Опасные ловушки развивающих игр

  Встретились однажды три друга, три молодых педагога в своей полюбившейся им со студенческих лет пивной, и стали они разговаривать «про жизнь». После третьей порции больших кружек друзья перестали стесняться и стали рассказывать о своих «ляпах» в работе с детьми, которые, как известно, взрослеют быстрее, чем можно себе это представить. Кто в этом виноват? Конечно, Его Величество Интернет. Но от этого страдают учителя.

        Первый докладчик, учитель дополнительного образования, поведал о своем  внезапном фиаско в седьмом классе одной из частных школ, куда он устроился на подработку по очень большому знакомству.  Познакомив учащихся с правилами игры, он предложил шести добровольцам определить уровень своих способностей. Для быстроты проведения соревнования он сам решил сокращать фамилии участников до трёх первых букв, за которыми он планировал начертать баллы, получаемые ими в ходе бурных спортивных баталий.  С набором участников дело сразу затормозилось. Никто из девочек не изъявлял желания. Автору игры очень хотелось сравнить уровень интуиции мальчиков и девочек. Пришлось обратиться за помощью к классному руководителю. Назначенная  девочка вяло кивнула головой в знак согласия и продолжала мечтательно смотреть в окно.
  И вот какая оказия случилась.  Процесс записи сокращенных д
о трёх букв фамилий участников шел быстро, как вдруг произошла неожиданность, которую педагог не смог предусмотреть в пылу своих творческих амбиций. Перед тем, как каллиграфически вывести на доске её вновь приобретённое спортивное имя, учитель вдруг почувствовал кожей надвигающуюся энергетическую волну, но не придал этому значения.. . Автоматически  выслушав фамилию девочки, красивым почерком вывел на доске три первых буквы её фамилии.


  Гомерический гогот мужской половины аудитории встряхнул с него образ фокусника, готовившегося сбросить черную ткань с сосуда, из которого должны были выпорхнуть белые голуби. Пытаясь найти причину происшедшего в зале, он внимательно сканировал аудиторию. На лицах всех без исключения мальчиков ярко сияли торжественные клоунские улыбки, в глазах искрились лукавые огоньки. Несколько девочек уткнулись в учебники, которыми они закрыли свои лица, скрывая свои эмоции, другие дружно повернули головы в сторону обладательницы простой, на первый взгляд, обычной русской фамилии - Пахомова.


    На девочку без сожаления нельзя было смотреть. Она со слезами на глазах выбежала из класса. А на следующий день нашему экспериментатору в качестве благодарности за неудавшуюся премьеру авторской интеллектуальной разработки предъявили распоряжение об увольнении. Его попытка объяснить отсутствие злого умысла в содеянном, окончилась неудачей.   Более того, к такому же результату привела ссылка на Толковый словарь живого великорусского язык В.И.Даля, в котором обсуждаемое слово «пах» имеет значение «подмышка».

         Похлопав сочувственно коллегу по плечу, слово для исповеди взял другой участник коллективной дегустации напитка, вызывающего жгучее желание пооткровенничать на публике. Ключевой проблемой его драматического рассказа была переработанная версия популярной телевизионной игры «Поле чудес».  Лихо, написав на доске тему «Оружие», к которой имеет отношение загаданное слово из пяти букв, наш рассказчик озвучил содержание приза тому, кто первым отгадает слово. На кону оказалось лакомство из горького шоколада. Секунда, и первая буква угадана сразу – «Б». Она торжественно заняла место посредине пяти квадратов. Через пару минут успешно назвали последнюю букву искомого слова – «Я». Развязка выстрелила петардой гомерического хохота, когда игрок, ничем и никогда не выделявшийся на интеллектуальных ристалищах, промямлил: «Буква эль».  Машинально, ведомый своим обязательством закончить игру и вручить обещанный приз победителю, учитель без восторга и комментариев разместил злополучную «эль» между «Б» и «Я». Заканчивая свой грустный рассказ, он задумчиво, погрузившись в океан своих воспоминаний, прошептал: "А ведь хотел же загадать слово Шпага"...

