Прекрасная Шоколадница

1. Шоколадница в кафе

Вы бывали в советское время в кафе «Шоколадница» на Пушкинской улице? Я любила туда заходить. И пить кофе глясе.
На стене там висела репродукция с картины швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара «Шоколадница» (1743-1745гг., пергамент, пастель. 82,5 ; 52,5 см).
Это одна из самых прекрасных картин в мировой живописи. Художник показал удивительное мастерство письма при помощи цветных мелков. Как изображена вода, чистейшая, будто из родника, преломившая в себе и отразившая стены и окно напротив! Редкий художник может пастелью так мастерски прописать все детали.
То, что мы увидели картину, само по себе, удивительно. Написанная в 18 веке и дошедшая благополучно до 20-го, в годы второй мировой войны она исчезла. Однако потом неожиданно была обнаружена советскими солдатами в каком-то подвале и отдана в Дрезденский музей, где сейчас и находится.
Картина была написана в Вене. Но кого же Лиотар изобразил на ней? Существуют разные  версии. Наиболее правдоподобными мне кажутся следующие: 
* Однажды австрийский аристократ князь Дитрихштейн зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в то время. Он был очарован девушкой, которая подала ему шоколад. То была дочь обедневшего дворянина – Анна Бальтауф. Князь с первого взгляда влюбился в неё и, несмотря на возражения своей семьи, взял её в жёны. А в качестве свадебного подарка заказал у художника её портрет – в том виде, в котором впервые увидел её.
* По другой версии портрет написан по желанию самого художника. На ней изображена Бальдуф, камеристка императрицы Марии-Терезии, в дом которой был вхож художник. Красота девушки поразила художника, и он написал её портрет. Позже Бальдуф стала женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна, 4-го князя Лихтенштейна.

Я пила свой кофе на Пушкинской и рассматривала Прекрасную Шоколадницу – её высокий округлый лоб, слегка вздёрнутый простодушный носик, розовые лицо и руки. Кожа нежнейшая,  лицо свежее, взгляд достойный. Слегка притушенный взор, скромно не рассматривающий в упор своего визави. Гордая головка естественно приподнята на точёной шейке. Белая большая косынка традиционно уложена на спине и плечах, прикрывая грудь. Блузка-корсаж из золотисто-горчичной шелковистой ткани, юбка из серебристо-серой саржи. Чепчик из розовой тафты с кружевами аккуратно закрывает волосы. Белый батистовый фартук со следами складок – от того, что был сложен после глажки и только что взят с полки комода. Всё идеально свежее, чистое, проглаженное, вплоть до крошечного голубого изящного бантика (сзади, под волосами), стягивающего чепчик, чтобы он крепко держался на голове.
На деревянном лаковом подносе чашка из новомодного тогда мейсенского фарфора с густым горячим шоколадом и стакан воды, чтобы запивать насыщенный бодрящий напиток. Девушка сама как точёная фарфоровая статуэтка. Она идёт, и крохотная ножка в полузакрытом башмачке с каблучком  выглядывает из-под юбки. Губы чуть полуоткрыты, как будто она уже кому-то сказала или только собирается сказать: «Доброе утро! Вот Ваш шоколад». Весь её вид внимателен, предупредителен и целомудрен одновременно.
Девушка несёт чудесный напиток и сама как прекрасное дополнение к нему. Как украшение этого утра и этой страны, где она живёт.

Я пила кофе и любовалась на Шоколадницу. Она смотрела в сторону того, кому несла свой шоколад, а я смотрела на неё и не могла оторвать взор, настолько в образе этой девушки было всё гармонично.
Меня привлекала эта Шоколадница в этом кафе. Кофе мой любимый. И Пушкинская, такая уютная. Милый нешумный центр Москвы с его улочками, неспешно идущими прохожими.

2. Шоколадница в саду

Потом я увидела свою Шоколадницу в Латвии на газонах среди травы в виде растущих стайкой коричневых  ирисов. Названия их я поначалу не знала, меня впечатлил их шоколадный цвет. Я ими заболела.
Уже в Москве озадачила всех своих знакомых и соседей по даче поиском этого ириса. Мне повезло. Через несколько лет у одной моей коллеги из колледжа он оказался. Она поделилась со мной корешком. И в моём саду вырос тот мой любимый шоколадный ирис. Теперь потихоньку он разрастается, превращаясь в такую же куртинку, какую я когда-то увидела в Латвии.
 
Мои ирисы обитают недалеко от пруда, где проходят высокие грунтовые воды. Им там очень нравится. Помните стакан воды на подносе у Шоколадницы? Всё взаимосвязано, случайностей нет.
 
Я знаю, что зовут мой ирис «Шоколадница», другое его название у нас в России – «Бразье». Сорт очень старинный, ему почти сто лет.
Но с ирисом «Шоколадница» обнаружилась интрига. Мы называем его «Бразье», а весь мир знает этот ирис как «Лувуа». Причём настоящий «Бразье», по оценкам специалистов по историческим ирисам, встречается крайне редко. Характерной особенностью настоящего Бразье, как я поняла, – это отсутствие белой полосы по краям лепестка, которая, кстати, мне так нравится.
Но довольно на эту тему. Я лишь забросила вам эту мысль, а если она кого-то заинтересовала, то, как говорится, интернет вам в руки.
Существуют полные списки сортов селекции Гуса и Кёнемана Шрейнеров, смотрите.
http://www.hips-roots.com/articles/notable...-koenemann.html http://www.irisparadise.com/Iris/Projekte/en/index.htm и

Одно ясно, что когда цветёт Шоколадница в моём саду, у меня наступает праздник. Изысканные и обильные цветы. Тонкий аромат. Что ещё нужно для счастья? Наслаждайтесь.
Можно даже без кофе глясе и горячего шоколада.

Фото ириса и коллаж автора.


Рецензии
Вкусненько! Мы с ребятами ходили в яшоколадницу как она только открылась, на Пушкинской пл, если стоять к памятнику, направо. Это та?

Фома Неверующий   20.04.2024 10:31     Заявить о нарушении
На Пушкинской улице, но там всё рядом.
Спасибо, Фома!

Лысенко Светлана   20.04.2024 10:33   Заявить о нарушении
Хожу, Фома, с тобой и редактирую. И опять — спасибо.

Лысенко Светлана   20.04.2024 10:49   Заявить о нарушении
Не, у нас было именно на площади

Фома Неверующий   20.04.2024 20:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.