ОКБ. Личный Бог

соловей совершенно беззащитен перед тиранией ястреба (Гесиод)

Сад Нимф
Вкруг пещеры Нимф, затаенной, влага
Хладных струй шумит меж ветвей зеленых
И с листвы, колеблемой вод паденьем
Льется дремота.    Алкей и Сафо.  Скачать. 192 KB/s


Владык владыка, славный бог,
Блаженнейший Зевс, величайший царь,
Ты, не знающий равных себе,
Детей своих от любой
Страсти мужской спаси во гневе.    Suppl. 524 ff.

Было славное время
Это время когда Бог был личным у каждого в полисе, в легионе или в поле  и когда обожение было личным делом обожателя

Возьмем для примера третьего кронида Зевса

Согласно речи Котты, античные филологи находили трёх Зевсов:
Сын Эфира, родился в Аркадии, отец Персефоны и Диониса.
Сын Урана, родился в Аркадии, отец Афины.
Сын Крона, родился на Крите, там же и УМЕР

Он в итоге стал символом могущества правителя Олимпа и он же был символом справедливости:

О Могучие Мойры, богини судьбы,
До конца нас ведите великим путем,
По которому шествует Правда.
На враждебную брань пусть ответит язык
Той же бранью враждебной: кровавый удар
За кровавый удар. Кто содеял — терпи!
Так нам Правда кричит, по заслугам платя, так научены мы
Трижды древним, проверенным словом...

(См.  Aesch. Choeph. 306 ff. - Эсхил,“Трагедии",Academia, M.—Л.,1937, Хоэфоры, 629—635)

Зевс - Верховный правитель, победитель в Титаномахии, подчиняется духу, выраженному поговоркой «Око за око и зуб за зуб», зафиксировавшей на века  древнейший  закон жития и бытия = закон неотвратимого справедливого возмездия =  lex talionis
(см. Исход 21-24)

Бог не мог считаться Богом, если в нем атрибут могущества не подкреплен атрибутом справедливости.  И потому у греков Зевс многолик:
Зевс Василевc (царь)
Зевс Керавний (громовержец)
Зевс Нефелегерета (собиратель облаков)
Зевс беглецов покровитель
Зевс Ксений — защитник гостей
Зевс Гикесий — опора просителей
Зевс Горкий смотрит за соблюдением клятв
Зевс Прострапайос мстит за преступления …

Дике, дочь Зевса, требует, чтобы виновный был наказан.
Наказание злодея должно отвечать глубинным нуждам человеческой души

Победа в пятнах крови
Она запятнана

Каждый будет умирать за свое собственное беззаконие
(см. Иер. 31: 29, 30: «В те дни уже не будут говорить: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах — оскомина"; //Но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет»)

Отче Зевс, да будет мило богам, чтоб гнусные
с дерзостью слюбились и чтобы милы были их
духу пакостные дела, и если кто их искусно
чинит, на богов ничуть не глядя,
так пусть он же бедой заплатит, а уж впредь
бедою детей не станут отца бесчинства.

см. (Эсхил. Трилогия Ористейя. Агамемнон)

Через муки, через боль
Зевс ведет людей к уму,
К разумению ведет.
(там же)
 
Эсхил не Семеныч в трилогии «Орестея» делает нас свидетелями целой серии убийств. И каждый раз он намекает нам задаться вопросом:
 «Является ли это преступлением? Не одна ли это из тех трагических ситуаций, в которых, что бы мы ни предпринимали, катастрофа неизбежна? Или же, как в случае Клитемнестры, не есть ли это один из тех глубинных импульсов плоти и крови, которым ничто не в состоянии противиться?»
Именно так оправдывал гомеровский Агамемнон похищение им Брисеиды у Ахилла: «...Не я, о ахейцы, виновен; / / Зевс Эгиох, и Судьба, и бродящая в мраках Эрин-нис».1 Эсхил корректирует этот упрощенный подход: «Судьба тому виною, о дитя мое».
(см. Фестюжьер А.-Ж. Личная религия греков)

И потому в пантеоне греческой зевсиады мы находим и личного бога киллеров и гангов:
Зевс Эгиох
Зевс-айтиос [виновник]
Зевс-парайтиос [соучастник]


Рецензии