2. 4. 1. Четыре уровня сознания

Эволюция и устойчивое развитие. Глава 2. Этапы становления человека

2.4. Нейронные изменения

2.4.1. Четыре уровня сознания

Физиологические основы нейронных взаимодействий всех типов если и изменились, то незначительно. Основные изменения произошли в структуре взаимосвязей межобъектных нейронных взаимодействий. Уже предки человека имели достаточно развитую нервную систему, способную получать (точнее, создавать первичную и узнавать повторную), обрабатывать и передавать значительные объемы информации (сам информационный обмен в нервной системе у животных возник, по-видимому, еще на стадии формирования головного мозга). С возникновением техники объемы используемой информации увеличились многократно, что потребовало новой организации работы мозга, в том числе и за счет некоторого изменения его строения (лобной части, теменной доли, височной доли и ряда других структур мозга). Все это привело к значительному развитию высших психических функций у человека, особенно мышления и речи. Указанные процессы достаточно общеизвестны, однако для понимания их места в общей эволюции нейронный взаимодействий необходимо более подробно рассмотреть процесс становления ряда высших психических функций.

Для сферы психического базовой единицей взаимодействия является не отдельный нейрон, а их некоторая совокупность (нейросоциальная группа), которая взаимодействует с другими группами нейронов в определенной последовательности и параллельности. Взаимодействие групп нейронов происходит по своим закономерностям, часть которых, связанных, видимо, с результирующим взаимодействием специализированных групп нейронов, отвечающих за принятие решения, мы способны осознавать в форме различных психических явлений.

Процесс осознания определенной части нейросоциальных взаимодействий прошел несколько этапов развития, вплоть до возникновения такого психического явления, как самосознание. Учитывая, что самосознание (но не сознание вообще, основная функция которого управление поведением организма), безусловно, имеет коммуникативную природу (для сознательной передачи информации другим возникает необходимость отличения себя от других), выделим несколько этапов (форм) становления сознания с учетом особенностей информационного обмена между организмами.

На начальном этапе возникает первичное сознание (ощущения и эмоции), которым обладают практически все живые организмы с относительно развитой нервной системой (с наличием памяти и центра принятия решений). В результате взаимодействия нервной системы с окружающей организм средой (в которую включаются и другие организмы) и внутренней средой организма онтогенетические знания формируются в первичных знаках воздействий (объектов) и их дополнительного смысла у каждого организма обособленно. Поэтому такая форма сознания фактически функционирует без коммуникации с другими живыми организмами, и ее можно назвать организменной. Мы остановимся именно на этом термине, в том числе и по той причине, что термин «первичное сознание» уже использовался разными авторами с несколько иными смыслами [5, 6, 7].

Любой уровень сознания невозможен без мышления, основная функция которого заключается в использовании накопленного знания для анализа текущей ситуации и прогнозирования развития событий в свете принятия возможных решений. Под мышлением мы будем понимать последовательный процесс актуализации знаков объектов (явлений) через знаки их смысла (они организовывают ту или иную связанную цепочку размышлений в пределах определенного «облака» смысла, который организм смог создать), учитывающий воздействия внешней или внутренней среды. Поскольку оценка знаков на уровне организменного сознания производится только на эмоциональном уровне (по сути, это чисто эмоциональное мышление), возникает необходимость ввести еще один смысл - эмоциональный, а соответствующие знаки обозначить как ЗЭС (знаки эмоционального смысла).

