Переоцененные шедевры Откровения, которых нет
Возмем например одну из догм : "Если знаешь своего противника и знаешь самого себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а противника не знаешь, победишь однажды, а другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни противника, ты будешь терпеть поражение каждый раз, когда будешь сражаться."
Не будем критиковать подробно очевидные догматические утверждения, которое является простым упрощением и иногда чудовищным обобщением. Например, если я знаю, что у противника 1000 воинов да еще хорошо обученых и экипированых, а у меня 100 пращелыг одетых кое как, это не означает, что опасности не будет. Или если у меня лучшая армия в мире, а противники - отсталые племена...Там постоянно встречаются очевидные,любому нормальному человеку вещи: собираешься в поход - возьми еды.Подчиненных не гноби.Информация очень важна.Планирование важно. и т.д.
Таким образом, весь трактат можно свести к нескольким основным принципам:
Не будь недоумком.
Думай головой используя логику и здравый смысл,планируй и просчитывай все варианты.
Постоянно обучайся и будь в тренде.
Разумеется, нельзя сказать, что трактат "Искусство войны" - полная ерунда. Но я не обнаружил в нем того "вау-эффекта", который многие приписывают этой книге.
2)Вторым в нашем списке идет Никколо Макиавелли и его книга "Государь". Эта работа часто вызывает интерес и обсуждения. Однако, хотя книга является важным произведением политической философии, в ней отсутствует какое-либо супер откровение или новаторский подход.
Макиавелли представляет свои мысли и рекомендации относительно того, как достичь и удержать власть. Он обращается к принципам тактики и стратегии, анализируя различные политические ситуации и демонстрируя свое понимание природы власти. Однако, многие из его идей являются субьективными,схематичными и неприменимыми в разном политическом контексте.
В "Государе" Макиавелли обращается к теме манипуляции и использования силы в политике. Он подчеркивает необходимость для правителя быть гибким и готовым прибегнуть к различным средствам для достижения своих целей. Даже если опустить морально-этический аспект,а он очень важен в деле управления большими массами людей,даже тогда его советы довольно сомнительны.
Разберем некоторые правила государя.
Первое правило государя
«Старайтесь лично присутствовать в новых владениях. Близость правителя позволит жителям ощутить собственную значимость и одновременно отпугнёт врагов.»
Я бы поставил на то,что его могут попытаться убить))Подложат местную девку,отравят еду,или просто поднимут мятеж и сожгут резиденцию.Но даже если нет. Личное присутствие правителя во всех новых владениях может быть невозможным из-за ограничений времени и ресурсов. Вместо того, чтобы фокусироваться на физическом присутствии, правитель может использовать эффективные системы управления и коммуникации для поддержания связи с различными территориями. Такой подход может быть более реалистичным и эффективным.А что бы люди почувствовали себя значимыми можно дать их территории какой нибудь особый статус,ничего не стоющую безделицу зато уникальную.Или уменьшить налоги.Да много чего можно придумать.
Второе правило государя:
«Всегда принимайте меры по устранению потенциальных конкурентов. Защищайте слабых лидеров вокруг новых владений, они с удовольствием присоединятся к вам. Ваш союз может стать достаточно сильным, чтобы бросить вызов мощным государствам, которые могут угрожать вашей власти.»
Или однажды конкуренты сообразят? куда деваются,их собратья по конкуренству и устранят угрозу))Но даже если нет…Конкуренция стимулирует инновации и развитие. Когда существуют конкурирующие силы, стремящиеся достичь успеха, это способствует появлению новых идей, технологий и улучшений. Если все потенциальные конкуренты будут устранены, возможна стагнация и прекращение развития.В краткосрочной перспективе еще туда-сюда,а вот в долгую такая политика приведет к самым печальным результатам.
Будьте внимательны к будущим угрозам. Болезнь легче вылечить в начале, поэтому и соперников проще остановить при их первом наступлении.
В пример обычно приводят римлян: Древние римляне использовали эту тактику при захвате Греции. Они не позволяли ни одному местному лидеру стать сильнее, чем другие, неважно, насколько лояльным он был к римлянам.
Или создать непримеримого врага,которому нечего терять.Но даже если нет.Это работает только тогда,когда вражеские лидеры глупы и атамизированы,неспособные к обьединению либо выдвижению единого лидера.Какая разница будет ли единый лидер ,контролирующий 100% ресурсов или это будет альянс из 4 , у каждого из которых по 25% ?Тем более что такие явные вмешательства могут только подстегнуть стремление к независимости.Иными словами ,против идиотов ,никчему,столь сложные интриги,а против умных, необходимо действовать точечно и разнообразно.
Таким образом, хотя "Государь" Макиавелли является важным произведением политической мысли, оно не предлагает ничего особенного или новаторского. Его идеи базируются на практических соображениях и годятся для совсем уж простаков.Это как вместо изучения нот,правил построения музыкального произведения,учить человека тому что инструмент надо держать руками,а издоваемые звуки связаные между собой.
Третьим в списке будет чение или философия Карлоса Кастанеды.
В своё время я довольно много посвятил времени изучению этой философии. Этакий депрессивно-фаталистический "Гарри Поттер" для ищущих смысла людей. Мысли, изложенные Карлосом, это натуральная мешанина. Для себя я ее разбил на 3 категории:
1)Полезные мысли, которые основываются, по большей части, на логике и здравом смысле.
