Марковы. Биографический комплекс. Предисловие

МАРКОВЫ: БИОГРАФО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПРЕДИСЛОВИЕ

В один из дней октября 2021 года я забыла флешь с моей работой дома и стала в университете писать историю жены профессора Михаила Васильевича Маркова. Мне было известно её имя Серафима Александровна Маркова. Я искала материалы и в журналах, и в интернете, и вставляла их в летопись о самом профессоре. Я думала, что смогу и без этой женщины – жены профессора обойтись на страницах этой книги. Но раз такая ситуация произошла, я решила узнать её историю.

Оказалось, что она родилась в небольшом уездном городе Макарьев на правом берегу реки Унжа в Костромской губернии, а в 1913 году поступила на обучение в единственную в городе женскую гимназию. На странице интернет-форума посвящённого женскому образованию в дореволюционной России, я нашла список девочек поступивших в разные годы в это учебное учреждение и выяснила, что сначала это была прогимназия с 5-летним образованием, открытая в 1905 году. Позже, по мере взросления учениц она была преобразована в гимназию с 7-ми летним обучением. Так, что в 1913 году, когда Серафима Парфёнова стала ученицей 4 класса, это была уже полноценная гимназия. Я смогла найти фото учениц, сделанное в 1918 году перед самым расформированием этого учебного учреждения, которое храниться в Краеведческом музее города Макарьев (Костромская область), поскольку на нём изображена легендарная личность – первый хормейстер Донского Казачьего хора Сергей Жаров. Тогда он был ещё учителем пения у девочек.

В октябре 2021 года на мой призыв откликнулся  внук четы Марковых Михаил Витальевич Марков. Благодаря старинным документам из семейного  архива, которые он прислал, мне удалось открыть некоторые подробности биографии родителей Михаила Васильевича Маркова, его самого и его супруги.

Собирая факты из биографии Серафимы Александровны Марковой (Парфёновой), и сопоставляя их с фактами из биографии её выдающегося  супруга, я была поражена тем, как тесно переплетены их судьбы. Такое обстоятельство не позволяет мне не собрать биографии этих учёных в единый комплекс, в который включены:

1. Очерк "Из Российской Империи в СССР", отражающий те события, которые оказали непосредственное влияние на судьбы профессора М. В. Маркова его супруги и их предков;

2. Сборник "Профессор М. В. Марков и другие: впечатления современников". Включает, собранные мной произведения со страниц книг, журналов, а также новые произведения написанные по моей просьбе или записанные мной со слов современников профессора М. В. маркова;

3. Повесть "Марковы: по страницам биографии", включающая исторические реконструкции событий на основе биографических документов Василия Алексеевича, Михаила Васильевича и Серафимы Александровны Марковых;

4. Летопись "Марковы: биографическая справка":
5. Летопись "М. В. Марков: периоды карьерного роста ";

6. Компетентный анализ научно-практической деятельности профессора М. В. Маркова  и доцента С. А. Марковой на основе современных научных представлений и тенденций в развитие экологии и ботаники;

7. Очерк "Труды профессора М. В. Маркова – основа рационального природопользования";

8. Библиография;

9. Ключ к биографии. Это: 1) портретные и другие фото; 2) сканы документов; 3) сканы страниц из произведений М. В. Маркова с авторскими дарственными надписями; 4) сканы страниц произведений, автором или редактором которых является М. В. Марков; 5) старинные изображения учебных учреждений, к которым имели отношения Марковы; 6) комплекс старинных фото с изображениями о городе Макарьев на Унже – родине Серафимы Александровны;

10. Сборник "Выпускники Казанской геоботанической школы профессора М. В. Маркова".

                Светлана Федорова, Казань, 7 ноября 2023 г.


Рецензии