Шагреневая кожа еврейского кладбища в Виннице - ХI

   Все десять статей под таким же, как и у этой статьи, названием, опубликованные в сентябре сего 2023-го года, были прочитаны (поверхностно просмотрены?) сотнями заинтересованных (или же, честно говоря, чаще - мало ими заинтересовавшимися) посетителями моей страницы на «Прозе.ру». Но существенных комментариев, не говоря уже о дополнениях, я в ответ - на казалось бы прежде неведомые абсолютному числу читателей факты - не получил.

    Однако где-то через полтора месяца «лёд тронулся». И я стал, с дружеской помощью, обладателем карт кладбища, о наличии которых «в природе» я не сомневался, о чём неоднократно писал. Но в статьях о кладбище эти карты ранее никем не приводились. Они отсутствовали либо по оценке их, как малоинформативные, либо в связи с тем, что таковые не «подыгрывали» авторам, не укрепляли их аргументы, прочее: скорее, наоборот, опровергали.
   А я подбираю всё, включая выглядящее, на первый взгляд, ненужным «информационным шумом». Помните у А. Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора / растут стихи...» («Мне ни к чему одические рати…», 1940). И вот — результат: карты, некоторые из которых никто из вас не видел.

   Начнём их разбор с самой древней — 1910 г. (рис. 1 и 2: на плане подписи - почти не читаемые, поэтому после их расшифровки они вписаны наново). Землемер А. Волков изобразил границы кладбища в виде выпуклого пятиугольника, одна из сторон которого прилегала к оврагу (позднее — Палиеву яру). [Лазаретная улица — нынешняя Евгения Коновальца (до того — Глеба Успенского)]. Эта карта отдалённо напоминает, например, сию (рис. 3) карту: Вінниця | Карта, мапа — mistaUA (означенный выше угол, обращённый в сторону реки, присутствует ныне только частично). Однако из карты 1910-го года остаётся не ясным: или это — территория отведенная для еврейского кладбища, или же — занятая захоронениями. Точно так же, как и на означенной выше современной карте (мапе), усеянной примерно полутысячей крестов (это-то на еврейском кладбище!), где на самом деле могил было когда-то  т ы с я ч и,  а осталось — не более, чем несколько десятков. Точные цифры уже никогда никому не узнать, но то, что ко времени начала 2-й мировой войны кладбище (за тридцать лет, прошедших с 1910-го года) расширилось весьма значительно, опровергнуть невозможно. Вспомним, что в 1939-м году в 93-тысячном городе евреев было 35,6%, а предыдущие этому годы — даже несколько больше: Винница — Википедия (wikipedia.org).
   На карте 1926-го года, выполненной «Кабінетом виучування Поділля», основанным В. Д. Отамановским (рис. 4 и 5), еврейское кладбище, вообще, намалёвано «на глаз».

    А вот сотрудничающие со мной юные следопыты получили в Органах внутрішніх справ документ, который поставил точку  над «i» в самой спорной (вернее, важнейшей, но игнорируемой местными властями более полустолетия) части обсуждаемой нами проблемы!
Полюбуйтесь: Оперативная карта Винницы (1963 г.) для дежурных УВД (рис. 6 и 7) - самая точная, с масштабом - показывает принадлежность к территории кладбища и того участка, где теперь находится Детский сад № 71 (по ул. 20 Марта) со всеми его службами!
Различные измерения, проведенные на оригинале этой служебной карты, отпечатанной на «синьке», показали общую площадь кладбища, равную 5,6 - 6,0 гектарам  (некоторый разброс показателей связан с причудливостью очертаний кладбища, обусловленной оврагами). Как говорится, приехали!
   
   Хочу Вам напомнить, каковы были мои предположения по поводу пред- и ранней послевоенной территорий кладбища (из VI-й части статьи): «... Учитывая использование только прямых линий для обозначения границ, полученные результаты, наверное, несколько завышены (я мог невольно прихватить не относящиеся к кладбищу участки).», - где площадь оказалась величиной в 6,3 гектара, а также тут (Х-я часть) - «... И вот в предпоследний момент я использовал ещё одну методику подсчёта и таки получил несколько меньшую, чем указанные мной прежде 6,3 га, площадь кладбища на немецкой карте — 5,5 га.» 

   Ещё раз повторяю: это самая что ни есть советская карта, напечатанная в год начала в СССР зернового кризиса имени «Дорогого Никиты Сергеевича» (в Казани, где я тогда жил, исчез белый хлеб, а чёрный хлеб выпекался с примесью гороха). Когда ещё было не до развёртывания на территории кладбища широкого социалистического строительства под лицемерными девизами (типа «лучшее — детям»: тот же Детский сад №71), переросшего в Независимой в наступление на кладбище местной олигархии и клерикального (процерковного) лоббизма.


***

   Тут я перебью свой рассказ и вспомню как недавнее прошлое, так и совсем недавно случившееся, а также —  пока не произошедшее.

   Процитирую вам два небольших абзаца из части I. этой «саги» о Еврейском кладбище Винницы:
   «И через полгода я откликнулся на рассказ блогера «posterrr», на позор, которым «украсили» себя городские власти, Институт археологии АН Украины, Государственная инспекция архитектурно-строительного контроля в Винницкой области, Строительно-монтажное управление №2: никто из них не обнаружил при «экспертизе» того, что достаточно хорошо - при простом взгляде - могло быть заметно даже людям с бельмом на глазу. У меня нет никаких доказательств — и я этого не имею никакого права утверждать, но всё же, зная нравы, царившие тогда в Независимой, с полным правом волен подозревать, что вся эта СКД (симуляция кипучей деятельности) оплачивалась заказчиком строительства с добавлением хороших «чаевых».

