщвлиния своей плотской натуры требуется понуждение себя. Ибо нудящие себя восхищают Царство Небесное аж до дня НЫНЕ, когда то Царство водворяется в человеке. Перед человеком на протяжении дня сотни раз встает выбор: поступить по плоти или по духу? В тех случаях, где человек уже оставил земное пристрастие к чему-то, ему уже легко дается тот выбор, так что он уже даже и не стоит перед выбором, а по инерции поступает по духу. А вот там, где душа еще имеет земное пристрастие, то она либо по инерции грешит, либо уже ощущает выбор: а может уже больше не стоит позволять себе идти на поводу у плоти, а дать место Христу в себе? Но еще душа не тверда в том выборе, почему и сам вопрос выбора для нее актуален. Совать ли пальцы в розетку под током для здравого умом такой вопрос даже не стоит. Конечно, не совать! Это же глупо совать. В этом вопросе человек уже утвержден, потому и нет для него даже выбора такого. А вот когда есть выбор, то это означает, что душа еще не утверждена в истине, почему и стоит еще перед ней выбор, согрешить или нет. И вот по таким вопросам, когда еще стоит выбор, важно иметь силу воли, чтобы понудить себя поступить по духу, а не по плоти. А если человек духовный импотент, если он как то чмо безвольное в армии, то он угождает похоти своей и оправдывается: "Мне Бог не дает силы победить эту страсть. Я понимаю, что это грех. Но ничего не могу с собой поделать. Эта страсть сильнее меня..." И Бог такой душе не будет помогать, если она по жизни как чмо. Она не хочет работать над собой, понуждать себя учиться владеть собой и подчинять желания плоти своей воли. Если бы хотела, то начала бы вводить сама для себя некие правила самодисциплины, чтобы сделать их для себя нормой жизни. Как зубы каждое утро человек чистит, так и некие духовные правила должны быть у души. Если только она желает обрести Царство уже сегодня, живя еще в смертном теле. Ну а если в гробу она видала то Царство, потому что плоти служит и ублажает ее, то такой душе вразумления - как мертвому припарка...

Когда после армии я стал на путь духовного совершенства, попав сперва к пятидесятникам, то там мы вводили для себя некие духовные правила. Не такие строгие, как в ПЦ, но все же хоть что-то делали. Так за правило считалось совершать обязательные молитвы утром и вечером. Ну и выделять время для чтения Библии. Вот и я ввел себе за правило просыпаться раньше, чтобы помолиться, а потом 20 минут на чтение Библии. И это правило я старался соблюдать даже когда болел и была температура. Я нудил себя. И часто после такого самопонуждения ощущал себя здоровее, и в целом ощущал духовный подъем. И у нас перед Евхаристией всегда объявляли пост. А во время поста, как и написано в Библии, исключалась сексуальная близость между мужем и женой. У нас в общине это понимали. Но совсем недавно я наткнулся на нео-протестантов, которые назвали то воздержание перед Евхаристией чушью и ересью, потому что у них так не принято. Т.е., это уже более обновленная форма "христианства", по сравнению даже с той моей бывшей пятидесятнической общиной. Не удивлюсь, если у них можно и во время совокупления "причащаться". Христианство меняется с появлением каждого нового течения, где каждый сам себе апостол и учитель...

Общих правил и уставов не существует в церквях. Но каждый должен подбирать себе ту методику и технологию для работы над собой, которая более к нему подходит. Не нужно проявлять излишнее рвение. Как в спорте от перегрузок можно повредить мышцы, так и в духовном. Не нужно равняться на великих аскетов, типа столпников, затворников, пустынников. То не каждому дано. Они  много лет шли к тому уровню. Как и спортсмены не сразу становятся чемпионами и рекордсменами. Но много лет потратили они на изнурительные тренировки и соблюдение спортивных режимов, отказывая себе во многих земных наслаждениях. Так и в духовном. Лучше избрать менее строгое правило, но проявить в нем постоянство, чем выбрать более строгий режим, но проявить в нем непостоянство.

При этом надо помнить, что церковные правила и уставы - это не цель христианской жизни. Но это инструменты для обретения силы воли. А сила воли нужна для победы над самим собой, чтобы как можно дольше пребывать в духе и не идти на поводу и своей похоти, когда она будет звать душу сойти с горы на Землю...

Христос на Своем Личном примере показал, что, крестившись в воде, должно не проповедовать идти, а уединиться в пустыню. А из пустыни Иисус вышел в силе духа. Таким образом Господь показал, что до тех пор, пока человек не исполнится силой духа, он не должен выходить ни на какое служение...

2023.11.07


Рецензии