Александр I Павлович, Благословенный 1777 - 1825

Александр I Павлович, Благословенный (1777 - 1825), император Всероссийский (с 12 марта 1801)
Родился 12 декабря 1777 года в Санкт-Петербурге, старший сын имп. Павла I и императрицы Марии Феодоровны. Александр I воспитывался под руководством бабки, императрицы Екатерины II, которая пригласила к нему образованнейших наставников и учителей. Воспитателем будущего императора был швейцарец Ф. С. Лагарп - философ, приверженец идей Просвещения и республиканец по взглядам, законоучителем и духовником - прот. Андрей Самборский, долгое время служивший при русском посольстве в Англии, в числе учителей также состояли писатель М. Н. Муравьёв и географ П. С. Паллас.

Современники Александра I отмечали такие черты его характера, как "христианское смирение и величавость", мягкость, скромность, любознательность, впечатлительность и восприимчивость, изящество мысли, большое личное обаяние. Биографы Александра I писали, что он обладал твердым, решительным, но скрытным характером, замаскированным внешней мягкостью и уступчивостью.

В 1793 году Александр I вступил в брак с принцессой Луизой Марией Августой Баденской (1779-1826), нареченной в Православии Елизаветой Алексеевной. У них родились две дочери - Мария (1799-1800) и Елизавета (1808-1810).

Александр I взошел на престол в результате переворота - убийства в ночь на 12 марта 1801 года Павла I недовольными его политикой заговорщиками из среды гвардейского офицерства.

Внутренняя политика
В манифесте 12 марта 1801 года Александр I объявил, что будет управлять "по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей, государыни императрицы Екатерины Великой". Он восстановил отмененные Павлом I "жалованные грамоты" дворянству и городам, освободил дворянство от телесных наказаний. Была упразднена Тайная экспедиция, освобождены ок. 1 тыс. заключенных и ссыльных, возвращены на службу до 12 тыс. опальных чиновников и военных, специальный указ запретил применение пыток во время следствия.

В качестве советников Александр I призвал к себе представителей молодого поколения родовитой дворянской знати: гр. П. А. Строганова и его двоюродного брата Н. Н. Новосильцева, гр. В. П. Кочубея и кн. А. Чарторыйского - родственника последнего польского короля. Они составили летом 1801 года Негласный комитет, который, хотя и не имел официального статуса, обладал большим влиянием и в основных чертах определил программу будущих преобразований в области центрального управления, просвещения и печати, проведенных в первое десятилетие царствования Александра I. Вместо прежних петровских коллегий были введены министерства (1802-1811), учрежден высший законосовещательный орган при императоре - Гос. совет (1810), введена новая система народного образования (1803-1804), в основу которой были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших ступенях, преемственности учебных программ; помимо существовавшего с 1755 года Московского университета открыты университеты в Дерпте (1802), Вильне (1803), Казани (1804), Харькове (1805), позже - в Санкт-Петербурге (1819), в 1811 году основан Царскосельский лицей; в 1804 году издан первый, самый либеральный в истории России цензурный устав.