   Потом мэр города вынужден был выкручиваться из засасывающего его на дно грязного водоворота (в котором и он, вероятно, решил половить рыбку), глупыми ссылками на то, что истинные границы кладбища (они - утверждаю в который раз - не могли исчезнуть из архивов всех организаций!) установлены, наконец, …  представителями международной еврейской организации из Нью-Йорка. И, навешивая очередную лапшу на уши винницких обывателей — созданием комиссии по кладбищу, которая, по всей видимости, никогда не заседала.»
   Статья, с которой начались мои публикации об этом кладбище, о чём сказано в приведенной выше цитате: Писать об этом стыдно. Но надо! (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).

   Через одиннадцать лет я получил, наконец, твёрдое документальное доказательство того, что установленные границы кладбища при «изысканиях» их организациями, подмазанными, по всей вероятности, заказчиком строившегося на территории кладбища большого дома, были преднамеренно искажены. Что, как минимум, одна надёжная карта границ кладбища тогда имелась, причём уже в течение 45 лет! Что «представителями международной еврейской организации из Нью-Йорка» ничего не устанавливалось, а они были сюда притянуты за уши для одурачивания винничан, избравших такого «мудрого и решительного мэра», каковым было его самопредставление электорату. Кстати, нынешний мэр - бывший в ту пору секретарём мэрии - идёт тем же путём. Ну как не заглядеться  на его саморекламирование!

   2-го ноября с. г. мэрия Винниці сообщила об открытии мемориальной доски в честь Григория Степанца, завещавшего Украине в 2022-м году несколько миллионов долларов: «Увічнили пам’ять Григорія Степанця: у Вінниці на фасаді ліцею №4 встановили меморіальну дошку на честь відомого земляка» [Вінницька міська рада (vmr.gov.ua)].
   Я особо рад этому событию, случившемуся по инициативе руководства лицея № 4: как- никак, мы с Гариком Степанцом учились там в одни и те же 10 лет, я знал его, встречался с ним после окончания школы, да и первые рассказы о нём, появившиеся в печати, были в моих воспоминаниях (от книги «Моя Винница» - ещё в 2009 г. до - на сайте «Вінниця цікава» в 2022 г.). Никто о нём, кроме меня, нигде и никогда не вспоминал.

   Однако же пресс-служба мэрии в который раз сделала акцент не на том, что, по здравому смыслу, надо было бы, а выдвинула на первый план (конечно, по его указанию) нынешнего мэра. Рекомендую вам посмотреть, какой фотографией «украшено» это сообщение: мемориальная доска видна на ней размыто, но занимающий половину картинки «очільник Вінниці Сергій Моргунов» - рассматривается предельно чётко при любом освещении экрана. Чтобы знали, кто тут важнее, а чему положено находиться на втором плане! Но ведь без  очільника тут вполне можно было обойтись: гляньте-ка на фотографии к другому сообщению по этому же поводу [У Вінниці встановили меморіальну дошку на честь Григорія Степанця : 02:11:2023 - 20 хвилин Вінниця (20minut.ua)] — и вам всё станет ясно.
Вот так, по любому более-менее подходящему случаю и даже без такового пиарят себя винницкие градоначальники. Какое ненасытное тщеславие!

   Историка по первой профессии можно понять: ну какой был бы это PR - «public relations», например — фотография щуплого мэра на фоне (всё ещё не существующей) памятной доски у входа в величественное здание бывшего реального училища? Да ещё — мемориальной доски, установленной в честь также еврея, но с откровенными именем, отчеством и фамилией: Цаль Лейбович Вайнштейн?! А тут: боковая часть стены здания лицея, задник — банальное серое панельное строение и в центре — он, благословивший мероприятие и даже поднявший престиж его, явившись собственной персоной! Чтобы сфотографироваться в лучах чужой славы.
   Всем уже давно известен семьдесят лет никогда не упоминавшийся советской властью факт: комплекс зданий реального училища был воздвигнут в конце XIX-го века на деньги, завещанные означенным винницким купцом. Но моих напоминаний о сём уникальном для Винницы подношении уши как экс-, так і тепер чинного мера не слышат уже более десятилетия. Однако не сомневаюсь, как было с верой в обнаружение карты кладбища 1963-го года, многим бывшим и нынешним власть предержащим скоро промоют не только наружные слуховые проходы. И за Мемориал фюрера под Стрижавкой, и за зловещие переименования, и за позорные «недоименования», и за многое другое …

***

    Под конец и уже который раз — бредовая карта 2003-го года (рис. 8) с отрезанным - для Детского сада - большим участком кладбища и «белым пятном» на половине бывшей территории кладбища, которому оставлено пространство, имеющее, как уже указывалось нами ранее, «тюленеобразные» очертания границ: Шагреневая кожа еврейского кладбища в Виннице III (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).

***

   Вывод из рассмотрения прежде нами не анализированных карт — тот же самый: метафора «шагреневая кожа» в названии статей тут — как замена слова регресс: она позволяет подчеркнуть видение автором инволюции (регресса) еврейского кладбища не только в размерах, но и в интересе, отношении к нему местных властей Винницы. А кладбище это - подчёркиваю неоднократно - одно из последних свидетельств жизни трети и более населения города на протяжении столетий.

Продолжение следует: http://proza.ru/2023/11/09/1657.


Рецензии