2. Какие бывают пролы

продолжение темы, начатой тут http://proza.ru/2024/02/03/146

     Пролы бывают активные и пассивные. Пассивным по большому счёту ничего не надо, кроме, как есть и размножаться. И чтобы они захотели ратовать за то, что от них требуют, их нужно постоянно накачивать пропагандой, заряжать соответствующими импульсами, и ставить в положение, при котором им не остаётся выхода, кроме, как идти и ратовать за то, что от них требуют. Активные сами бегут впереди паровоза, и им самим очень надо за что-то ратовать. Какие-то положения установить, кого-то победить, кому-то что-то доказать. Очень надо победить всех врагов веры, обязательно распространить свою веру туда, где её ещё нет, и переживать за каждое продвижение линий на этом фронте. Единственное, чего им никогда не надо – это подумать о том, чтоб их вера несла меньше лжи и насилия. Этого от пролов никогда не дождёшься, и все ратования их будут всегда с сермяжной простотой мимо этого вопроса.
    Пролы бывают добрые и злые. Злые постоянно пыщут негодованием в адрес всех врагов веры – внешних и внутренних, и постоянно кричат о том, что их всех надо бить, пока не перебьёшь до последнего. И в каждой теме, хоть как-то не вписывающейся в эту политику, видят замыслы врага, и в каждом несущем таковую видит их козни, и кричат, что лучше наказать невиновного, чем пропустить виновного. Добрые проявляют заботу обо всех «правильно верующих», и всех ещё не принявших веру, стараясь максимально терпеливо напутствовать. И чем они добрее, тем больше это как бы доказывает доброту их веры, а значит, как бы её правильность (и правильность борьбы с её врагами). И добрые готовы поделиться последней крошкой хлеба и дать крышу над головой даже абсолютно незнакомому человеку (но только при условии, что он правильной веры), совершенно ничего взамен не требуя. Если же не правильной, тут вся доброта заканчивается кончается, и выливается на него всё, что накопилось (а у добрых копится долго) – за все страдания добрых людей, которые (несомненно) из-за врагов веры, и сам добрый готов обрушиться на иноверца, и тащить дрова к его костру на аутодафе (для его же блага, разумеется). А то быть добрым к врагам веры – значит, быть злым к её друзьям, а добрый человек быть злым к друзьям веры в условиях противостояния всему миру, полному зла, не может. Другой доброты у пролов не бывает, ибо на то они и пролы.
   Пролы бывают упёртые и податливые. Податливым чего внушаешь, то они и принимают; упёртые стоят на своём. Податливому сказали сверху, что правильно думать так-то и так-то – всё принято, вопросов нет. Потом скажут, что правильно по-другому – будет принято по-другому, и тоже без вопросов. Потом скажут, что правильно по-третьему – начнёт жить по-третьему. И забудет про то, что раньше было по-другому, и будет видеть только то, что есть сейчас. С упёртым сложнее: скажут, что вождь непогрешим – значит, непогрешим. Скажут, что теперь новый вождь, и теперь он непогрешим, а старый был как раз погрешен (причём во всём том, из-за чего у нынешнего теперь проблемы) – а прол не согласен. Он привык хвалить старого, и не смей его трогать! В общем, проблемы с ним для системы, но есть и для неё и плюсы.
    Если прол встретит инакомыслящего, который разжуёт ему все разоблачения системы так, что не понять будет невозможно, и приведёт такие доводы, что возразить будет нечего, и вопросы такие задаст, что ответа не будет, то податливый прол сразу стушуется и уйдёт подавленный. И так и будет ходить потерянный, пока не него свои агитаторы апломбом не наедут, и не скажут: «Ты кого слушаешь? Врага??? Да как ты можешь!? Правильный воин веры не будет врага слушать!!!», и у него сразу вылетит из головы всё, что ему объяснили, и он снова вернётся к «изначальным» установкам. С упёртым такое не понадобится: ему как ни разжуй и ни натыкай в факт, что возразить ему на приведённые доводы нечего – ему это как с гуся вода будет. Ответ будет с позиции «А ну и что, что мне нечего ответить – я твои доводы всё равно не приму, потому, что не приму!» И уйдёт с гордо поднятой головой.
    Пролы бывают правдивые и лживые. Лживый врёт, где только может. Что он за правду, за святость, за добро. И даже готов орать за справедливость ратовать громче всех (там, где ему выгодно). Но как только подворачивается возможность где-то украсть, где-то сачкануть, где-то зажать лишнюю копейку – обязательно воспользуется. И будет молчать об этом, как будто это не он. И где ему справедливость не выгодна – сразу про неё забудет. Правдивый искренне готов отслужить, отстоять, отмолиться, отвоевать, сколько положено, положить на алтарь борьбы столько, сколько надо (а иногда и больше), даже если никто за этим присматривать не будет. От себя оторвать ради общего дела последнюю копейку, и с такой искренностью, с такой добросовестностью, что прямо вот покажи на него всем, и скажи: «Вот с кого надо брать пример!». Вот только на вопрос, а правильная у него вера, он внимания не пожертвует. И даже если его заставят выслушать весь разбор, и объяснят все подвохи так, что возразить будет нечего – он уйдёт, ничего не ответив, но так ни копейкой просвещению в этой области не поможет. Зато снова вернуться к привычным делам и снова на них время и силы тратить – это за ним не заржавеет.
