Адмирал Джордж Картерет

Джордж де Картерет (George de Carteret) родился около 1610 года на острове Джерси, входящем в состав Островной Нормандии. Этот архипелаг является осколком средневекового Нормандского герцогства. И в большинстве русскоязычных изданий именуется Нормандскими островами. Но правильней будет: Островная Нормандия. Страна, сохранившая доныне свою государственность (пусть даже вассальную), в отличие от Континентальной Нормандии, давно поделенной на якобинские департаменты, то есть исчезнувшей как политическое тело.

Родителями Джорджа были земельные арендаторы Элье де Картерет (Elias de Carteret, тж. Helier de Carteret) и Элизабет Дюмарез (Elizabeth Dumaresq), франкоязычные старожилы Джерси и потомки норманнов. Под влиянием Элье де Картерета, Джордж с юных лет обучался морскому делу. В 1639 году он стал комптроллером английского военно-морского флота — и тогда же легкомысленно отринул приставку де, сочтя её «слишком французской». Вскоре он принял участие в военной экспедиции против арабских пиратов Танжера. Экспедиция оказалась весьма успешной, 3000 христианских пленников тогда обрели свободу.

В 1640 году друг за другом ушли из жизни Элье де Картерет и Элизабет Дюмарез. В том же году, не выдержав траурных сроков, Джордж обвенчался в часовне джерсийского замка Мон-Оргёйль со своей кузиной Элизабет де Картерет (Elizabeth de Carteret), дочерью Филиппа II де Картерета (Philippe de Carteret II, 1584—1643), 3-го сеньора нормандского острова Сарк.

В 1641 году Джордж Картерет был назначен 3-м морским лордом Англии. Это случилось как раз накануне грозных... грозовых событий!..

22 ноября 1641 года Палата общин Долгого парламента приняла Великую ремонстрацию, исчислявшую как действительные, так и мнимые «злоупотребления королевской власти». 1 декабря 1641 года её текст был передан королю Карлу I Стюарту. В чём же было "величие" этого документа, состоявшего из 204 статей? Среди подписантов были такие известные политические деятели, как Джон Пим (John Pym), Джордж Дайби (George Digby), Джон Хэмпден (John Hampden) и набиравший силу Оливер Кромвель. «Великая ремонстрация» требовала обеспечить защиту частной собственности от притязаний короны, свободу торговли и предпринимательства, прекращение финансового произвола. Cодержала также требование, чтобы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание до­верять. А вот далее подписанты выставили лицемерные пункты о прекращении религиозных гонений — и сами же потребовали изгнать из парламента всех епископов. А также — настойчиво торопили Карла I начать продажу земель, конфискованных у ирландских повстанцев-католиков. В тексте документа не содержалось прямых обвинений в адрес короля, однако один из пунктов требовал предоставить парламенту право накладывать вето на решения монарха. Примечательно, что Великая ремонстрация была принята большинством всего лишь в 11 голосов.

После получения документа Карл I сделал паузу. А члены парламента приступили к распространению текста «Великой ремонстрации», не дожидаясь официальной реакции короля. 23 декабря король дал взвешенный и мудрый ответ, подчеркнув в особенности:

* что не может изгнать из парламента епископов, поскольку ни за кем из них не видит никакой вины,

* и что не собирается приступать к продаже ирландских земель вплоть до окончания войны со своими восставшими подданными и подписания ими капитуляции.

В итоге, примирение парламента и короля не наступило, что и привело к дальнейшему кризису в Английском государстве. Прямой и честный Картерет сохранил верность шотландской династии Стюартов, унаследовавшей власть над Островной Нормандией от Роллонов и Плантагенетов. В намечавшейся уже Гражданской войне Картерет сделал СВОЙ выбор, он не пошёл на поводу у лукавых и алчных демагогов, посягнувших на фундаментальные принципы веротерпимости и частной собственности.

Тучи сгущались! И уволившись в 1642 году из британского военно-морского флота и эвакуировав жену и новорожденного сына на родной остров Джерси, Джордж Картерет вступил в королевскую гвардию. Подобно своим предкам-викингам, метафорически именовавшим быстроходный драккар — «конём моря», он легко пересаживался с драккара на жеребца — и обратно!

В ходе Гражданской войны Картерет активно участвовал в боевых действиях на стороне «своего герцога», то есть короля Англии и Шотландии Карла I. В 1643 году Джордж сменил своего вернувшегося в Англию дядю и тестя сэра Филиппа II де Картерета на посту помощника шерифа острова Джерси и в том же году получил назначение королевским вице-губернатором (lieutenant governor) этого острова. А после того, как ему удалось одержать верх над джерсийскими ремонстрантами, Джордж был в 1644 году назначен вице-адмиралом «Джерси и морских смежных областей» — и на основании этой должности активно занялся капёрством от имени роялистов, используя родной остров как оперативную базу. Он снова пересел на «коня моря»! И можно сказать, что Картерет возродил традиции древних саэконунгов (Saekonung): «Морских Королей» норманнов. Другим великим саэконунгом XVII века стал его младший современник Степан Тимофеевич Разин...
 
Картерет в сжатые сроки сформировал джерсийскую милицию и построил несколько сторожевых башен по берегам острова. Революционный Парламент заклеймил Картерета позором как «пирата» и исключил его из списка на будущую амнистию. Его правление на Джерси было жёстким, но весьма эффективным для острова: он развил его ресурсы и сделал его убежищем для роялистов, среди которых в 1646 году и затем снова в 1649 — 1650 годах находился принц Карл, который посвятил Картерета в рыцари и даровал ему титул баронета.