Необходимо отличать принятие решений на эмоциональном уровне от рефлексов (безусловной реакции на воздействие), которые основаны на процессах перевода воздействий в знаки, обладающие протосмыслом, а не тем или иным смыслом. Знаки, обладающие протосмыслом, возникают в результате конкретных воздействий на рецепторы организмов, носят локальный характер и не воспринимаются нервной системой в виде неких субъективных ощущений. Они представляют собой способность рецепторных систем (в какой-то степени даже отдельных клеток, что, по-видимому, является одной из форм проявления раздражимости) относительно автономно от всей нервной системы реагировать на биологически значимые воздействия (через рефлекторные дуги). Такая способность передается генетически и непосредственно к управлению как контролируемому процессу отношения не имеет. В то же время часть воздействия, послужившего причиной возникновения рефлекса, передается для анализа в центр принятия решений, после чего и может возникать эмоция, которую организм способен ощутить в виде эмоционально окрашенного ощущения. Как показывают лабораторные исследования [8], ощущение возникает в момент сравнения новой информации с существующей базой знаний, то есть памятью. В зависимости от результатов эмоционального сравнения, зависящих и от общего текущего эмоционального статуса организма на этот момент (одни и те же ощущения на фоне различного эмоционального состояния организма могут вызывать различные эмоции), принимается вариант реагирования, который по прогнозному сценарию предшествующего опыта (или в соответствии с генетической программой) либо уменьшает величину отрицательных эмоций, либо увеличивает величину положительных. Однако следует учитывать, что большинство воздействий не вызывает как рефлексов, так и эмоций и передается в центры принятия решений для дальнейшей обработки. В таких случаях решения принимаются психическими процессами, которые носят бессознательный характер (они есть на всех уровнях сознания).

Такие психические процессы, как восприятие (моделирование объективной реальности по совокупности ощущений) и представление (воспроизведение сознанием моделей реальности по памяти), на данной стадии развития нервной системы находятся в зачаточном состоянии, а воображение (способность сознания создавать модели и манипулировать ими) отсутствует полностью. Отсутствие воображения ведет к невозможности постановки цели. В итоге выбор вариантов поведения происходит в автоматическом режиме в виде реакций на поступающие извне стимулы (практически в соответствии с классическим бихевиоризмом). Произвольность поведения (свобода) фактически отсутствует.

При описанном подходе к эволюции форм мышления возникает вопрос о соотношении категорий «рациональное» (как соответствующее некоторым принципам мышления) и «эмоциональное». Обычное их противопоставление на уровне человека не совсем корректно для менее развитых уровней, где «эмоциональное» является «элементом» соответствующего процесса мышления (как мысль для человека). По сути, мы имеем новое понятие – «эмоциональную рациональность», которая подчиняется своей логике и обладает определенными закономерностями. Расширение сферы понятия «рациональность» неизбежно приводит к сужению сферы понятия «иррациональность», которое (в традиционной трактовке) отрицает или принижает рациональное познание и выдвигает на первый план различные аспекты духовной жизни человека (интуицию, чувство, волю, мистику, озарение, воображение и т.д.). В нашем случае, с одной стороны, все процессы, имеющие эмоциональную основу, используются организмом для построения моделей реальности (иррационалисты частично правы в том, что истину можно познавать и через чувства, но подобная истина словами, являющимися вторичными знаками объектов, адекватно не описывается), с другой – такие процессы подчиняются своей логике развития событий – субъективной эмоциональной логике (закономерностям взаимодействия на уровне первичных знаков), законы которой нам еще предстоит выяснить. Что касается взаимоотношений иррационального с бессознательным, то последнее может провоцировать иррациональные поступки, однако подавляющая часть бессознательного подчиняется "рациональной логике", поскольку большинство человеческих поступков (и поступков других организмов), львиная доля которых определяется бессознательными психическими процессами, вполне разумны.

Необходимо учитывать, что организменная форма сознания эволюционировала с течением времени, в том числе и за счет роста количества и качества рефлективных ответов на стандартные воздействия (происходило накопление знаков, передающихся генетически), и современные организмы с этой формой сознания являются более «продвинутыми», чем их далекие предки.

Второй этап формирования сознания связан с появлением видовой формы взаимодействия материи, когда организмы, используя нервную систему, стали способны отличать «своих» от «чужих» и осуществлять по отношению к ним различное поведение. На этой стадии начинается процесс неосознанного информационного обмена между организмами через химические, звуковые, визуальные и иные воздействия. Причем этот обмен, по существу, еще не носит «диалогового» характера, поскольку каждый организм нацелен в основном на прием информации, в том числе и от других организмов, но при этом непроизвольно и сам служит источником аналогичной информации для других. Как и на предшествующей стадии, знания формируются в знаках, имеющих знаниевый и эмоциональный смысл, но кроме знаний об окружающей среде появляются знания и о закономерностях поведения других организмов, в том числе своего вида («внутривидовое» знание, наиболее устойчивая часть которого может передаваться генетически). Обозначим данную форму сознания как видовую.

