Не помнящий родства братец - духом поганец

Все люди братья.
Как Каин и Авель.
Жак де Тилли.1

Поэма чеченского поэта Асламбека Тугузова «Шейх Мансур» удостоена перевода на осетинский язык. Я не могу составить мнения об этой поэме, ибо пока еще не имел возможности с ней ознакомиться. Но такое явление можно приветствовать, потому что оно несет с собой духовный свет взаимообогащения культур. Например, я тоже с неподдельным интересом и восторгом прикоснулся к творчеству классиков осетинской литературы Коста Хетагурова и Сека Гадиева.

Но пусть у меня отвалится язык, если я по этой причине напишу или скажу, что осетинский народ - это братский народ ингушскому этносу. Он точно такой же для ингушей братский народ, каким и немецкий народ был - братским, для европейцев, евреев, славян Европы и СССР во время Второй Мировой войны...

Неприятие и резкое отторжение вызывает не сам факт перевода поэмы А. Тугузова и презентация данного события во Владикавказе, а то, как оно было воспринято и прокомментировано рядом чеченцев. Зачем они расстилались в дудаевско-кадыровском постыдном духе, восторженно вереща (!) о дружбе осетинского и чеченского народов? Ведь непомерно трагический опыт истории ингушского народа не только депортации 1944 г., но и последних 33-х лет четко свидетельствует: «Если братаются два народа, то, значит, (!) они идут против третьего».2 История Ичкерии 1992 г. однозначно указывает против какого народа нацелен сей новый старенький братский союз.3

Комментируя указанное событие вполне достаточно было бы обойтись констатацией его культурного значения, не вопя о дружбе и братстве, помня об этнической расправе власть имущих Северной Осетии, их банд при откровенной поддержке осетинского народа, армии и ВВ России над ингушами в 1992 г. Во-вторых, им не стоило забывать свидетельство президента Ичкерии А. Масхадова о душегубстве и грабежах в ЧРИ осетинского ОМОНа в ходе российско-чеченских войн. И также нужно было держать в памяти, что нашествие военной армады РФ на Ичкерию шло из г. Владикавказа и Моздока.4 Причины данного постыдного поведения ясны как день: отсутствие чести - торжество подлости. 

Некто Р. Ахматов в своем комментарии о данном событии рассыпался в благодарностях (!) друзьям - осетинам, за тепленький приём. В свою очередь, ичкериец Адам Дервишев сделал вывод о политической и дипломатической важности сей презентации, ибо «Налаживание контактов с соседними народами (является) задачей стратегической важности. Ты (Асламбек) - наш будущий посол». Ичкерийцу вторила осетинка Мари Санакоева: «Спасибо за мост дружбы и созидания».

Ичкериец, конечно, прав: действительно нужно налаживать контакты с другими народами. Но, прежде всего, недопустимо, исходя из предостережений и назиданий Корана, Сунны и адата, разрушать отношения с наиболее близким народом на планете, территория которого не стала российским плацдармом для расправы с чеченским народом. Напротив, ингушский народ протянул ему руку братства и поддержки в духе назиданий ислама в тяжкое военное лихолетье. Но, к великому сожалению, всё обернулось таким образом, как преподнесено в следующем четверостишии:

Чужой хлеб ел в года лишений,
Держа за пазухой кинжал…
Основы братских отношений
Давно уж Каин преподал.5

Помня о руке, протянутой в годы лихолетья, обрушившегося на чеченский народ в 1994 - 2009 годы и, взяв на вооружение духа, сердца и разума слова А. Тугузова, не стоило антигероям заметки вести себя таким постыдным образом.

Ты иди по дороге, где дух торжествует над злом,
Одинокий как перст, в постоянной борьбе и тревоге.
И пусть сердце твое никогда не смущает число
Тех, кто следует лжи и по ложной уходят дороге.

Хамзат Фаргиев

7 ноября 2023

Примечания

Указанная презентацая была представлена в facebook по следующей ссылке:

1. Жак де Тилли (1749 - 1822) - генерал французской армии во время войн за независимость.
2. Зофья Налковская (1884 - 1954) - польская писательница, сценаристка и драматург.
3. Свидетельства о блудливых шашнях дудаевщины и кадыровщины см. здесь:
а) «Хлеще ножа изрежет сердце брат-ханжа». -
 http://proza.ru/2023/02/08/1357
б) Постыдная пурга экс-ичкерийцев о братстве с осетинским народом. - https://www.youtube.com/watch?v=6Esqw48KIjE
4. Аслан Масхадов. «Честь дороже жизни». Изд-во Грозный, 1997, стр. 18 - 19.
5. Акакий Швейк. Братские отношения.


Рецензии
"Народность" культуры в высших её достижениях - давно разоблачённый, но не теряющий пропагандистской привлекательности миф. Лучшие произведения искусства это, конечно, не вершина пирамиды, а то, что будет лежать на другой чаше весов на последнем суде над народом.
Привет, Хамзат!

Сергей Фоминъ   17.11.2023 15:24     Заявить о нарушении
Согласен, уважаемый Сергей. Спасибо за отзыв. Здоровья, вдохновения и благ мирских...

Хамзат Фаргиев   17.11.2023 19:34   Заявить о нарушении