    Пролы бывают храбрые и трусливые. Трусливый может орать «Все в бой, все за правое дело, вперёд-вперёд-вперёд!» и на словах бежать впряди всех. Но как только в реальный бой, он тут же позади всех и у него находится целая куча причин, по которым там обойтись должны без него. Храбрый устроен иначе: слово с делом не расходится: сказал в бой – значит в бой. Как только где-то неправое дело творится, как людей за правую веру где-то прессуют, так он впереди всех, на коне, навстречу вражеским пулям. Целую кучу врагов изрубить, раненных товарищей на себе из пекла вытаскивать – всё это он готов сделать или умереть. Ни в одном сражении трусости не проявит, и с оглядкой на это в каждом споре о том, что есть правое, а что не правое, рвёт рубаху на груди, и кричит, что его мнение – это мнение человека, который за свои убеждения кровь готов проливать. Но только в сражениях, которые требует вера. А вот как только система где-то проявит свою истинную сущность, как выяснится, что она говорит одно, а делает другое, как только сама сотворит ту самую несправедливость, борьбой с которой так прикрывается, вся храбрость вдруг почему-то куда-то девается. И не возьмёт прол систему за грудки, и не потрясёт, и не спросит: «Я за это что ли кровь проливал?!» Храброго прола как подменяют. Он как будто толи в упор перестаёт видеть несправедливость, о борьбе с которой всегда так кричал, толи забывает, что ничего не боится. Такой храбрости у пролов не бывает.
    Пролы бывают гордые и скромные. Скромному ничего особо не нужно, что прикажут – сделает. Потребуется напрячься – напряжётся. Потребуется жизнью рисковать – рискнёт. Надо будет кровь свою проливать, подвиги совершать – сделает, сколько сможет. Придёт из боя, спокойно вернётся к своим делам и будет дальше ими заниматься. Гордый устроен иначе: что ни сделает, отмечай его заслуги, выдавай ему награды, чествуй его подвиги. А если у него ничего пока нету, то других, которыми он за себя гордится. Если не хочешь чествовать – ты враг всей системы и его лично. Почему? Ну так как же – не это поддерживать, значит, ты не хочешь мотивировать людей, чтобы они сражались за правое дело? Это неправильно, ты не прав – признавай свою неправоту и извиняйся, или тебя надо как-то наказать!
    Гордого прола спросишь, а что именно он сделал такого, что имеет право чего-то требовать? Ну как что – он ратовал за правое дело, благодаря чего положение правой веры в мире стало сильнее, а неправой слабее. А чем она лучше? А тем, что она несёт добро. А в чём добро? А добро в том, что он верит, что она несёт добро, а вера в своё добро и понятие добра у него равны. Ну так а чем это отличается от всех остальных, которые так же верят, что добром являются их ратования, и ратуют за своё добро? И какое же добро будет в том, что все будут так вот бездоказательно ратовать за то, чтобы победил сильнейший, и пример всем такой показывать? Какие конкретно он вещи сделал для того, чтобы реальное добро от этого всего как-то хоть отличать можно было? А это у прола никак не разбирается – просто повторяются слова «добро-правда-справедливость», и на основании этого требуется признание. А его спросишь: так что же, ты хочешь наказывать тех, кто не хочет просто слова принимать? Но прол от своего не отступится. И будет толкать своё всеми доступными его методами в обход вопросов, на которые нечего ему ответить. Потому, что иначе признавать свою неправоту придётся уже ему, а он этого никогда не сделает – гордый слишком для такого подвига.
    Единственное разделение, какого у пролов не бывает – это на умных и глупых. Прол не может быть умным, потому, что если он таковым станет, то перестанет быть пролом: он пойдёт или в касту тех, кто управляет пролами, или инакомыслящих, которые борются с системой. А пока прол верит в её правильность, он остаётся пролом. Но пролы бывают опытными и неопытными. Опыт пролов заключается в том, что, проживая целую жизнь, они так и не научаются самостоятельно быть в состоянии понять, что правильно, а что нет, и потому оказываются не в состоянии объяснить, почему одних деятелей, вроде бы логичные вещи говорящих, объявляют еретиками, а других, наоборот, ортодоксами. Как сориентироваться, кому верить, прол не знает без указания сверху, а потому хозяин для него всегда недостижимый авторитет. И этот культ выступает своеобразной защитой чувства собственной важности: хозяева «особенные», потому, что они «избранные», а все остальные «равные», и когда кто-то из «равных» пылает амбициями «вот ты тут сидишь, а я подымусь, я дослужись, я разберусь», это его сразу осаждает «Да куда тебе!», и ставит его этим как бы «на место». И в эти слова он вкладывает весь свой опыт, который заключается в том, что он в своё время тоже так думал, а потом понял, что ничего не понимает, и сделал вывод, что это не дано «почти никому». Примерно с такой же позиции прол будет разговаривать и с инакомылящим: «А чего мне тебя слушать то? Вот ты поди сначала, ты подымись, вот ты дослужись, тогда я тебя послушаю!» Другого опыта у прола не бывает.

продолжение тут http://proza.ru/2020/02/10/1627


Рецензии
Отсюда вывод: прол - ценный и незаменимый ресурс для власти. И сразу становится понятным, почему у нас такая система образования. И почему никакие проводимые властью реформы не изменят ее к лучшему, не заставят способствовать людям учиться мыслить, а не просто запоминать данные и осваивать действия по алгоритмам.

Тэми Норн   07.11.2023 14:52     Заявить о нарушении
Мне кажется это везде так.

Роман Дудин   07.11.2023 19:30   Заявить о нарушении