При Александре I были предприняты первые шаги к постепенной отмене крепостного права. Уже при вступлении на престол государь заявил, что отныне прекращается практика раздачи казенных крестьян в частные руки. 20 февраля 1803 года издан указ о вольных хлебопашцах, который предусматривал освобождение крепостных крестьян за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдной их договоренности с помещиком. За время царствования Александра I было заключено 160 сделок и освобождено 47 тыс. крестьян. Всего же за время действия указа (к 1858) выкупились 152 тыс. чел. Были изданы указы, направленные на ограничение помещичьего произвола и смягчение участи крепостных. Запрещено было продавать крестьян на ярмарках "в розницу" (т. е. разбивая семьи), отменялось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь за маловажные проступки; крестьянам, незаконно записанным за помещиками, предоставлялась возможность возбуждать иски о свободе; получали свободу крепостные крестьяне, вернувшиеся из-за границы; взятый по рекрутскому набору крестьянин считался свободным и по окончании службы уже не мог быть возвращен к своему помещику. Закон обязывал помещиков кормить своих крестьян в голодные годы. Крестьяне с дозволения помещика получали право торговать, брать векселя, заниматься подрядами. В 1804-1819 годах отменено крепостное право в Остзейском крае (Лифляндии и Эстляндии), в 1818 году Александр I дал секретные поручения разработать планы отмены крепостного права для рус. губерний, однако представленные проекты из-за сильнейшего противодействия дворянства не были реализованы. Большую роль в преобразовательной деятельности первого десятилетия царствования Александр I играл талантливый реформатор, сын сельского священника М. М. Сперанский. При его активном участии были проведены реформы светского и духовного образования, завершена министерская реформа, основан Царскосельский лицей, учрежден Государственный совет. По заданию Александра I Сперанский разработал план гос. преобразования России, который был одобрен Александром I, но встретил сильное противодействие со стороны влиятельных дворянских кругов и был отложен.

Внешняя политика
В годы царствования Александра I Россия пережила один из драматических периодов своей истории. Ей одновременно пришлось вести несколько войн, требовавших огромного напряжения всего гос. организма: в течение 10 лет (1805, 1806-1807, 1812, 1813-1814) шли войны с Францией, в 1804-1813 годы - с Персией, в 1806-1812 годы - с Турцией, в 1808-1809 годы - со Швецией. Неудачными были коалиционные войны 1805-1807 годы с Францией, закончившиеся невыгодным для России Тильзитским миром (1807), все другие войны завершились победой русского оружия. Территория страны существенно расширилась: в состав России вошли Финляндия (1809), Бессарабия (1812), Сев. Азербайджан (1813), Царство Польское (1815). В 1801-1810 годы к России добровольно присоединились православные Грузия и Абхазия, что усилило позиции Православия на Кавказе. В 1822 году в состав империи вошла часть Казахстана (средний жуз).

Отечественная война 1812 года явилась серьезным испытанием для Александра I и всей России. Громадную роль в победоносном исходе войны сыграли твердость и мужество правителя. В день Рождества Христова 25 декабря 1812 года был издан царский манифест, возвестивший о победоносном окончании Отечественной войны, но еще не о наступлении мира. 1 января 1813 года русская армия перешла границу - военные действия были перенесены в пределы Зап. Европы. Борьбу с Наполеоном за пределами России Александр I рассматривал как выполнение основной своей миссии - освобождения западноевропейских народов и низвержения Наполеона с престола. Взятие 19 марта 1814 года союзными войсками Парижа и заключение 18 мая 1814 года мира знаменовали успешное ее выполнение. Александр I стал вершителем судеб Европы.

В 1814 года Сенат преподнес Александру I титул "Благословенного, великодушного держав восстановителя". Военные потрясения 1812 года оказали громадное влияние на усиление религиозности Александра I. "Пожар Москвы осветил мою душу, и суд Божий на ледяных полях наполнил мое сердце теплотою веры, какой я до сих пор не ощущал, - говорил позднее Александр I. - Тогда я познал Бога. Во мне созрела твердая решимость посвятить себя и свое царствование Его имени и славе". Император каждый день стал читать Библию "и находить в ней утешение", однако духовная основа его личности сложилась много ранее. Еще задолго до войны Александр I руководил изготовлением походного храма во имя св. блгв. кн. Александра Невского; с ним прибыл он пред Пасхой 1812 года в Вильну и с ним вступил в 1814 году, также перед Пасхой, в Париж.

