Конфликт мироздания...
***
Выдающийся русский художник В.Г. Перов, бывший и хорошим писателем, в одном из своих проникновенных рассказов «Новогодняя легенда о счастье» говоря о смысле творчества живописца, упомянул легенду о счастье, «которое покидает нередко артистов, отвыкших от серьёзного труда в пору их полной славы ».*
*«Легенда о счастье», Проза и стихи русских художников, сборник., М, Московский рабочий, 1987г.
Это упоминание крупнейшего мастера кисти хочется сделать эпиграфом к данной работе. Признаюсь, решение было трудное. Мои образованные друзья, для которых и искусство, и литература, и философия -друзья всей их жизни и кто меня полностью поддерживает в замысле статьи, не рискнули согласиться озвучить свои имена. Оно и понятно- патриарх русского искусства слишком велик и чего уж гневить его. Очевидно такие уж времена- академиков, многажды титулованных, не критикуют. Но мне, автору, выбора не осталось.
Часто какое либо одно единственное произведение гораздо лучше говорит о создавшем его авторе, чем самые глубокие или объёмные труды о нём. Таким же примером является и художественная матрица [С.А. Гавриляченко, «Харон»]. Сюжет произведения, которое рассматривается нами в качестве обобщающего для творчества Сергея Александровича Гавриляченко (р. 2.10.1956) гораздо многословнее одинокой фигуры лодочника на большой воде. Возможно именно эта картина и именно этого автора в самой наглядной форме отражает суть происходящего в культурной и социальной жизни России. Сергей Гавриляченко не только мыслящий художник, но и в самом верном смысле слова – философствующий. Допускаем, что автор искал иной смысл, работая над картиной. Нам же представляется, что произведение имеет очень глубокий обобщающий смысл.
Вообще, произведения этого автора по мере их появления - это не только отражение происходящего на стыке эпох, но и своеобразный индикатор смены настроений и мировоззрения значительной части мыслящей интеллигенции. Изучение наследия этого известного и признанного мастера во многом поможет понять суть происходящего в сознании и мировоззрениии русской интеллигенции рубежа 20-21вв., на пути к созданию и укреплению потребительского общества в России.
Генезис творчества, а точнее - эволюции творчества мастера следует рассматривать в нескольких плоскостях.
Основа творчества художника безусловно определяется его личной жизнью. У С.Гавриляченко значительная часть жизни прошла в южнорусских донских землях.
И быт, и традиции людей с казачьей «закваской» не только повлияли на характер и мировоззрение художника, но и стали обширной темой его творчества на протяжении значительного периода. Об этой части жизни мастера неоднократно указывалось в работах известных критиков В.Калашникова в работе «Круг казачьей жизни», опубликованной в Вестнике актуальных прогнозов. Россия, третье тысячелетие, 2017г., №17, Нины Гром, «Художественная школа, №6, 2008г. и др. публикациях.
Ставшие хрестоматийными для этого автора произведения «В поход» (2002), «Постриги» (1994) , «Казачьи проводы» (1997), «Атака» (2002г.), «В дорогу» демонстрируют и знание автором жизни казачества, и его причастность к её ценностям и веру в правду этих ценностей.
К другому кругу произведений относятся портреты и пейзажи, часть из которых посвящена опять же донскому краю.
Ряд произведений посвящён отдельным деятелям, среди которых мы видим и известных атаманов, и деятелей русской культуры («Атаман Самсонов», «А.С.Пушкин в деле при Инжа-Су» (1998).
Романтические искания нашли отражение во многих полотнах автора и целый ряд из них подтверждает любовь мастера к своей родине и своим истокам «Курень», «Лето Господне» и многие др..
Вместе с тем, как автор, способный не только видеть, но и помнить, С.А. Гавриляченко создал немало картин, запечатлевших боль и скорбь русского казачества. К числу таких произведений можно отнести «Лемнос. Изгнание» (2003). «Исход» (1992), «Убитый».