Внутривидовое (как и межвидовое) взаимодействие возможно уже только при наличии целенаправленного поведения. Принципиальное отличие целенаправленного поведения от предшествующей формы поведения – появление способности тормозить (откладывать) непосредственную реализацию текущей потребности, возникающей от внутренних или внешних стимулов (воздействий) ради достижения этой же потребности (или иной) в модельном будущем, которое обладает какими-либо преимуществами перед стратегией немедленного удовлетворения текущей потребности. Эта способность называется волей. Чем сильнее сила воли, тем больше свободы (по отношению к времени отсрочки реализации потребности, возникшей в результате текущего воздействия, либо ее замены на другую). Отметим здесь, что полной свободы поведения на всех уровнях развития жизни не существует, как и произвольного выбора между двумя даже похожими ситуациями. Каждый раз организм принимает «новое» решение, связанное с учетом внешних обстоятельств и прошлого опыта, который непрерывно изменяется.

Видимо, на этом уровне мышление стало обладать элементами рациональности в обычном понимании, когда она связана с достижением определенной цели через волевые усилия. Но, с другой стороны, надо учитывать, что целью становятся те же эмоциональные состояния организма, как и на первом уровне сознания, но отложенные во времени или замененные иными эмоциональными состояниями. Другими словами, можно сказать, что рациональное – это целевое эмоциональное, реализуемое с участием воли. Поэтому к психическим процессам восприятия и представления добавляются зачатки воображения, которое участвует в постановке целей. Мышление носит эмоционально-рациональный характер в знаках объектов, имеющих знаниевый, эмоциональный и целевой смысл, например в психических образах (в первую очередь зрительных), являющихся частью первичных знаков объектов (явлений).

Вполне закономерно, что формирование следующей после видовой формы взаимодействия материи потребовало и создания новой формы сознания – биосоциальной. Формирование знания в данном случае происходит не только через воздействия окружающей среды, но и через социальное научение у сородичей, в основном через подражание [9], в том числе через семейное воспитание, вплоть до активного инструктирования [10]. Передача знаний сородичам может носить целенаправленной характер с учетом их возможной осведомленности [11]. У наиболее развитых видов животных коммуникация уже может носить диалоговый характер [12]. Это означает, что данная форма сознания начинает оперировать вторичными знаками объектов, имеющими знаниевый, эмоциональный и целевой смысл, убедительное подтверждение данного тезиса – результаты экспериментов с обучением приматов языку глухонемых [13], появляются зачатки самосознания, что подтверждает, например, узнавание некоторыми животными себя в зеркале [14, 15, 16]. Мышление осуществляется в первичных, а у некоторых видов частично и во вторичных знаках объектов, растет вес рациональности в принимаемых решениях, в некоторых случаях мышление становится осознаваемым вплоть до появления самосознания.

И наконец, четвертый этап формирования сознания связан с возникновением и развитием человека (социотехнической ФВМ). Общение людей (обмен информацией) становится обязательным условием формирования человеческого сознания, что приводит к формированию языка, представляющего собой часть системы вторичных (искусственных) знаков объектов. Другая часть связана с возможностями сознательного использования невербальных вторичных знаков (несознательный прием и непроизвольная отдача невербальной информации относится к предшествующей форме сознания). Развивается абстрактное мышление, которое у животных (например, приматов) находится только в зачаточном состоянии. В течение жизни (в онтогенезе), как правило, формируется устойчивое самосознание. Мышление осуществляется в виде потока мыслей, оформленных во вторичных знаках объектов (явлений) по цепочке образования знаниевого, эмоционального или целевого смысла.