Конфессиональная и церковная политика
Конфессиональная политика Александра I в те годы заключалась как в последовательной защите интересов Русской Церкви, так и в провозглашении принципов веротерпимости. В начале его царствования были сделаны послабления для старообрядцев и некоторых сект, если в их учениях и деятельности не было явного неповиновения власти; широкой свободой пользовались католичество и протестантизм, а также ислам и буддизм; фактически был снят запрет на учреждение и деятельность масонских лож, но в 1810 году был установлен негласный полицейский надзор за их деятельностью. Когда Александру I стало известно о существовании тайного общества декабристов (многие из которых входили в масонские ложи), были запрещены все тайные организации и масонские ложи (1822). На рубеже XVIII-XIX веков в России активизировались иезуиты, открывшие в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и других городах школы (пансионы), а в Полоцке - духовная академия. Их деятельность вызвала резкое недовольство православного духовенства, и по указу 1815 года они были высланы из Москвы и Санкт-Петербурга, а в 1820 году - изо всех мест России, их имущество было отписано в казну.

Основным направлением церковной политики Александра I в это время было улучшение социального положения духовенства и повышение образовательного уровня с целью возвысить его нравственное влияние в русском обществе. При Александре I существенно были расширены права и привилегии православных клириков, улучшено их материальное положение. Указ 1801 году отменил телесные наказания по суду для духовных лиц, в 1808 году этот указ был распространен и на членов их семей. Приходское духовенство и монастыри были освобождены от поземельного налога, а в 1821 году - от воинского постоя и большинства других натуральных и денежных повинностей. Было разрешено приобретение духовенством ненаселенных земель в собственность путем дарения и покупки (указы 1805 и 1810). В 1823 году вдвое увеличены введенные при Павле I постоянные оклады для приходского духовенства, создан пенсионный фонд и постоянные попечительства. В 1815 году отменены рекомендации официальных светских лиц при поставлении на священнические должности (за исключением военного ведомства). В 1818 году рассмотрение правонарушений, совершенных духовными лицами (кроме уголовных и государственных преступлений), было изъято из ведения гражданского суда и передано в церковный суд. Указами 1820 и 1823 годов окончательно отменялось право выбора прихожанами настоятелей приходов. В 1808-1814 годах была проведена реформа духовного образования. По аналогии со светской школой в духовных учебных заведениях вводились 4 ступени обучения с преемственностью программ: церковноприходская школа, уездное духовное училище, духовная семинария, духовная академия. В учебных программах усилено преподавание общеобразовательных предметов, академии были поставлены во главе духовно-учебных округов. Строго подтверждалась необходимость духовного образования для занятия священнических должностей. При назначении архиереев Александр I неизменно предпочитал кандидатов "традиционного" склада, что охраняло Церковь от проникновения "модернизма".

Ко времени присоединения Грузии к России (1801-1804) местная автокефальная Церковь находилась в состоянии глубокого упадка. Она вошла в состав Русской Православной Церкви на правах экзархата (церковной автономии), этот статус был определен указами 1811 и 1814 годов. В 1817 году экзархом Грузии поставлен митр. Рязанский Феофилакт (Русанов), ряд епархий Грузинского экзархата был преобразован путем их слияния и укрупнения. Получила свободу та часть грузинского духовенства, которая находилась в крепостной зависимости.

При Александре I в России началось возрождение миссионерской деятельности. На десятки языков "инородцев" были переведены краткий катехизис и молитвослов, Новый Завет был переведен на татарский, ногайский, осетинский языки и даже на язык аборигенов Мезенской тундры. В 1810 году начала действовать "самоедская" на Севере, в 1814 году - осетинская, а в 1821 году - монгольская миссии. В 1807 г. расширено действие Пекинской миссии, во главе которой был поставлен выдающийся синолог архим. Иакинф (Бичурин). Распоряжения Александра I сыграли решающую роль в упрочении положения православной миссии в Русской Америке, существовавшей в труднейших условиях: в 1811 году Александр I отклонил представление Синода о закрытии вдовствующей Кадьякской епископской кафедры, а в 1823 году не только воспрепятствовал упразднению самой миссии, но и оказал ей всемерную поддержку. В 1803 году в западных губерниях был запрещен перевод униатов в католичество; началось сближение униатов с Православием в форме единоверия (аналогичной той, которая была принята по отношению к старообрядчеству). Крещеные евреи в 1811 году были освобождены от рекрутской повинности, а в 1817 году наделены казенными землями.