        Третий докладчик решил шокировать друзей своим рассказом, который он кратко озаглавил «Месть». Он также обратился к теме развивающих игр, вспомнив о популярной в годы обучения в пединституте игре «Балда». Нынешним учащимся она известна и даже – очень мила под названием «Виселица». Судьбе проигравшего игрока не позавидуешь. Под дружное улюлюканье оставшихся в игре соперников, его в виде куклы, изображают висящим на нарисованной виселице.

  Так вот, суть игры состоит в том, что каждый из игроков обязан добавлять к написанной букве слева или справа ещё одну букву. Главное условие – не закончить слово. Правила этой игры предполагают наличие возможности у игрока,  обязанного поставить очередную букву, потребовать у соперника озвучить слово, которое он задумал. Если он не может назвать грамматически правильное слово, отвечающее следующим признакам: имя существительное, нарицательное, в именительном падеже, единственном числе, то он считается проигравшим в данном раунде. По старым правилам напротив его фамилии пишется буква «Б». При втором проигрыше к ней добавляется буква «А», при третьем – «Л», потом – «Д», пока не образуется оскорбительно – обидное слово «Балда». По новым правилам, каждый промах игрока «награждается» частью будущей схематической виселицы из пяти графических компонентов, к которым пририсовывается кукла, имитирующая проигравшего. Он покидает игровой стол. Особую прелесть составляет эта игра в формате «баттл».

  Находясь в очень игривом настроении, последний докладчик своей истории сделал загадочный вид. Он сообщил коллегам, что дерзкий мальчишка, обещавший обыграть преподавателя, с которым у него были давние «счёты», выиграл по жребию право первого хода. Он выбрал букву «Й».  Тысячи вариантов развития игры были, по словам учителя, сознательно и рискованно с его стороны, отброшены неожиданным ходом – буквой «У», которую наш герой, настроенный отомстить сопернику, поставил слева от буквы «Й».

  Зрачки у мальчика расширились как у кота в сумерках наступающей ночи. Мысли о продолжении игры покинули его в результате возникшего блока и психологического шока.

        Рассказчик, понизив голос до шёпота, заговорщически сообщил своим друзьям, что он сам себе «подложил свинью», но желание отомстить нахальному пацану было выше взрослой осмотрительности. Сначала в глазах юного соперника забегали лукавые огоньки. Он, то смотрел на образовавшийся провокационный слог «уй», то на учителя, пытаясь адекватно оценить ситуацию. Читалось его желание устроить скандал с разбирательством некорректного поведения педагога. В конце концов, взвесив все «за и против», он, видимо, вспомнил о своих правах, и спросил, что за слово задумал соперник.

        Вместо ответа, наш докладчик задал встречный вопрос своему юному, но не по годам дерзкому сопернику: "Когда приходишь на пляж, который обслуживают спасатели, какое предостережение написано первым в списке? Правильно! Не заплывай за буй! Вот, запиши список слов, которые помогут тебе в подобной ситуации   продолжить игру «Балда» после появления коварного слога «уй»: буй, буйвол, буйволенок, буйволица, буржуй, буржуйка, маракуйя, обалдуй, пескоструйка, поцелуй, рататуй, сабантуй, уйма, уйгур, ушкуй,  ушкуйник, холуй ,холуйство, чешуйка, чуйка".
        Едва закончились аплодисменты коллег, он попросил еще одну минуту, чтобы не только рассказать коллегам еще одну историю, но и дать им шанс проверить свой словарный запас. Он изложил реальную ситуацию на тренировке группы половозрелых девятиклассников, которые лихо соорудили из трех букв следующий "шедевр мысли" - слог "ебу". 
        Также, чтобы погрузить своих коллег в атмосферу нстоящего состязания, он   включил таймер смартфона на десять секунд,  торжествующе смотря на их внезапно вспотевшие лица, пытаясь угадать, кто же первым найдет реальное продолжение слова, превратив скандальное сочетание в литературное слово. Оказалось, десяти секунд мало!
         Громко вздохнув, он озвучил два слова - "зебу" и "ребус"...


Рецензии