Конечно, необходимо учитывать и то, что произведенное деление сознания на четыре уровня несколько условно, поскольку эволюция сознания – непрерывный процесс. Но, тем не менее, выделение таких этапов позволяет глубже понять процесс становления сознания.

В заключение отметим разницу между предложенным вариантом выделения четырех уровней сознания и широко известной теорией «триединого мозга» Пола Маклина [16а], которая предлагает выделять в головном мозге три относительно независимых части, связанные с эволюционным его развитием: рептильный комплекс, палеомаммальный комплекс и неомаммальный комплекс. Согласно предложенной теории каждый из комплексов отвечает за определенные психические функции. Рептильный комплекс отвечает за типичное для видов инстинктивное поведение, связанное с агрессией, доминированием, территориальностью и ритуальными проявлениями. Палеомаммальный комплекс отвечает за мотивацию и эмоции, связанные с кормлением, репродуктивным поведением и поведением родителей. Неомаммальный комплекс – за способность к языку, абстракции, планированию и восприятию. Такое деление функций мозга по комплексам и по порядку их возникновения представляется неправомерным, поскольку большинство упомянутых функций в той или иной форме реализовывалось мозгом уже на начальных этапах своего развития. В частности, процесс возникновения и развития эмоций лежит в основе возникновения всей сферы психических явлений, и, согласно современным представлениям, он всегда неразрывно связан с познанием [16б], что и утверждается в предложенной автором гипотезе, в которой мышление на всех четырех уровнях сознания осуществляется с участием эмоций. Теория триединого мозга, несмотря на свою популярность, безусловно устарела и вполне заслуженно подвергается критике [16в].

Литература к главе 2.4.1.

5. Эльдеман Д. Сознание: помнимое настоящее. В кн.: Эволюционная эпистемология. Антология. Изд-во: Центр гуманитарных инициатив. 2012. С. 411–430.

6. Ревонсуо А. Психология сознания. Изд-во Питер, 2012. 336 с.

7. Нагуманова С.Ф. Сознание как феноменальная репрезентация (онтологические и методологические проблемы редуктивного объяснения сознания). Дис. на соиск. уч. ст. док. филос. наук. Казань. 2013. URL:
8. Иваницкий А.М. Мозговая основа субъективных переживаний: гипотеза информационного синтеза. URL: http://www.aha.ru/~geivanit/SUBJ.html

9. Культурные традиции у птиц основаны на социальном обучении и конформизме. 8.12.2014. URL: http://elementy.ru/news/432371

10. Резникова Ж.И. Сравнительный анализ различных форм социального обучения у животных. Журн. общ. биол. 2004, №2 (65). С. 136–152.

11. Зоологи открыли у шимпанзе понимание чужого знания. 30.12.2011. URL: http://www.membrana.ru/particle/17348

12. Дельфины зовут друг друга по имени. 23.07.2013. URL: http://nauka21vek.ru/archives/51160

13. Бутовская М.Л. Человек и человекообразные обезьяны: языковые способности и возможности диалога. Зоологический журнал. 2005, №1 (84). С. 149–157.

14. Зорина 3. А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М.: Аспект Пресс. 2002. 320 с.

15. Слоны в полный рост ставят зеркальные опыты. 31.10.2006. URL: http://www.membrana.ru/particle/576

16. Первое немлекопитающее узнало своё отражение в зеркале. 21. 08. 2008. URL: http://www.membrana.ru/particle/12916

16а. Триединый мозг. Теория Пола Маклина(Paul D. MacLean). 24.01.2021.

16б. Kiverstein, Julian; Miller, Mark. The embodied brain: towards a radical embodied cognitive neuroscience. Frontiers in Human Neuroscience. 9-2015: 237. doi:10.3389/fnhum.2015.00237

16в. Джозеф Чезарио, Дэвид Дж. Джонсон, Хизер Л. Эйстен. Ваш мозг не является луковицей с крошечной рептилией внутри. 15.10.2021.