В этот период царствования Александра I увлекался мечтами об "общеевропейской религии". Находясь в 1813-1814 годах за границей, он проявлял интерес к различным христианским конфессиям. В 1814 году в Силезии Александр I встретился с представителями секты Моравских братьев, в их строгом аскетизме император увидел "образец чистого идеала христианства". В Бадене Александр I общался с европейским мистиком И. Г. Юнгом-Штиллингом, в Лондоне беседовал с квакерами, посещал их молитвенные собрания.

По инициативе Александра I 14 сентября 1815 году был заключен Священный союз между монархами России, Австрии и Пруссии. Текст акта, написанный Александро I, имел религиозно-мистический характер и содержал обязательства христианских монархов оказывать друг другу всемерную помощь.

В России государь покровительствовал различного рода религиозным собраниям, приближал к себе духовных лиц. Среди них значительное влияние на Александра I оказывал архим. новгородского Юрьева монастыря Фотий (Спасский). С 1812 года при покровительстве Александра I в России развернуло свою деятельность Библейское общество, которому он подарил каменный дом в Санкт-Петербурге, пожертвовал 25 тыс. р. и обязался делать ежегодные взносы по 10 тыс. р. Православные иерархи высказывали недовольство засильем в Библейском обществе протестантских проповедников. Этим недовольством воспользовались архим. Фотий и всесильный временщик А. А. Аракчеев, ревниво относившийся к А. Н. Голицыну, занимавшему посты председателя Библейского общества и министра духовных дел и народного просвещения. В 1824 году им удалось уговорить императора остановить деятельность Библейского общества и уволить Голицына со всех постов.

Личное благочестие
В последнее десятилетие своего царствования Александр I проявил себя глубоко верующим православным христианином. Благочестие государя резко выделяло его из окружавшей его великосветской элиты, расценивавшей настроение Александра I как "мистицизм" и "ханжество". Александр I совершил несколько паломничеств в русские монастыри и имел беседы с известными подвижниками.

Первое его посещение Троице-Сергиевой лавры состоялось во время коронационных торжеств осенью 1801 года. В 1814 году Александр I передал Московской духовной академии свой дворец в лавре ("царские чертоги"), где академия находится и в настоящее время.

Александр I пользовался каждой возможностью посетить храмы и монастыри. В 1816 году он молился в Киево-Печерской лавре и посетил ее насельника иеросхим. Вассиана (Балашевича). В 1819 г. государь был на Валааме, где произвел большое впечатление на братию монастыря своим знанием монастырских уставов и молитвенным усердием на службах. В 1823 году император посетил схим. Амфилохия в Спасо-Яковлевском ростовском монастыре, в Санкт-Петербурге неоднократно беседовал с настоятелем Глинской пуст. Филаретом (Данилевским). По преданию, существовавшему в Саровской пуст., в 1824 году состоялась встреча Александра I с прп. Серафимом Саровским.

На впечатлениях Александра I от поездок и бесед с подвижниками основан ряд указов: «О соблюдении церковного благолепия и порядка при богослужении» (1804), во исполнение которого были введены ограды перед амвонами и запрещено «лишним людям» находиться во время богослужения на солее и в алтаре; «О богопочитании» (1816), в котором говорилось о поведении духовенства и соблюдении порядка и тишины в храмах; «О церковном пении» (1824), по которому во избежание произвола в выборе песнопений партесное пение разрешалось только с копий нот, заверенных директором Придворной певч. капеллы Д. С. Бортнянским.

Известны заботы Александра I о храмоздании. По его повелениям было начато возведение крупнейших храмов Москвы и Санкт-Петербурга - Христа Спасителя в Москве в память победы в Отечественной войне 1812 года и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

1 сентября 1825 года, перед отъездом на юг, Александр I отправился в Александро-Невскую лавру, где вел долгую беседу со старцем Алексием Петербургским.

