почему скепсис против...

                Почему скепсис против евреев?

                (Интервью с проф. Мендель)

                (Из немецких газет. Сокр. пер. с нем. Е.Дроздова)

   Вопрос: г-н профессор, какое наибольшее разочарование Вы испытали после событий в Израиле 7-ого октября?

   Ответ: радостные демонстрации в Берлине и других немецких городах. Другое разочарование - это широко распространенное равнодушие. События в Израиле меня как человека  шокировали. А вокруг меня люди радовались убитым евреям или молчали. Не было никакой реакции общества, которую я ожидал, и это было трагично.

   В.: что Вы имеете ввиду?

   О.: если завтра случится большое землетрясение, люди, конечно, проявят солидарность. Я ожидал, что то же произойдет  и после 7-ого октября. Я надеялся, что немецкое общество прореагирует с негодованием. Но этого не случилось.

   В.: почему?

   О.: существует большая разница между выступлениями политиков и восприятием общества. Когда, например, фрау Меркель в 2008г. объявила, что безопасность Израиля относится к приоритетам Германии, Израиль и евреи большей частью (немецкого) общества рассматривались со скепсисом и дистанцией.

   В.: что это означает для Вашей научной и политической работы?

   О.: я уверен в следующем: неважно, как человек политически себя рассматривает и как он оценивает положение на Ближнем Востоке, существуют общие основополагающие понятия. 7-ого октября я должен был констатировать, что у части иммигрантов и левых эти понятия отсутствуют. Не существует единого мнения, что плохо, когда пытают и убивают ребенка, к какой бы религии он не относился. Если это происходит, невозможно дискутировать друг с другом.

   В.: Грета Тунберг (Greta Thunberg - парадная фигура движения в зажиту климата - пер.) фантазирует о геноциде в Газе, движение чернокожих в Америке "Black Lives Matter" ("Жизнь черных важна" - пер.) прославляет хамас как движение освобождения. Откуда идет ненависть постколониальных левых к Израилю?

   О.: это связано с постколониальной теорией и политикой левых. Обе делят мир на белых и небелых, при этом Запад приравнивается к белым, а белые всегда поработители. Израиль является форпост Запада на Ближнем Востоке, евреи, конечно, белые, хотя больше половины проживающих в Израиле евреев выходцы из арабских стран.

   В.: евреи - захватчики, палетинцы - порабощенный народ?

   О.: да, но исторически это неверно. К тому же существует претензия, постоянно выступать на стороне слабых. Слабыми быть всегда хорошо. Но это не так: можно быть слабым и фундаменталистом, слабым и ненавидеть женщин.

   В.: в Германии сейчас много говорят о мусульманском антисемитизме, при этом забывают о "врожденной немецкой " ненависти к евреям справа?

   О.: я правоэкстремистов ни на секунду не выпускаю из глаз, но теперь не время об этом говорить.

   В.: не боитесь ли Вы, что из-за этой дискуссии окрепнет антимусульманский расизм?

   О.: мы живем в двойном мире: (с одной стороны) мы должны бороться с таким расизмом и в то же время не забывать, что среди мусульман существует антисемитизм. Для меня единственно правильное поведение следующее: не замалчивать мусульманский антисемитизм и одновременно не разыгрывать карту враждебного отношения к мусульманам.

   В.: как 7-ое октября изменило Вашу работу со школами?

   О.: с тех пор мы провели много бесед с учителями. Но я хочу вернуться к уже упоминавшемуся отсутствию реакции (на эти события). Давайте вспомним о преступлении (исламистов) в Париже в 2015г. Тогда в немецких школах спонтанно происходили минуты молчания и беседы об этом. После же 7-ого октября ничего похожего не было и в помине.

   В.: в Ваших словах звучит горечь.

   О.: в педагогике как и в жизни: кто упустит верный момент, тот потом может много сделать, а упущенное все равно не наверстает.

   В.: что из этого следует?

   О.: я часть этого общества, это и мой просчет. Я еще не знаю, что все это для совместной жизни людей разных религий значит. В любом случае 7-ое октября переломный момент.


Рецензии