В мае 1646 года принц Карл прибыл на Джерси на борту «Чёрного гордого орла». Юноша несколько часов простоял за штурвалом. Принц высадился на берег вместе с членами своего Совета, несколькими лордами свиты и шестью священнослужителями. Картерет приказал мясникам и фермерам каждую среду доставлять на рыночную площадь свои продукты и до полудня придерживать их для нужд двора принца, лишь после этого пуская их в свободную продажу. Такой же приказ был отдан рыбакам. А в остальные дни недели фермерам предписывалось ежедневно поставлять в Елизаветинский замок двух овец, одного барашка, одного теленка, двух свиней, двух цыплят, двух гусаков, два горшка масла и две дюжины яиц. Принцу удалось завоевать симпатии большинства населения. Женщины поначалу беспокоились, как бы у них не отобрали драгоценности, и на всякий случай тайком переправляли их родственникам в удаленные деревни острова. В ответ принц Карл издал указ, согласно которому уже конфискованное имущество подлежало немедленному возврату; далее в указе говорилось, что, если у местных возникнут какие-либо жалобы на обслугу двора, их следует адресовать губернатору острова сэру Джорджу Картерету, который «всех рассудит по справедливости».  По словам одного свидетеля-француза, «что до убранства королевского стола, то каждый знал отведенное ему место, и во всем царил такой порядок, что это не могло не доставлять истинного наслаждения». Выдерживались и иные ритуалы придворной жизни — к немалому удовлетворению местного люда, чья верность принцу нашла подтверждение, когда он присвоил сэру Джорджу Картерету титул баронета. Несколько дней спустя в круговое путешествие по острову отправилась целая кавалькада. Обеду, сервированному в старом замке Мон-Оргуэй, предшествовал большой военный парад, участвовать в котором было приказано всему мужскому населению острова в возрасте от пятнадцати до семидесяти лет. При этом все должны были выкрикивать:

— Боже, спаси короля и принца!

Парад принимал сам Карл. Он возбуждённо размахивал бобровой шапкой и почтительно кланялся проходящим. По окончании разнообразных представлений (особенно сильное впечатление произвели драгуны, преследующие по пескам воображаемого противника) Карл призвал к себе офицеров и объявил, что прикажет своему казначею выдать солдатам по тысяче ливров в награду за их мастерство и дисциплинированность.

После того, как в Лондоне был обезглавлен Карл I Стюарт, — вице-адмирал и вице-губернатор Джордж Картерет позаботился обеспечить легитимную преемственность английской власти. 17 февраля 1649 г. он торжественно провозгласил в соборе джерсийского города Сент-Хелиер юного принца Карла — королём Карлом II. В 1650 году, с учётом заслуг Картерета, Карл предоставил ему во владение «определённый остров и смежные островки около Вирджинии в Америке», которые следовало назвать Нью-Джерси, но никакого законодательного утверждения этого щедрого дара произведено не было.

12 декабря 1651 года Картерет после семи недель осады был вынужден сдать Джерси силам революционного Парламента — и затем присоединился к изгнанникам-роялистам во Франции, где какое-то время служил капитаном французского военно-морского флота. В 1652 году он нанёс поражение испанскому флоту, блокировавшему порт Бордо. Сделавшись вскоре личным врагом кардинала Мазарини (симпатизировавшего диктатору Кромвелю), Картерет в 1657 г. угодил во французскую тюрьму, а по выходе на свободу, в тот же год удалился в Венецию. А затем он присоединился к Карлу II, нашедшему приют в Голландии.

После поражения Английской революции, открывшего эпоху Реставрации, Картерет возвратился в Англию. Он присутствовал при торжественной коронации Карла II 29 мая 1660 г. А 30 мая был назначен членом Тайного совета Его Величества. В дальнейшем, он был депутатом в парламенте от Портсмута, а также служил вице-гофмейстером королевского двора — должность, на которую он был назначен в 1647 году. С 1661 до 1667 года он был казначеем военно-морского флота. Картерет сыграл важную роль во время Англо-Голландской войны, но проявленная им халатность в отношении хранения отчётов привела к тому, что он заработал порицание парламента. В 1667 году он стал заместителем казначея Ирландии. Картерет продолжал, тем не менее, высоко цениться королём и впоследствии был назначен одним из комиссаров Адмиралтейства и членом министерства торговли и плантаций. Он принадлежал к группе аристократов, заинтересованных в дальнейшей колонизации Америки, и был одним из восьми Лордов-собственников, которым Карл II предоставил земли Каролины грантами 1663 и 1665 годов.

В 1664 году Джеймс, герцог Йоркский, выразил согласие, чтобы часть его североамериканской территории между реками Гудзон и Делавэр была передана сэру Джорджу Картерету и Джону, лорду Беркли, и чтобы в честь родины Картерета эта область получила название «Нью-Джерси». Родственник сэра Джорджа, Филипп Картерет (ум. 1682), стал губернатором этой земли в 1665 году, но был временно отстранён в 1672 году недовольными колонистами, которые выбрали Джеймса Картерета (возможно, сына сэра Джорджа) «президентом». Филип Картерет вернулся к своей должности в 1674 году. В этом году лорд Беркли избавился от своей доли земель, которая подпала под контроль Вильяма Пенна и его партнёров. С ними Картерет в 1676 году договорился о границе, которая разделила новую колонию на Восточное и Западное Джерси. Два года спустя после смерти Джорджа наследники передали его активы в Нью-Джерси Пенну и другим квакерам.

В 1672 году, в морском сражении при Солебее, во время очередной англо-голландской войны, погиб старший сын Джорджа Картерета, Филипп.

В январе 1680 года доблестный адмирал скончался в колонии Нью-Джерси.


Рецензии