Кончина
В середине сентября 1825 года государь прибыл в Таганрог, затем посетил Азов и устье Дона, в начале октября направился в Крым, побывал в Симферополе, Алупке, Ливадии, Ялте, Севастополе, Евпатории, Бахчисарае. 27 октября по пути из Балаклавы в Георгиевский монастырь Александр I сильно простудился и 5 ноября вернулся в Таганрог уже тяжелобольным.

Скончался 19 ноября 1825 года в Таганроге. Смерть еще не старого государя (ему шел 48-й год), ранее не болевшего, породила различные толки и предположения. Распространено предание о «таинственном старце» Федоре Кузьмиче, под именем которого будто бы долгие годы скрывался Александр I.

Литература
Знаменский П. В. Основные начала духовно-училищной реформы в царствование императора Александра I. Каз., 1878
Знаменский П. В. Чтения по истории Русской Церкви за время царствования Александра I. Каз., 1885
Прилежаева Е. М. Царствование Александра I в истории духовной школы. СПб., 1878
Бобровский П. О. Русская греко-униатская Церковь в царствование Александра I: Ист. исслед. по арх. мат-лам. СПб., 1890
Васильев А. Веротерпимость в законодательстве и жизни в царствование императора Александра I // Наблюдатель. 1896. № 6-8
Шильдер Н. К. Император Александр I: Ero жизнь и царствование. СПб., 1904-19052. 4 т.
Николай Михайлович [Романов], вел. кн. Император Александр I. СПб., 1912. 2 т. М., 1999п
Аникиев П., свящ. Мистицизм в эпоху Александра I. M., 1912
Речменский А., свящ. Походная церковь императора Александра I. М., 1912
Барятинский В. В. Царственный мистик: (Император Александр I - Федор Кузьмич). СПб., 1913. Л., 1990п. М., 1997
Пыпин А. Н. Религиозные движения при Александре I. Пг., 1916
Федоров В. А. Александр I // ВИ. 1990. № 1
Соловьев С. М. Император Александр I: Политика. Дипломатия. М., 1995
Вишленкова Е. А. Религиозная политика: официальный курс и «общее мнение» России александровской эпохи. Каз., 1997
Вишленкова Е. А. Духовная школа России первой четверти XIX века. Каз., 1998
Грюнберг П. Н. Император Александр I Благословенный - ревнитель Православия или «экуменист» своего времени? // Ежегодная богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы. М., 1997. С. 126-135
Кондаков Ю. Э. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801-1825). СПб., 1998
Сахаров А. Н. Александр I. М., 1998.
Использованные материалы
П. Н. Грюнберг, В. А. Фёдоров. "Александр I Павлович" // Православная энциклопедия, т. 1, с. 509-512
https://www.pravenc.ru/text/64316.html


Рецензии
"Правитель слабый и лукавый". Это не я сказал, это Пушкин так ёмко и метко определил всю сущность этого деятеля из числа романовых. Отцеубийца, участвовал в преступном заговоре англичан и убийстве Павла I. Этнический немец. Крепостник. Фактичеки - креатура Английской короны на русском престоле. Торговал Родиной оптом и в розницу, лично брал "подношения" от англичан, "кровавую мзду" за участие России в совершенно ненужных ей войнах против Наполеона. Трус, сбежал с от армии после Аустерлица. Во время похода Наполеона в Россию ни разу не появился в действующей армии. Клятвопреступник. Нарушил условия Тильзитского мира с Наполеоном (хотя целовался и миловался в Тильзите с Императором Франции, клялся в вечной дружбе). Преступил через главное условие мирного договора, не соблюдал континентальную блокаду Англии, чем спровоцировал приход Наполеона в Россию. Да много чего ещё(. Впрочем, он мало чем выделялся среди всей немецкой династии романовых. Бесславный конец этой династии вполне закономерен. С годовщиной Великой русской Революции !

Степан Астраханцев   07.11.2023 12:55     Заявить о нарушении
Я не согласен только с последними двумя строчками. Начало этнокататсрофы не бывалого масштаба в истории планеты сомнительный повод радоваться. Особенно если последствия захвата власти бандой уголовников расхлёбываем сейчас на Украине. До тех пор пока мы будем радоваться этой катастрофе, наши дети и внуки будут гибнуть Украине, созданной уголовником по кличке Ленин.

