Таганка

   Живущие в Столице, знают Таганский район, как один из старейших районов Москвы. Театр на Таганке помнит Владимира Высоцкого, Валерия Золотухина и многих талантливых артистов, кто проработал в театре много лет. Высотное здание на набережной до настоящего времени вызывает восхищение у всех, кто бывает на Котельнической набережной.

  Здесь на Гончарной улице и сталинский дом, где вселившиеся в него жильцы, долго не задерживались. Отсюда их увозили на Лубянку. Редко кому из них удавалось вернуться назад.

   Таганская тюрьма исчезла безвозвратно. Её место расположения даже коренные москвичи указать не смогут. Да и много ли их осталось в живых. Но сохранились старые церкви, переулочки, ведущие на набережную Москвы-реки и застройка, которая веками осуществлялась на одном из семи холмов.

   Я о Таганке услышал в далёком детстве. У нас в посёлке проживало не мало людей в прошлом судимых. Сиблагерь был в Кировском районе города Новосибирска. Многие из людей в тридцатых годах были незаслуженно репрессированы. Мы не видели в этом разницы, многого ещё не понимали в силу возраста.
Общаясь с вернувшимися , после освобождения из колонии, с восторгом слушали их песни.Они почему-то быстро запоминались.
Особенно мне нравилась песня про Таганку. " ..Меня сгубила ты, Таганка"

   Почему сгубила и кого сгубила Таганка я тогда не понимал, но песню под звуки гармошки я слышал не однажды. Пелись и другие песни: про Чуйский тракт, про бродягу, который из-за девушки убил соперника, в котором потом узнал родного брата и другие. Но песня про Таганку мне нравилась почему-то бодьше других.

  И так сложилась, что с Таганкой была связана большая часть моей последующей  жизни в Столице.

А моё знакомство с Таганкой началось с первых дней службы в Советской армии. Наша воинская часть дислоцировалась недалеко от станции метро. И напрвляясь на патрульную службу, мы всегда садились в поезд на этой станции. Три года отсюда мы
начинали знакомство с Москвой, бегали в фотоателье,чтобы сфотографироваться в парадной форме и выслать своё фото родным и своей девушке. Отсюда начиналось наше увольнение в город, когда нам давали увольнительную.

   Свою службу в МВД я начал с станции метро"Таганская". Из отдела кадров милиции  в нашу воинскую часть,накануне демобилизации, нередко приходили  "вербовщики", которые после демобилизации предлагали работу в разных городах и в Москве. Приходил к нам и сотрудник отдела кадров из отделения по охране Московского метрополитена.

   Во время несения патрульной службы я неоднократно встречался с постовыми милиционерами, дежурившими на станциях. В беседах  я интересовался возможностью учиться в высшем учебном заведении, льготах, которые предоставлялись сотрудникам милиции. Но меня больше интересовал  спорт, которым можно было заниматься в спортивных секциях "Динамо".

   Предложения пойти служить в милицию я принял сразу и написал заявление. Написали такие заявления и многие мои сослуживцы. Но когда,перед демобилизацией записавшимся поступить на службу в милицию потребовалась характеристика с места службы,то командир части  рекомендацию дал только  двоим. Отказ другим солдатам был мотивирован тем, что они не достойны служить в органах внутренних дел Столицы. Прозорливым был мой командир части и очень справедивым по отношении к солдатам. Под стать ему были и командиры рот, взводов.

   Дальновидным оказался подполковник Филлпенко. Все, кто поступили в милицию по своей инициативе, с кдрами  всегда в милиции было "туго", в течении нескольких недель были уволены за непригодностью. Я не уточнял причину их увольнения, потому что, многих из них хорошо за три года службы узнал. Вряд ли из них кто-то мог стать хорошим милиционером.

  Служба в милиции действительно не была лёгкой. Работа в три смены, постоянное нахождение на платформе среди тысяч пассажиров, где в субботние дни редкие часы обходились без задержания нарушителей. Особенно в зимнее время, выпившие на улице, стремились войти в метро, чтобы добраться до нужной остановки. Возникали постоянные конфликты с контролёрами и те вызывали постового милиционера сигналом свистка, который они никогда не выпускали из рук.

   Я вспоминаю свой первый день службы на станции метро "Таганская"- кольцевая, радиальной линии тогда ещё не было. После окончания службы в аомии я на несколько дней вернулся к матери в деревню, но пробыл не долго, даже не отгулял положенный после демобилизации месяц.