Рецензии
В целом согласен про четыре уровня. Но, если позволите, предложил бы добавить пятый - программа реализации этих четырёх уровней и запись взаимодействия причастных сил.
Просто делить можно хоть на сто. но всегда сами уровни будут функцией Замысла.
Поэтому это скорее нулевой уровень. Проект.

Далее тогда будет проще искать причины взаимосвязей между элементами системы, ведь каждый может делиться на пять и тот, в свою очередь ещё на пять...
Но по сходным свойствам проявления всегда можно будет найти источник причины, корень принадлежности.

Александр Цесаревский   19.12.2023 22:24     Заявить о нарушении
В рамках предлагаемой мной концепции все 4 уровня сознания относятся к субъективной реальности конкретной личности. К какой (чьей?)реальности относится предлагаемый Вами пятый уровень сознания?

Владислав Ячменев   21.12.2023 07:37   Заявить о нарушении
Очевидно, Вы с Александром под "сознанием" подразумеваете разные понятия - он, возможно говорит о разуме, или о программе, заложенной Творцом в человека.
У Вас, как я понял, осознание это процесс, а сознание - некий центр, неопределенный орган субъекта, "сознание вообще", основная функция которого это управление поведением организма. Я примерно так же считаю, для меня сознание это центр тяжести тела, именно он управляет телом и любым его движением. Интересно, что если провести аналогию "осознания" с "ощущением", то наряду с "сознанием" должно быть "щущение", и на ум приходит "сущение" или ещё чётче "существование".
Субъект ощущает различные действия, и общий процесс, складывающийся из ощущений субъекта мы именуем существованием данного субъекта. Субъект также осознаёт различную направленность действий и наличие объектов вокруг себя и их положение. Следовательно, общий процесс, складывающийся из непрекращающихся осознаний, мы и должны называть сознанием. Но к этому пониманию добавляется ещё и понимание того, что "со-знание" можно трактовать как общее знание, как информацию о направлениях, наличиях и положениях, приобретаемую всеми клетками тела субъекта. И вот уже эту общую информацию об окружающей среде использует центр тяжести тела для выбора своих действий, то есть для управления телом. Но в таком случае этот центр управления надо называть иным термином, это не сознание.

Борис Владимирович Пустозеров   09.01.2024 11:30   Заявить о нарушении
Рад приветствовать!

путаница, возможно, прояснится, если принять за основу - желание.

Тогда сила наполнения желания прямо пропорциональна разуму для такого наполнения.

разум всегда сопутствует желанию а не желание разуму

в науке о желаниях человека применяются термины разум и сердце - света дающие разум и света дающие ощущения. (моха ве либа)
и важно - свет разума и есть свет мудрости, что и есть свет жизни

жаль, что такие пояснения могут вызвать больше путаницы но это лишь на первый взгляд.

можно попробовать начать наблюдать за собственными желаниями и Вы найдете, что от всех желаний наслаждения - одинаковые! разница лишь в интенсивности и амплитуде желания - стакан воды, если Вы пить захотели сейчас и этот же стакан через пару дней Вас в пустыне - сила нехватки будет определять интенсивность наполнения

Александр Цесаревский   09.01.2024 14:20   Заявить о нарушении
Желание не может быть в основе, поскольку оно возникает от недостаточности чего-либо. Недостаток определяется уровнем потребности, который у разных субъектов разный - от завышенного уровня у одних до полного отсутствия данной потребности у других. Думаю, что к сознанию это имеет косвенное отношение, или вообще не имеет к нему отношения.

Борис Владимирович Пустозеров   09.01.2024 14:36   Заявить о нарушении
Со всем Уважением. Но именно желание и есть основа Мироздания, минимальная частица Мира и есть желание. То, или иное.
Недостаток, не хватка чего либо и есть желание (ощущение что чего-то нету, не хватает) И не разделяйте потребности (желания) тела и желание иметь траву на своем газоне, зеленее травы соседа - это суть одно и то же

А перевее желание или оно вторично - в детстве все суют руку в огонь. становится не приятно и в мозк поступает сигнал - не хрена так больше делать.
мы сперва ощущаем, а затем мозг обрабатывает так, чтобы при минимуме затрат получить максимум гармонии, баланса, наслаждения.