Новосельцев Григорий Петрович   07.11.2023 13:02   Заявить о нарушении
На немецкие английские и деньги США в октябре 1917 года к власти пришел выродок, нравственный урод от рождения (Это мнение лауреата нобелевской премии по литературе Бунина. Причем его банда уголовников, составившая первое правительство, была признана самой же властью этого выродка, и последователей, врагами народа. Из 15 уголовников 10 расстреляли, одному проломили голову. Двое умели сдохнуть до репрессий. А о двоих спорят до сих пор не помогли ли им.

Новосельцев Григорий Петрович   07.11.2023 13:08   Заявить о нарушении
Бунин - не самый великий авторитет в литературе. Нобелевские премии вообще раздают кому попало, даже таким отпетым жуликам от литературы, предателям и выродкам как солженицын. Что же касается "демографической катастрофы". Вот просто заставили улыбнуться. Нет желания посмотреть на демографическую кривую СССР, особенно до дурачка хрущёва ? Сравнить её с настоящей демографической катастрофой нынешних "демократических" времён. Помнить при этом, что демография - самый беспристрастный, объективный показатель удовлетворённости народа уровнем и качеством жизни. Про "немецкие деньги в пломбированном вагоне" не смешите. Уже почти не осталось дурачков, верящих этим побасенкам. Им не поверили даже 80% офицеров Генерального штаба царской армии, которые ДОБРОВОЛЬНО пошли служить в Красную Армию. Полюбопытствуйте).

Степан Астраханцев   07.11.2023 13:19   Заявить о нарушении
Этнография и демография - это разные науки. Что касается дурочка Хрущева, то при нем началось массовое жилищное строительство, человек полетел в космос, отменили плату в ВУЗАХ и старших классах школы, рабочим разрешили увольняться по собственному желанию и переходить на другую работу. К концу правления колхозникам начали давать пенсии, правда копейки от 6 до 10 рублей в месяц. Но до него и этого не было. Хотя впрочем он такая же мразь, как и все прочие гениальные секретари от лысого и до лысого выродков. А что касается генералов перешедших служить выродку по кличке Ленин, то скольких из них потом расстреляли как врагов народа? Что касается пломбированного вагона. Надеюсь этот факт вы не будете отрицать? Так вот перенес события на 1945 год. Представьте, что через территорию Германии из Швейцарии приехали бы те кто против власти большевиков? Кем Бы вы их считали? Несомненно врагами, А выродок Ленин для Вас герой в аналогичной ситуации? А это называется двойными стандартами. И кстати я не написал, что Ленин немецкий шпион. Этот выродок мог взять деньги у кого угодно и тут же их предать.

Новосельцев Григорий Петрович   07.11.2023 13:45   Заявить о нарушении
Кстати по поводу демографии. Мнение Менделеева. В 1906-м году Дмитрий Иванович Менделеев сделал один любопытный прогноз про численность населения в Российской империи к 2026 году. На момент подсчетов она составляла 146 миллионов граждан. Менделеев опирался на данные переписи 1897 года и статистику следующих лет. Прогноз, мягко говоря, оптимистичный – больше миллиарда человек.
На момент развала коммунистами СССР население было менее 300 миллионов. Где остальные? Можно считать что все остальные были уничтожены коммунистами во главе с гениальными секретарями от лысого до лысого?

Новосельцев Григорий Петрович   07.11.2023 15:31   Заявить о нарушении
Забавно. "Где они" ? Так и их и не было, зачем считать не существовавшее ? С чего Вы взяли, что прогноз Менделеева сбылся бы даже без войн и катаклизмов ? Он гениальный химик, но не социолог, не демограф... Население США выросло за тот же период в 2,5 раза, почти как и в СССР. Но... США обошлись без жутких потерь в мировых войнах.

Степан Астраханцев   07.11.2023 15:42   Заявить о нарушении