Дедушка и шахматы

   Окончил шестой класс, наступило лето! Я в кругу взрослых, добрых, интеллигентных людей! Они жили в двухкомнатной квартире, с высокими потолками, в кирпичном доме, в центре города! Ещё меня удивило то, что на кухне можно было открыть люк и выбросить в него мусор! Телефон в квартире! А с балкона можно посмотреть на крышу проходящего мимо трамвая! Хорошая мебель и идеальная чистота!
   Проходя и осматриваясь из одной комнаты в другую я увидел на комоде новенький зеркальный фотоаппарата ,,Зенит Е,, Иметь такой фотоаппарат была мечта всей моей детской жизни! У меня был фотоаппарат ,,Смена,, самого первого выпуска. Мне его подарил муж моей тёти! В то время я уже сам проявлял фотоплёнки, печатал ч/б фотографии! И сейчас я оказался в гостях у его родителей!
   Они были счастливы, полны сил и здоровья, но уже бабушка с дедушкой! Родилась моя двоюродная сестрёнка Таня, она спала в детской кроватке!
   Моя тётя и её свекровь готовили обед! Мы с дедушкой смотрели чёрно-белый телевизор! Цветных ещё не было.
   Шёл какой-то фильм и мне очень понравилась героиня! Она была такая стройная, красивая!
   А дедушка наоборот отозвался о ней очень посредственно и восхищался умом её молодого человека! Для меня такое мнение было не понятно, она же такая красивая!
   Дедушка перевёл тему и предложил сыграть в шахматы. Я не очень понимал, что такое шахматы, но охотно согласился!
   Это были красивые деревянные фигуры, большая доска! И тут выяснилось, что играть-то я не умею, дедушку это очень огорчило.
   - Так, Вы меня научите и будем играть!
   Дед улыбнулся и объяснил как ходят фигуры, а что бы выиграть надо поставить мат!
   - Хорошо, всё понял!
   Первую партию я проиграл, вторую тоже.
   Начали третью и дед решил дать мне шанс выиграть, убрав у себя две ладьи. Я снова проиграл. Деду стало скучно и он начал складывать шахматы в коробку.
   Я почувствовал себя не уютно, похоже такой же не умный, как та героиня из фильма.
   - А давайте сыграем ещё раз!
   Предложил я:
   - Только теперь немного по другому, Вы ставите у себя все фигуры, а я уберу две ладьи.
   Дедушка с интересом и удивлением посмотрел на меня, но согласился:
   - Ну хорошо, давай попробуем!
   В это время нас позвали к столу обедать.
   - К столу, так к столу! Зовут, пойдём!
   - Так давайте по быстрому сыграем и пойдём!
   Дедушка удивился ещё больше:
   - Ну если по быстрому!
   И тут произошло невероятное, я выиграл!
   Дедушка пожал мне руку, поблагодарил за интересную игру и за то, что он получил огромное удовольствие!
   На, что я ответил:
   - И, Вам большое спасибо!
   А про себя подумал – какой молодец дедушка, как культурно, по доброму себя ведёт! Даже проиграл, чтобы меня не огорчать!

   Стол был накрыт и сервирован так красиво, что я растерялся. Еды было много и всё так аппетитно, но я не мог понять зачем у каждого лежит нож, две разных вилки, две ложки?

   Хотел уже попросить, убрать лишние вилки, ложки. Видимо нечаянно положили по второму разу, рассуждал я про себя.
   Но тут дедушка, привлекая общее внимание, обратился ко мне:
   - Ловко же, ты меня в шахматы обыграл! У тебя какой разряд, или уже КМС (кандидат в мастера спорта)?!
   Я и слов-то таких не знал, поэтому сидел молча.
   Тут проявила удивление бабушка:
   - Как, ты проиграл в шахматы?
   Обратилась она к деду.
   - Я даже не помню когда, ты в последний раз проигрывал…
   Я подумал, что они решили надо мной посмеяться, а ещё культурные люди. Мне снова стало не уютно.

   Все выпили, по чуть - чуть и я тоже, но компот! Дедушка с воодушевлением начал рассказывать как всё было:
   - Он же мне сказал, что играть не умеет. Я ему поверил, объяснил суть игры, убрал у себя две ладьи! Играем три партии и все три партии он проигрывает. Ну я думаю всё, хватит ребёнка мучить, складываю всё в коробку. И тут он мне говорит, давайте теперь наоборот, Вы ставите все фигуры, а он у себя уберёт две ладьи! Отказаться не удобно, я соглашаюсь и, чтобы вы думали?!
   Тут возник тост, за юного шахматиста!
   Ещё меня приятно удивило то, что водку они разливали не из бутылки, а из хрустального графина, такое я видел впервые! Вообще было ощущение, что я попал в какой-то другой, волшебный Мир! Восхищение вызывало буквально всё! Я и представить не мог, что так красиво, по доброму можно жить, шутить, смеяться!
   Я привык к тому, что если взрослые сели за стол и выпили, то дальше мат, пере-мат, слёзы, оскорбления, драки, кровища… А тут всё так мирно, по доброму!

   Взрослые с уважением смотрели на меня и расспрашивали, кто же научил меня так хорошо играть в шахматы?!
   - Так дедушка и научил!
Отвечал я.
   Подняли тост за деда!
   Мне подливали компот!
   - И когда же этот хитрый дедушка успел тебя научить?!
   - Пока вы стол накрывали.
   Тут снова, ко мне, обратился дедушка:
   - Постой, постой… Ты, хочешь сказать, что до этого момента вообще не умел играть в шахматы?!
   - Нет, не умел, Вы же сами меня научили!
   - А как же, ты смог у меня выиграть?! Да ещё убрав у себя две ладьи!
   - Так я думал, что это, Вы мне поддались?!
   - Как поддался?!
   - Ну, чтобы меня не расстраивать! Я так подумал…
   - Удивительный ребёнок! В том-то и дело, что я не поддавался. А зачем же, ты две ладьи у себя убрал, а мне велел все фигуры поставить?!
   - Просто, чтобы меньше путаться, а то фигур много… Поэтому я решил, что до них дело не дойдёт, пешки мешают им выйти, а Вас наоборот попросил поставить, что бы больше путались. Пока, Вы думали как фигуры развивать, я Вам мат поставил, но я думал, что Вы поддались!
   - Вот так, господа! Такой игры, в моей жизни ещё не было!
   Дедушка был очень доволен, я тоже! Так я научился играть в шахматы! Приятно вспомнить, то время, своего учителя!

   Годы летят быстро, а через два дня мне самому уже исполнится шестьдесят два года. Иногда учу детей играть в шахматы! И уметь проигрывать, радуясь вместе с соперником!

   Надо будет маму поздравить с моим Днём Рождения, без неё и меня бы не было.
   Главное нечаянно не сболтнуть, сколько мне лет. А то в прошлом году признался, что мне уже шестьдесят один, так мама не поверила:
   - Сколько, сколько?! Любишь, ты сынок пошутить!
   - Что, значит пошутить?
   - Сам подумай, а мне тогда сколько?
   - Извини, мам пошутил. Ещё раз поздравляю тебя! С Рождением себя! Здоровья и счастья нам всем!!!

31. 10. 2023 год
Герман Колесов


Рецензии