Кстати, вот как Вы назвали бы мир, в котором находятся те, кто всегда (более 99% нашей жизни мы ощущаем страдания от не наполнения наших желаний) страдает?

При этом никто не хочет свойств Творца (Творца то, все хотят, так как у Него есть много для меня, Его свойств, того, что Ему любимо и ценно никто не страждет)

наш мир, конечно, не ад - наш мир ниже ада по качеству - это если такую терминологию применить

Ад мы проскочим, несомненно, только вот какой ценой? и как быстро?

А это напрямую зависит от наших сердец - чтобы наши желания мы начали связывать между собой так, чтобы от этого выигрыш был всем, Вам, Творцу...
Разум нам будет дан для этого и мы сумеем это осуществить так как другого для нас просто нет - это определяется самой Целью творения

А пока, простите, мы как вид - вместо занятий сексом теребонькаем на картинки, другого сравнения, простите, нам пока не дать

Александр Цесаревский   09.01.2024 15:37   Заявить о нарушении
Мир, в котором находятся те, кто всегда страдает, я бы назвал растительным. Ведь их там все всегда едят. Теперь про желание. Это движение (желать - что делать?). А недостаток, нехватка чего-либо - это не движение, а условие или свойство, (недостаточность), то есть отсутствие полноты, достаточности, это условие, вызывающее желание добавить или произвести то, чего не хватает, а не само желание. Таким образом, желание присуще исключительно субъекту, а значит, относится к условиям Бытия, и, следовательно, никак не может относиться к основам Мира.

Борис Владимирович Пустозеров   09.01.2024 15:56   Заявить о нарушении
Вы можете называть это так, как видится Вам с Вашей ступени. Это и называется Правда моей ступени, и вот почему спор всегда глуп - люди видят одно и то же, называют по разному.

Повыясняйте на себе, станет и виднее и понятнее.

Делание или не делание - простите, как называется действие - лежать на диване?

не вносите путаницу сами себе больше, чем и так есть. постарайтесь не оспорить, а проникнуться, так почувствовать будет шансов больше. А придут новые ощущения придет новый разум, как их Вы для себя назовете.

Простой пример - искупаться впервые в Мертвом море. Ваши ожидания от помещения тела в воду будут новы для Вас
все новое для Вас вызовет новые ощущения - начните вязать крючком! да что угодно

и на себе проверяйте Ваше наслаждение от тоо и от этого и Вы наглядно познакомитесь с самим собой, а не то, что сейчас утром Вас в зеркале встречает

Александр Цесаревский   09.01.2024 16:06   Заявить о нарушении
Для Вас, Александр, мир - это то, что Вам нравится. А для меня мир - это всё, что есть. Вот и вся небольшая разница между нашими восприятиями, или проще сказать, между нашим пониманием мира.
Удачи Вам и вдохновения!

Борис Владимирович Пустозеров   09.01.2024 18:12   Заявить о нарушении
Как лица их не похожи - так и желания их не похожи. Я попытался лишь прояснить, что именно подъём над различиями способен дать практический положительный результат.
При этом у меня не стояло задачи переформатировать Ваше отношение к миру.
Однако, таких видетелей с таким видением - миллиарды и Ваше близко вам лишь потому, что оно пока такое у Вас.
Изменится период, в котором мы на пути жизни находимся в моменте - изменится правда Вашей ступени. Ведь с высоты Высшей ступени виднее просто станет. и Вы уже проходили этапы таких метаморфоз в восприятии мира.

Когда с Вашим восприятием не достигнете продвижения вперёд - обращайтесь. Возможно мое восприятие в таком случае сможет быть Вам полезным.

Благодарю за Ваши тёплые пожелания и взаимно выражаю уверенность, чтобы все Ваши задумки исполнились и Мир радовал Вас. И Вы умели бы Его радовать.

Александр Цесаревский   09.01.2024 21:37   Заявить о нарушении