Басалик

         
          Рассказ

У каждого человека есть лучшие годы жизни. Есть годы расцвета и есть годы высшей точки расцвета, пика, которого достиг тот или иной человек. В период расцвета на человека приятно смотреть. Он красив в действии,  положении и как будто во всем. Это как раз тот самый случай, когда он из замухрышки и гадкого утенка превращается вдруг в белого стройного лебедя. Превращение, когда человек из стройного,  белого лебедя красавца превращается в старого, немощного,  облезлого, грязноватого непрезентабельного лебедя, никого не интересует. Это также неинтересно смотреть как на падших и раздавленных животных и птичек, от которых на дорогах остается клочками оставшаяся шерсть или перья.
Со мной по соседству жила маленькая очень красивая девочка. Ей можно было залюбоваться.  Ее водили в детский сад, где все мальчики хотели с ней играть, из-за нее спорили, на нее все обращали внимание. Она была такая маленькая дива, звездочка нашего двора и детского сада.  Для своих лет она казалась умной и привлекательной. Эта девочка чем-то была похожа на свою мать, маленькую женщину, полноватую с красивыми глазами на расплывшемся чернобровом лице. И все спрашивали о девочке, кем она будет, когда вырастет. Прошло время, эта девочка пошла в школу. И ее красота куда-то начала исчезать. Сверстники стали ее обгонять в росте, лучше ее учиться. И в средних классах она превратилась в обычную девочку. И уже никто ее не спрашивал, кем она будет, никто из мальчишек не спорил из-за нее. Постепенно она стала похожа на свою мать и постепенна зажила довольно незаметной  жизнью.
Однажды в студенческие годы мы с моей девушкой  сидели в баре, и к нам на столик подсела одна милая и приятная особа наших лет. Девушка с нами разговорилась и предложила нам пройти тест. Для этого нам следовало нарисовать человечка, который состоял  из трех фигур: треугольника, прямоугольника и круга. Всего рисунке мы могли использовать только десять таких фигур. Мы согласились, и каждый из нас нарисовал человечка из треугольников, прямоугольников и кругов. При этом общее количество элементов не превышало десяти. После этого девушка взяла наши рисунки в руки и, рассматривая их, сказала:
- Теперь я могу кое-то рассказать вам о ваших характерах. 
- Это интересно, - сказал я с иронической улыбкой.
И она начала с моей девушки:
- У вас в характере есть тридцать процентов доброты, двадцать процентов сексуальности и пятьдесят процентов ума.
Потом она посмотрела на мой рисунок и сказала:
- У вас в характере тридцать процентов доброты, тридцать процентов ума и сорок процентов сексуальности.
В то время как раз только начало входить холодное понятие сексуальности вместо теплого и горячего понятия любви и чувственности.
- И как вы это поняли? – спросил заинтересованно я.
- Это очень просто. Я посчитала сколько у вас треугольников, сколько прямоугольников и сколько кругов. Сумму одноименных фигур умножила на десять и получила проценты.  Треугольники - означают сексуальность, прямоугольник ум и окружности означают доброту.
Я посмотрел на рисунок моей девушки, на свой рисунок и с пониманием кивнул.   
Потом девушка предложила нам назвать даты рождения и по каким-то математическим формулам посчитала, когда у нас наступит период расцвета. Она задумывалась и считала. Расчеты заняли некоторое время. По ее формулам получалось, что  у моей девушки период расцвета должен был наступить примерно через пять лет, а у меня лет через двадцать. Я после много раз анализировал то, что она нам сказала. Она оказалась права в отношении меня и девушки. Моя девушка  действительно по своему складу была умна более, чем сексуальна и в меру добра. И в отношении меня по разбору характера она тоже оказалась права. Много лет спустя я понял, что и в отношении нашего расцвета она каким-то образом тоже оказалась права. Тогда я первый раз задумался о расцвете человека, как индивида,  и периодах его жизни.