   Моего  появления в отделе кадров  не ждали, не были ещё закончены необходимые проверки по месту прежнего жительства и работы. Я опередил события. Ночевать мне было негде и я хотел переночеватьна вокзале. В то время московская жизнь многих приезжих начиналась с ночёвок на вокзалах. Но мой будущий командир взвода Евгений, я и сейчас поддерживаю с ним связь, предложил мне переночевать у него дома. Его супруга с пониманием отнеслась к просьбе мужа. У него я впервые увидел телевизор с линзой.

   На другой день старшина отвёл меня в общежитие. А следующий день стал моим первым днём службы в московской милиции. В штатской одежде, вместе со старшиной мы несли службу на станции метро "Таганская" - кольцевая. Итак началась моя жизнь в Столице, которая десятки лет связана с Таганкой.
   
   Прошло несколько дней моей новой службы. Пришедшие из нашей части демобилизованные вместе со мной солдаты, и поступившие на службу, поувольнялись уже в первую неделю. Трудностей испугались или домой захотелось, я не знаю. Я их знал по службе и очень сомневался, что они пришли в милицию по велению совести. Заступая на пост, я видел их с девчатами, которые приходили к нашей воинской части ещё во время нашей службы. При моём появлении они исчезали, так как знали, что я от службы не отвлекался. тем более я хорошо  знал в лицо многих из "гостей".

   Вкоре нас, молодых сотрудников, отправили на обмер, чтобы сшить нам милицейскую форму. Наше ателье было на Таганке, в нескольких сотен метров от метро. Закончились учебные сборы и мы уже в форме сотрудников милиции стали нести службу по охране московского метрополитена.

   По воле случая, я и с своей будующей супругой познакомился На Таганке. В Товарищеском переулке отмечал день свадьбы милиционер из нашей комнаты Николай.  А у нас было заведено, что на свадьбе коллеги мы все присутствуем.

   Первым женился Александр, мы вместе с ним служили в армии,правда в разных ротах. Потом и Павел, один из лучших сотрудников, женившись, перебрался жить к супруге. Пётр был третим из нашей комнаты, кто решил обзавестись семьёй, но его о брак оказался самым неудачным. Он прожил с супругой менее года.

   Четвёртым, как у нас говорили-женатиком,был я. Наше общежитие в Черёмушках вскоре выселили и нас переселили  к метро "Октябрьское поле", откуда я после свадьбы  перебрался на жительство к супруге в Кузьминки.

   Будучи переведённым в ГУВД, я стал забывать о Таганке, но вскоре она вновь напомнила о себе. Научный центр при Академии МВД, куда я перешёл после службы в Главном управлении города Москвы, по указанию  "уважаемого" всеми министра МВД" Федорчука был расформирован. Начался период "трагикомедии" в жизни многих опытных сотрудников. Кто-то не захотел работать с министром - самодуром, но многих уволили по его указанию.

  Остановлюсь на слове трагикомедия. Всё началось с того, что новому министру не понравилось слово профилактика. По его прямому указанию из всех ведомственных нормативных документов и инструкций стали удалять это слово. Доходило до абсурда. Мы сидели несколько дней в министерстве с утра до вечера выискивая в огромных стопах документов это ненавистное министру слово. потом. после его смерти, всё встало на круга свои, но сколько было потрачено времени и энергии научных работников, в угоду самодура.

   Престиж милиции, поднятый Николаем Анисимовичем Щёлоковым, падал. Нередко сотрудники сами становились нарушителями закона, который они были призваны хащищать. В лихие девяностые работникам милици прищлось особенно трудно. Они уже не пользовались у населения таким авторитетом, как раньше.

   Оказавшись у числе "изгнанников" я стал искать новое место службы. К счастью, Институт  МВД расширялся и я был принят на должность младшего научного сотрудника.
Моё новое место службы вновь было на Таганке. Здесь находиось одно из зданий нашего института.
 До дня увольнения из органов внутренних дел, по выслуге лет, я с Таганкой не расставался. И сейчас, будучи ветераном, я вновь вижу родную Таганку, когда иду на встречу с коллегами. С ней  была связана большая часть моей службы. Кого-то Таганка сгубила, по песне, а для меня она стала близкой  на многие годы.
 2023 год Ноябрь.


Рецензии