Никто не хотел умирать. Часть 8

... И опять я возвращаюсь вспять. Упустила из виду, что в 1981-1982гг. я проучилась на 2-м курсе  физико-математического факультета в Глазовском пединституте, чтобы год не терять... Надо же высшее образование получить... Куда без него... Тем более находился институт буквально в двух шагах от дома.

... Июнь 1982 года. Отцу делают операцию. Мы с матерью сидим в коридоре хирургического отделения и с тревогой ждём результата.


... Перед обращением к врачу отца стала мучить изжога, а затем появилась рвота после принятия пищи. С язвой желудка он мучился и раньше, но в этот раз всё гораздо осложнилось. В памяти сфотографировалось как я захожу к нему в палату... Отца непрерывно рвёт, он ничего не может есть. Сырые яйца лежат у него в тумбочке и он просит забрать их домой. Непривычно видеть его слабым и беззащитным от непрерывной рвоты и истощения. Он смотрит на меня виноватым, мученическим взглядом и говорит:

- Видишь, как я мучаюсь...

Терпение у отца по жизни было крепкое, поэтому и здесь в больнице он ведёт себя очень сдержанно и достойно. Не ноет и не жалуется. Поэтому и лечащий врач Валентина Васильевна относится к нему с любовью. Даже масло шиповника где-то ему достала, вместо дефицитного облепихового. Он этому очень рад и благодарен ей за это.

... И вот в дверях появляется Кисляковская. Темноволосая, небольшого роста женщина с уставшим от напряжённой работы лицом, на котором ещё остались капельки пота. Её слова звучат как приговор - рак желудка, 3/4 пришлось отрезать. Прогнозов никаких...

Тогда, в те годы, не принято было говорить больным о злокачественной опухоли. Диагноз "Онкология" мог быть озвучен только самым близким родственникам, и то под большим секретом. Больного приходилось обманывать всем: и врачам, и родным людям. Обман как бы оправдывался вселением надежды на выздоровление. Вот и отцу мы сказали, что у него удалили полипы...

... А пока он после операции лежит в реанимации и я каждый день прихожу к нему. Через окно на первом этаже его хорошо видно. Он весь в трубках... Но главное, что живой...

Потом его перевели в 1-ю палату, но в отделение не пускали. Со стерильностью тогда было очень строго - не так, как сейчас. Мы с ним могли общаться только через записки. Я сохранила их и когда перечитываю, то мне кажется, что всё это происходило совсем недавно... Удивительное и растяжимое это понятие - время. Прошли десятилетия, а в памяти всплывает всё за один миг.

Записки - это отдельная тема. Я пишу в них о будничных заботах. Отец о своём состоянии, но сколько в них заботы и любви к своей жене Зоиньке. К нам, детям, построже.

Мои родители прожили в любви друг к другу. Как ни странно, но большей нежностью отличался отец. Он никогда не уходил утром на работу, не поцеловав всех в щёчку. Это было нормой для него. Целовал меня, даже если я спала. А спала я так крепко, что меня можно было поднять только с помощью подъёмного крана, как говорил всегда мне мой папа. Он работал мастером на стройке, поэтому и использовал такие сравнения.

А ещё мой отец любил стихи. Он часто читал вслух отрывки из стихов Лермонтова, Есенина. "Смерть поэта", "Жизнь моя, иль ты приснилась мне". После его смерти я взяла исчитанный томик Есенина, прочитала его весь, и плакала. Книги в те годы были вещью дефицитной... А сестра работала в книжном магазине в отделе художественной литературы, поэтому в доме появились хорошие книги...

На собрания в школу всегда ходила мама. Проблем  с учёбой у меня не было, но я всегда ждала, что же она после собрания скажет. Всегда было одно и то же:

- Тебя похвалили.

И всё. А как-то один раз проводили родительское собрание во Дворце культуры "Россия" в балетной студии. Тогда нашу группу вела Краснопёрова Н.Г. И вот впервые мой отец пошёл на собрание. Что он там говорил и как себя вёл?... Но на следующий день ко мне подходит Нина Геннадьевна и говорит:

- Какой интересный у тебя отец!

Он мог себя вести с женщинами. Помню, когда я была ещё  маленькой и мы жили на улице Наговицына, пошли как-то вместе с отцом в магазин "Восток" на улице Ленина. Он обычно покупал Краковскую колбасу, сыр Пошехонский. Тогда часть товара была в самообслуживании, а часть товара взвешивали продавцы. Так он к ним обращался:

- Девушка, взвесьте мне, пожалуйста,  колбаски...

А я смотрю на продавщицу и думаю:

- Какая же она девушка? Это взрослая женщина.

Любил, видимо, делать комплименты, а они нравятся всем.

Как-то мою маму послали в колхоз против её воли. В первый же день после приезда у неё ночью случился болезненный приступ. Надо вызывать скорую помощь. Телефона нет. Отец быстро оделся и я из окна на кухне увидела, как он лихо перелез через забор в садик, что был во дворе рядом с домом. Номер 12. (как часто мы там играли, хоть и выгоняли нас оттуда постоянно) Отец смог позвонить из садика и скорая приехала быстро, забрала мать в больницу и ей срочно вырезали аппендицит.

... А теперь он сам лежит в больнице в беспомощном состоянии, после операции ослабленный и пишет целые письма карандашом своей жене, а нам - записки...


7.11.23г.            02.20

На фото сохранённые мною записки. 1982 год.

Я ВКонтакте: vk.com/id358970309

Это ссылка на мою страницу в ВК, где опубликованы  фотографии записок. К сожалению она не открывается, удобнее зайти в ВК по внешней ссылке внизу на моей странице.

Продолжение следует...


Рецензии