Всегда и во все времена  были известные люди. Их знали многие.  Были известные люди в известных кругах. Их знали немногие и избранные. И были известные люди среди неизвестных. К таким относился Басалик. Почему его так звали я не знал. Было ли это прозвище или фамилией нас мало интересовало. Но все его звали именно Басалик. Я еще не знал, что в команде «Карпаты» в то время был именитый футболист Басалик, который являлся нападающим.  Мы тогда играли в футбол во дворах. В каждом дворе имелась площадка, где летом мы играли в футбол, а зимой мастерили хоккейные коробки и клюшками гоняли шайбу. Из одного двора мы ходили на футбол и на хоккей в другие дворы и играли там. На этих площадках я его никогда не видел. Держался он особенно. Учился на четыре и пять. Не далеко от нашей школы находился дом офицеров. В нем проживали те, кто имел отношение к Академии имени Жуковского. Их дети учились в нашей школе. Басалик с родителями, я думаю,  жил в доме офицеров. Точнее говоря, в группе высотных домов, связанных одним двором.  У нас в школе училось много детей из дома офицеров. И еще в нашей школе учились дети художников, которые имели мастерские на Масловке. Басалик считался из хорошей семьи, часто давал списывать домашние задания школьным товарищам, если его об этом просили. В связи с чем на свет являлись курьезные случаи. Он дал списать свое сочинение, за которое ему поставили пятерку,  парню  из соседнего класса.  Тому за это же сочинение поставили четыре. Парень ходил и негодовал: «За что четыре? Я в точности все списал без ошибок, буква в букву… И мне поставили четыре. Один раз в жизни хотел, чтобы мне пятерку поставили и вот, поставили четыре. За что?» Он никак не мог понять, что у Басалика, иная история обучения, интеллигентное лицо, другая фамилия, что у него имеется  шаблон отличника с рамочкой восхищения, а этот парень, так сказать, рылом не вышел и полез в отличники. Держался Басалик независимо, дружил со шпанистыми ребятами, которые его уважали за крутой характер. Однажды мы с другом выскочили на перемене из класса, и мой друг врезался прямо в Басалика. Тот схватил его за грудки и с размаха хотел ему врезать по физиономии. Я своих друзей никогда в обиду не давал и тут же повис на замахнувшейся руке, сжатой в кулак. «Басалик, - сказал я, - не бей его». Тот посмотрел на меня искоса и нехотя опустил руку, остывая и понимая, что бить того не следует. Тогда друзья мне объяснили, что тот уже играет защитником в футбол за дубль Московского «Динамо». Мы с ребятами, жившими неподалеку часто ходили на футбол, знали многих игроков и мечтали попасть на просмотры к  тренерам, когда те устраивали просмотры перспективным ребятам и собирали детей по дворам. Будучи заметного роста и широкоплечим он жестко ставил корпус нападающим и отбирал у них мячи, а также хорошо играл головой. Учился Басалик на год старше нас и подавал большие надежды. Высокий парень, на голову выше нас всех, с горбатым изящным носом, с кудрявой шапкой волос, широкоплечий он, тем не менее, обладал тонкой костью. Кулачки у него выглядели интеллигентскими и казались острыми.
Со временем мы закончили школу, пошли учиться, кто в техникум, кто в профессиональные училища, кто в институт.

Прошло время, и я как-то увидел Басалика на стадионе «Динамо». В начале перестроечных девяностых годов стадион «Динамо» представлял из себя странное зрелище. Это был рынок, который поделили на отдельные части. Около бассейна расположился пищевой рынок, куда все в округе ходили покупать продукты. У ледового дворца спорта, где прежде тренировались хоккеисты и фигуристы, продавали обувь с лотков и в коробках прямо с машин. На крытом стадионе, где третировались футболисты, гимнасты и другие спортсмены устроили огромный вещевой рынок. Вот там на этом рынке я и увидел Басалика с карманами набитыми деньгами. Он стоял хмурый и презрительно смотрел на проходящих мимо людей. Жизнь как будто удалась. На рынке его все знали. Не знаю, закончил он к этому времени какой-нибудь ВУЗ или нет, но выглядел он вполне адекватно своему времени. Он стоял на углу между рядами торгующий и давал в рост деньги людям малого бизнеса. Просто стоял и ждал клиентов. К нему подходили о чем-то говорили и брали деньги. И потом соответственно  возвращали с процентами. Довольно неплохое занятие  работать карманным банкиром и держать торгашей на цепочке финансирования.
Через несколько лет я узнал, что его убили. Кто-то решил не отдавать ему деньги или поменять крышу. Дикие времена были.
А мне казалось, что у Басалика хорошие перспективы и в жизни и в футболе. На него многие смотрели с завистью. Но в жизни все время что-то меняется и лучшие времена для кого-то неизменно проходят. Пора его расцвета безвозвратно прошла и закончилась драматически.


Рецензии