Лисин Василий Тимофеевич

Родился  24  февраля  (9  марта)  1908  года  в  селе  Яковлевское  Бутурлиновского  района  Нижегородской  области  (Россия)  в  семье  крестьянина.  Русский.  Окончил  7  классов  в  Княгинине  в  1926  году.  В  1927  году  работал  чернорабочим  на  стройке  в  Ленинграде.
В  РККА  с  1  сентября  1927  года,  был  призван  Ленинградским  городским  военкоматом.
С  сентября  1927  по  декабрь  1928  года  учился  в  Ленинградской  военно-теоретической  школе  ВВС,  а  затем  до  июля  1930  года  в  Оренбургской  военной  школе  лётчиков.
Служил  в  13-й  авиационной  эскадрилье  младшим  лётчиком,  штурманом  эскадрильи  и  командиром  звена,  затем  был  флагманским  штурманом  83-й  истребительной  авиационной  бригады  Белорусского  военного  округа.
14  марта  1936  года  ему  было  присвоено  звание  старшего  лейтенанта,  а  22  апреля  1937  года  -  звание  капитана.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  14  декабря  1937  года  по  10  июня  1938  года  в  качестве  командира  эскадрильи,  а  затем  командира  группы  истребителей  И-16.

     «…Лисин  стоял  на  краю  аэродрома  и  не  знал,  что  делать:  летное  поле  окончательно  размокло.
     -  Сидим,  как  мухи  на  липучке,  -  недовольно  ворчали  летчики.
     На  фронте  ждали  их  помощи,  а  они  не  летали.
     Лисин  ломал  голову  над  тем,  как  поднять  машины  в  воздух.  Он  позвал  на  грунтовую  взлетную  полосу  Плясова,  Сухорябова  и  Сухорученко.  Обследовали  каждый  квадратный  метр  земли,  перемазались  в  грязи,  зато  отыскали  сносное  место.  Грунт  был  хотя  и  мокрый,  но  не  топкий.  Измерили  шагами  длину  полосы  -  в  обрез  хватало  для  взлета  облегченных  истребителей  И-16.  Лисин  приказал  слить  часть  горючего,  но  так,  чтобы  хватило  на  полет  до  Лериды.  На  каждом  самолете  вполовину  уменьшили  боекомплект,  а  из  двух  машин,  с  ослабленными  от  износа  моторами,  выгрузили  полностью.  Приходилось  идти  на  риск,  но  другого  выхода  Лисин  не  видел.
     Бензин  и  патроны  отправили  в Лериду  на  автомашинах.      
     Самолеты  вручную  выкатили  на  старт.
     -  Следите  за  мной,  -  сказал  Лисин.  -  Пойду  первым.  Если  все  обойдется  благополучно,  -  поднимайтесь  и  вы.
     Тяжело,  нехотя  отрывался  истребитель  от  земли.  Жалобно  выл  перегруженный  мотор.  С  большим  трудом  Лисину  удалось  «вытолкнуть»  самолет  в  воздух.  Почуяв  свободу,  «мошка»  взмыла  в  небо.
     По  командирской  тропе  взлетели  остальные.
     На  следующий  день  они  работали  с  Леридского  авиационного  узла…»
     (Из  книги  Г.  К.  Семенова  «Пароль  «Испания»)

Всего  в  Испании  совершил  80  боевых  вылетов,  участвовал  в  24  (по  другим  данным  35)  боях,  сбил  8  самолетов  (2  лично  и  6  в  группе).
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
5  июля  1938  года  ему  было  присвоено  звание  полковника.               
С  сентября  1938  по  апрель  1941  года  он  был  командиром  5-го  истребительного  авиационного  полка,  служил  в  Сибирском  военном  округе,  затем  до  июля  1941  года  занимал  должность  заместителя  командира  32-й  авиационной  дивизии  и  до  марта  1942  года  командовал  69-й  смешанной  авиационной  дивизией.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  марта  (апреля)  1942  года.
Воевал  на  Волховском  фронте  с  июня  по  октябрь  1942  года  в  должности  заместителя  командующего  ВВС  2-й  Ударной  армии. 
В  августе  1942  года  сформировал  и  возглавил  278-ю  истребительную  авиационную  дивизию,  которой  командовал  до  июня  1944  года.
В  составе  Северо-Кавказского  фронта  воевал  с  17  апреля  по  июнь  1943  года,  участвовал  в  Кубанском  воздушном  сражении.
К  середине  июня  1943  года  имел  общий  налет  на  всех  типах  самолетов  1.500  часов,  в  том  числе  на  Як-7б  и  Як-9  -  9  часов.
Воевал  на  Южном  фронте  с  1  сентября  1943  года,  принимал  участие  в  освобождении  Украины,  лично  произвел  1  боевой  вылет.
В  составе  4-го  Украинского  фронта  участвовал  в  освобождении  Крыма.
С  июня  по  ноябрь  1944  года  находился  в  резерве  Управления  кадров  ВВС  и  одновременно  переучивался  на  лётчика-штурмовика.
Летал  на  штурмовике  Ил-2.
С  ноября  1944  года  до  конца  войны  был  командиром  19-й  гвардейской  бомбардировочной  авиационной  дивизии.
После  окончания  войны  продолжал  службу  в  авиации  на  руководящих  должностях.
Уволился  в  запас  13  декабря  1955  года  (10  января  1956  года)  в  звании  полковника.
Проживал  в  городе  Умань  Черкасской  области  (Украина).
Умер  9  февраля  1973  года.

Список  известных  воздушных  побед  В.  Т.  Лисина:
00.03.1938     1/гр.     До-17                Фрага                в  составе  группы

Награжден   двумя  орденами  Ленина  (22.02.1939,  30.04.1954),  двумя  орденами  Красного  Знамени  (14.11.1938,*  06.11.1947),  двумя  орденами  Отечественной  войны  1-й  степени  (26.07.1943,  28.06.1945),  орденом  Александра  Невского  (18.01.1944),  орденом  Красной  Звезды  (30.04.1945),  медалями  «За  оборону  Кавказа»,  «За  Победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»,  «30  лет  Советской  Армии  и  Флота»  и  другими.

Примечание:
*     Орден  имел  порядковый  №  2003.


Рецензии