Именно этот цикл позволяет понять, что изобразительно-смысловые трансформации в творчестве С.А. Гавриляченко не являются неожиданными.
Но есть целый ряд произведений автора, по мнению некоторых наблюдателей являющихся, совсем «странными» для певца русской темы. Художник, известный образами прекрасных людей, глубоко болеющий прошлым своего народа и края написал много и других картин, на первый взгляд никак не отвечающей, если судить по вышеназванным произведениям, мировоззренческой линии художника.
Так ли это и о каких произведениях художника идёт речь?
В солидном перечне этих работ («Перекур муз», «Панская жизнь»; «Сомлевшая персидка»; «Египетские ночи»; «Саломея»; «Даная», « Большая просвещенная одалиска») мы видим обнажённые фигуры женщин, в большинстве своём главное достоинство которых- выразительное тело. И даже в этом случае не возникает мысли говорить об этих произведениях из ряда работ гедонистической направленности. Подсматривающие за смазливыми персонажами смутные образы мужчин, шинель военного в прихожей, группа обнажённых курящих женщин в мастерской живописца выдают иное настроение, признаки неприкрытой иронии и даже сарказма. Мастер более зрелых и глубоких сюжетных композиций в данном случае вовсе не отдыхает. Также он не даёт возможности зрителю насладиться праздником женской красоты. Его персонажи - усталы и унылы, безрадостны и почти бездушны. В них нет и той особой чувственной красоты, что манит и восхищает поэтов, художников, скульпторов. Откуда же тогда всё это у автора, который запомнился нам иными образами («Постриги»), где есть и красота, и скромность и очарование русских женщин? Как могло случиться, что такая значительная личность, явно впитавшая в себя опыт и мир иного толка, личность думающая и проявившая себя не только в своём основном творчестве, но и в других сферах духовного бытия «ушла» в мир совершенно иных ценностей? Что ж, предлагается попытаться найти ответ в высказываниях видных деятелей православной церкви второй половины 20-го века начала 21 вв, , по-своему оценивших изменения в стране и умах наших современников.
На мой взгляд интересно познакомиться с выводами таких деятелей церкви, как митрополит Антоний Сурожский (1914-2003) ("Красота и уродство. Беседы об искусстве и реальности"), св. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), Отец Иоанн Крестьянкин.
Вот некоторые мысли подвижников православия о кризисе современного человека.
Митрополит Антоний Сурожский, «Красота и уродство: Беседы об искусстве и реальности», М., Никея, 2017:
«…совершенно точно, что красота уникальна, красота неповторима, красота целостна, но то, как мы её видим, может составить проблему. Это относится не только к красоте, но и ко всему в нашей жизни. Наш взгляд должен быть ясным, наше сердце должно быть чистым, наш разум должен быть просвещённым, всё наше существо должно обладать целостностью и цельностью, если мы хотим видеть целостность и цельность вокруг себя».
/Антоний Сурожский, митрополит, (06.06.1914 (н.с.) -04.08.2003)/
Св. Лука Войно -Ясенецкий (Лука Крымский), «ДУХ. ДУША. ТЕЛО»
«Не помышляя о власти над людьми, вникнуть в то, как можно развить способности свои и таланты, данные от Бога; смиренно, тихо углубиться в развитие способностей своих в тиши, в неведении миру. И может быть случится, как случалось уже не раз, что Господь возведет такого человека на недосягаемые вершины славы.
…Кто не следит за духом, за сердцем своим, становится распущенным в духовном отношении, никогда ни за чем не следит. Душа, оставшаяся без упражнения, становится подобной ниве, не возделанной несколько лет, которая зарастает бурьяном, негодной травой, колючками, которую трудно сделать плодоносной. Праздность духа, неупражнение в добрых делах приводят к гибели души, к зарастанию души всеми сорными травами греха.»