2)Сомнительные, субъективные мысли, которые могут быть хорошими для одних и плохими для других.
3)Откровенно бредовые и иррациональные мысли, которые, очевидно, пришли в голову автору под действием психоактивных веществ.
К первой категории можно отнести стремление к безупречности. Раз уж ты что-то делаешь, то логично это делать хорошо, потому что если выбор стоит между сделать хорошо и сделать плохо, есть смысл хотя бы стараться. Также полезна идея выхода за привычные рамки мировосприятия и восстановления единства с природой. Кастанеда подчеркивает важность гармоничных отношений с природой и осознания нашей взаимосвязи с ней. Борьба с чувством собственной важности также имеет смысл, поскольку нарциссизм редко приводит к благу. Стремление к внутренней свободе и принятие себя тоже можно отнести к полезным свойствам, которые универсальны, базируются на логике и могут быть аргументированы, приносят пользу человеку.
Ко второй категории относится большая часть его мыслей. Отказ от желаний, отказ от личности - "У воина нет ни чести, ни достоинства, ни семьи, ни имени, ни родины. Есть только жизнь, которую нужно прожить." Жить без чести, достоинства, имени, семьи и родины конечно можно, но сложно. И самое главное, зачем? Кто-то скажет, что не всякое утверждение стоит рассматривать буквально. Но вот в чем соль: он сам многократно заявляет, что не следует усложнять простые вещи. Отказ от привязанностей может сделать нас свободнее, но делает ли нас это счастливее? Я очень сомневаюсь. В целом, как мне кажется, автор исходя из своего субъективного опыта, говорит некоторую туманную идею или концепцию, и каждый видит в ней то, что хочет видеть. И самое забавное, что он часто противоречит сам себе. Например, отказ от желаний с одной стороны и желание быть безупречным во всем. Или важность понимания того, что у человека множество путей, но при этом постоянно рассуждает о том, что правильно, а что нет и какой путь надо выбирать.А уж про остановку внутреннего диалога,и вовсе хочется умолчать….С чего он вобще взял что проблема в нем?Она может быть таковой если у человека развита мнительность или паранойя,но в таком случаее лучше пойти к специалисту а не пытаться заткнуть свой внутренний голос.
Ну, а к третьей категории относятся трипы, мифы, домыслы и так далее. С таким же успехом можно пытаться выковать кольцо всевластия, как у Саурона. Но затем, когда мы угрохаем кучу времени и сил на создание такого кольца, наш мозг будет стараться найти подтверждения в том, что кольцо работает. Я получил повышение – ух ты, ну это кольцо! Загорелся зеленый свет на светофоре? Определенно, кольцо работает. Позвал на свидание девушку, и она не сказала "нет"? Разве могло быть иначе? Я же темный властелин, ухахахах. Примерно так и у Кастанеды. Практики, упражнения и прочая эзотерика могут быть довольно вредной штукой, особенно для людей с богатым воображением.
Мне искренне жаль людей, которые тратят много времени и энергии на погружение в мир грез и иллюзий Кастанеды. В поисках смысла и понимания мира мы иногда идём по разным путям, и для некоторых людей учение Кастанеды может быть источником вдохновения или притягательной идеей. Однако, важно сохранять здравый смысл и критическое мышление, чтобы не потеряться в сумбуре фантазий и иллюзий.
Каждый человек имеет свой уникальный путь самооткрытия и поиска смысла жизни. Важно находить баланс между исследованием различных идей и концепций, и при этом не утрачивать связь с реальностью и здравым смыслом. Критическое мышление помогает нам отделить зерна истины от мифов и фантазий, чтобы принимать обоснованные решения и строить смысловую систему, которая соответствует нашей индивидуальности и ценностям.
И наконкц последняя в сегодняшнем списке : Алиса в стране чудес Льюиса Керрола.Я большой фанат этой истории.Однако заметил давольно давно, неадекватно избыточный смысл,который люди придают этой книге.
Розмышляя над тем почему так могло получиться я выделил несколько причин.
Многогранность и неоднозначность текста: Книга Льюиса Кэрролла содержит множество символов, аллегорий и метафор, которые могут быть открыты для различных интерпретаций. Это оставляет место для индивидуального понимания и размышлений читателей, что позволяет каждому находить в ней собственный смысл.
Философская глубина: Некоторые аспекты "Алисы в стране чудес" действительно затрагивают философские темы, такие как природа реальности, логические противоречия, самоидентификация и трансформация. Эти темы могут быть стимулирующими для философских размышлений и привлекательными для тех, кто интересуется такими вопросами.
Культурное значение: "Алиса в стране чудес" является одним из самых известных и любимых произведений в мировой литературе. Она имеет богатую историю и широкое культурное влияние. Это приводит к созданию различных интерпретаций и анализов, которые могут придавать книге дополнительный смысл.
Персональные связи и эмоциональное влияние: Для многих людей "Алиса в стране чудес" является книгой, которая оказывает сильное эмоциональное воздействие и связана с их собственными личными переживаниями и опытом. В таких случаях люди могут придавать книге больший смысл, искать в ней ответы на свои вопросы или находить в ней утешение.
Все эти факторы, в сочетании с творческими и свободными интерпретациями, могут приводить к тому, что некоторые люди придают "Алисе в стране чудес" избыточный смысл и видят в ней философскую глубину, которая может превосходить исходное намерение автора.
Свидетельство о публикации №223110701331