/Лука Войно -Ясенецкий (Лука Крымский), архиепископ (09.05.1887 (н.с.)-11.06.1961)/
Отец Иоанн Крестьянкин:
«…не сетуйте на творчество, это занятие ничем не хуже всякого другого. Если ты не забываешь, во Имя Кого и во имя чего ты творишь, то и отношение будет разное: одно дело – во славу Божию проповедовать творчеством и жизнью своей идеи, которые принес Спаситель, другое дело – во славу свою блеснуть, отличиться.…если всё наше молодое поколение (наше будущее) воспитается на чужих “хлебах” (и идеях), то Родина для них станет чужая, и они Ей тоже. Дай Бог всем нам понять это сердцем. Только тогда у России будет будущее…»
Иоанн Крестьянкин, архимандрит (11.04.1910- 05.06.2006)
Николай Сербский, Миссионерские письма. письмо 63 - к художнику
«Когда же труд отделяется от всего того, что делает его благородным и достойным человека…он приносит миру опустошение не меньшее, чем праздность»
Николай Сербский, епископ (05.12. 1881 (н.с.)- 18.03.1856)
Севастиан Карагандинский:
"Золотая середина нужна во всем и умеренность. А в отношении служения Богу и своего спасения постоянство нужно. Оно - главное, а не спешка, не чрезмерность".
/Севастиан Карагандинский, архимандрит (10.11.1884 (н.с.)-19.04.1966)/
Протоиерей Валериан Кречетов, (род. 14.04.1937 год, ныне здравствует) Интервью сайту «Православие и мир» ОТ 13 ФЕВРАЛЯ 2018 Г.:
«На самом деле во всем мы наблюдаем троичность. Три состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. Пространство наше трехмерно. Наконец, есть дух, душа, тело. А в музыке – гармония, мелодия, ритм. Гармония – это дух, мелодия – это душа, а ритм – это тело. Если у человека отнять дух и душу, то останется тело, то есть труп. Так и в современной музыке. Если пренебрегать гармонией, мелодией, оставлять только ритм, то получится музыкальный труп».
Из проповеди отца Дмитрия Смирнова:
Человеку нравится безобразная музыка, он теряет вкус к подлинным ценностям, в нем все извращается. И чтобы встать на место, ему надо опомниться. Надо перестроить себя так, и чтобы все звуки и цвета, те, что есть в истине были бы в тебе самом-тогда между тобой и истиной будет полная гармония, полное согласие… И если ты себя так переделаешь, то будешь блажен, у тебя не будет скорби. (Этот момент мы видим у Гавриляченко в его работах-раздумьях о болезни и смерти- авт.). Оказывается, то счастье, к которому стремиться человечество, достижимо только таким образом. Потому, что только то, что сердцевина, душа наша-она вечная и она наследует вечную жизнь. Господь назвал это единым на потребу. Трудность состоит в том, что грех стал нашим существом ,нашей второй натурой. А Господь сказал: Никто не может служить двум господам. Свет по природе своей не может смешаться с тьмою. Не может из одного источника течь вода и сладкая и горькая. Если смешать сладкое и горькое, то будет горькое. …Каждый день должен открываться для нас в духовном мире ( У Г. есть эти открытия-авт.)
/*Димитрий Смирнов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском Парке. Поучения, проповеди и советы 2012 г./
Михаил Труханов из бесед с духовными чадами:
Если мы что-то худое исследуем, то сами становимся общниками этого худого. Не есть мудрость знание худого ( Сирах 19.19)Знание худого- ложная мудрость, мудрость бесовская, которая нас только пачкает. Кто прикасается к смоле -тот очернится (Сирах 13.1) Познание не только механизм ознакомления с тем предметом, который мы познаем. Познание-это выхождение из того, кто познает и вхождение в то, что познается им. Ч. выходит из себя и входи в то, что он познает, т.е. познание -есть вхождение в познающее. И оно не может быть безразличным для познающего. Искус кроется в том, что " Будете как Боги, знающие добро и зло" (книга Бытия 3.5) Пока нет признанной нашим сердцем истины, мы вправе искать эту истину. Но если истину нашли, знаем, что истина это полнота святости, любви и добра. "Блажен, кто не познал глубин сатанинских" (Откровения 2.24) Опытное познание зла приводит к тому, что зло со всех сторон окружает нас и только портит нам жизнь. Потому, что правда Божия определила нам жить в святости. Человек, живя телом обрекает себя на духовную смерть. Извлеки драгоценное! (что драгоценно у Гавриляченко - авт.?) Драгоценное это установление правды, хотя бы ты эту правду вычитал из нестоящей брошюры. Всякое отступление от праведности есть уже ложная жизнь. И вот мы эту ложную жизнь "с мясом, с кровью" демонстрируем." Все мне позволительно, но не всё должно обладать мною" (1 послание коринфянам 6,12). Нам сказано" В плоти вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего( Римлянам 7,23) Человек властен пропускать через свою душу и Благодатный Дух Божий и дух бесовщины-дьявольщины.
**Дмитрий Труханов (р.14.09.1916 (н.с) -16.03.2006 г., протоиерей
Вопрос о кризисе веры и сознания в самом широком смысле ставился и ранее столпами православия Игнатием Брянчаниновым, Феофаном Затворником. Игнатий Брянчанинов к седьмому главному человеческому пороку греху тщеславия причислил «расположение к наукам и искусствам гибнущего сего века, искания, успеть в них для приобретения временной земной славы».
Представляется, что темы таких произведений С.А.Гавриляченко: «Социальный лифт», «Лифт в операционную», «Перекур муз", "Панская жизнь", "Сомлевшая персидка"; " Египетские ночи"; " Саломея"; «Даная;" «Большая просвещенная одалиска" (2014), «Сундук дэва и дева Вера» (2013) - это путь Харона в творческой реке автора от того огромного позитивного наследия, которым должно и можно гордиться русскому человеку.
Для автора очевидно, что творческий путь столь значительной художественной личности – не художественной единицы, а именно значительной и получившей признание многих общественных организаций и государственных учреждений (народный художник России, профессор МГАХИ им. В.И. Сурикова, секретарь Правления ВТОО «Союз художников России», лауреат многочисленных премий и кавалер ордена Сергия Радонежского III степени Русской православной церкви - является ёмким и верным отражением состояния русского изобразительного искусства, искусства благородного и мощного, но трагически надломленного искривлением мышления самих его творцов - представителей изобразительного, музыкального, театрального и киноискусства.
Ровно столетие назад на изломе своей истории Россия уже знала нечто подобное. И тогда и сейчас, на примере сотен и тысяч творческих биографий русская мысль и продукт её деятельности претерпевали глубочайшие изменения. Казалось бы, что это просто совокупность биографий, каждая из которых- глубоко личная. Конечно, это и тогда и сейчас было делом и личным и общественным. А если всё-таки общественным, встаёт вопрос - можно ли к этому относиться равнодушно?
Приведённые выше цитаты являются примерами выражения духовной мысли православных деятелей, но нередко многими современными творческими личностями представляются чем-то далёким, не имеющим прямого отношения к искусству. Но так ли считал в уже упомянутом литературном труде всё тот же Василий Перов, картины которого не только удивляют, но и воспитывают нас уже полтора века:
«…глубоко изучайте жизнь, а главное- горите всей любовью к искусству. При этом условии вы никогда не будете огорчены, будучи покинуты Счастьем. Правда нелестно быть непризнанным детищем такой любящей и непорочной матери как счастье, но утешайтесь, друзья мои, тем, что счастье есть совершенство... Счастье имеет единственный глаз на макушке, который устремлён постоянно в небо, где живёт Бог».*
Так всё ли дозволено художнику? То ли отражение видит он? Не сторонник во всём видеть Люцифера, не сторонник, но свет в мастерской художника слова, кисти, резца может иметь разное происхождение.
***
Москва, 17.02.2018г.
Свидетельство о публикации №223110701499