Живое произведение. Васса Железнова. Театр Стрела

Сохранение живого произведения театрального искусства

Исследование информатики мышления и информационно-творческой сферы

Литературный проект «Твёрдый знакЪ»


Заметка

о постановке пьесы Максима Горького
«Васса Железнова (Мать)» Театр «Стрела» г. Жуковский

и о том, как взаимодействует процесс творения живого произведения с сознанием и о работе с информационно-творческой сферой, структуре произведения и его воплощении


Праздничное посещение театра моей юности превратилось в продолжение исследования и разработки подходов к сохранению живого произведения театрального искусства - а это исследование было рождено вдохновением другим, любимым театром. И в необычный день, день рождения мамы, решили вспомнить нашу с ней традицию моего студенчества и направились в старый добрый Театр «Стрела» в городе авиаторов Жуковском, который встретил красотой после реставрации, а вот театры маминой молодости далеко на Урале - я была ещё слишком мала, когда мы переехали. И сегодняшняя постановка была как раз о матери, о которой пьеса Максима Горького - так о своём произведении написал он сам.

Проблема сохранения живого и неповторимого произведения театрального искусства актуальна и сложна. Данную проблему я подняла с целью обратить внимание театров на необходимость сохранения бесценных как жизнь и таких же живых произведений театрального искусства, во всей их целостности, от создания до воплощения. Это сложная задача, и я ранее писала о том, что одной видеозаписи и записей репетиций недостаточно. И прежде всего в деятельности по сохранению в центре внимания оказывается само живое произведение - оно также должно быть целью воплощения в живом творческом процессе. Мы можем наслаждаться работой актёров и режиссёра, но детище творчества - творимое и живое произведение театрального искусства. И постановка режиссёра Натальи Ступиной «Васса Железнова (мать)» сразу притягивает методичный ум, который после исследования взирает на постановки с целью сохранения и запечатления - так на своём же методе я обучила себя - сохранять в памяти и в письме произведения живого искусства театра.

И чтобы прочувствовать движение мысли, я применила ещё один метод - информационный, через охват постановки в целом, видения её структуры, связей. Мастерство, с которым поставлена пьеса, таково, что через взаимосвязь характеров перед вами будто вырастает сам каркас линий отношений действующих лиц. Это ещё одна особенность работы с информационно-творческим пространством и возможность взаимодействия со зрительским сознанием посредством природной информатики действия, слова. И эта сила природной информатики сознания автора, произведения, его воплощения и сознания зрителя влияет таким образом, что параллельно просмотру и анализу в сознании вырисовывалась целая сеть, будто диорама связей, которую рассмотрим с вами - ранее я назвала область информационно-творческой сферой, в которой и творится произведение и осуществляется работа сознаний. И начиналась та структура произведения с Вассы и её дела, труда и семьи, и сквозь эти понятия к предметам её забот, к ходу её мыслей, и как высокие ценности понимания труда и крепкой единой семьи могут увести от благородной цели к преступлениям. И актёрам удалось воплотить именно образы, сами характеры, которые своей правдой вечны во все времена, словно через Брехтовское отчуждение сотворённые перед вами здесь и сейчас.

И вот эта строящаяся в сознании параллельно творческому процессу создания живого произведения диорама отношений характеров, которые в данном случае формируют структуру произведения: проблема преемственности поколений - через воплощение трагедии одной семьи - с эпической проекцией на возможное в масштабе общества. Время идёт, а дело рушится, и видно, что Васса давно пребывает в том пограничном состоянии, когда может наступить момент, и от жесткости эта глава семейства перейдёт к жестокости - не той, что творится руками, но интеллектуально, через чужие руки. Стремление сохранить рушащееся дело жизни и передать его продолжателям, когда Вассу окружают наследники, не способные и не желающие вести дело. И изначально здравое в прошлом суждение перерастает в навязчивую идею ради дела, из реальных подозрений в домыслы, и из одного преступления - во множественные. Цель полностью завладела Вассой, и будто сама она не только полагает, что это дело оправдывает средства, но вовсе теряет самую созидательную деятельность, превращая её в страшную разрушающую силу своими действиями. Ради дела жизни в прошлом она старается сохранить брак, и тогда же совершается первое преступление - убивается внебрачный ребёнок, а вина с совести перекладывается Вассой на их работницу девушку Липу. И вот сеть преступлений и пропасть между действительностью и достижением цели растёт. Что и кто подвигает Вассу к разрушению вместо созидания. И тут тянутся уже несколько ниточек этой сети. В постоянно довлеющих над его жизнью мыслях о своём физическом недостатке и неприкаянности сын Павел и вечно держащийся за юбку жены и строящий мифические замки о жизни в городе сын Семён не радуют Вассу надеждой стать преемниками дела, как и вернувшаяся дочь Анна, хотя и уловившая настрой матери и манеру руководства ею семьёй. Далее домыслы и сплетни всех домочадцев рисуют из Прохора Железнова ещё одного претендента, якобы угрожающего делу и спокойствию семьи... И после смерти болеющего отца, главы семьи, которого зритель не видит, но знает, чувствует и представляет лежащим при смерти, эта запутанная сеть отношений начинает рваться в устремлении к кульминации - ещё одно преступление против родной крови в отношении Прохора - так Васса не своими руками, но своим умом рушит собственную семью.

Теперь рассмотри, каким образом осуществляется взаимодействие через творение живого произведения и зрительского сознания. Эта выстраиваемая в сознании структура вместе с содержанием произведения предстаёт благодаря созданным писателем, режиссёром и актёрами образам и их воплощению. Исполнение ролей устремлено к объективному представлению, с долей Брехтовского «отчуждения», дающее возможность увидеть чистый характер и взаимоотношения, которые можно встретить в жизни. И актёрам удаётся это воплощение отделённых от личности образов, но живых, явных и узнаваемых и вызывающих эмоции и отношение к каждому зрителя. Васса, требовательна и строга, но уже давно смешавшая в своём сознании борьбу за дело и его передачу достойным преемникам с попыткой изменения каждого члена семьи - и актриса великолепно воплощает образ властной Железной леди. И есть всего одна единственная связующая нить с чем-то настояшим, из прошлого, с тем, что и символизировало истинное дело Вассы, - это связь с Людой, которая при каждом упоминании сада и совместного труда в нём оживлялась и на мгновения оживляла прежнюю Вассу. Актриса, воплощая это вдохновение Люды, во время речи неоднократно порывисто вставала во весь рост и взглядом и мыслью будто уносилась к тому времени от весны до осени в сад Вассы. В рассказе о времени работы в саду Люда будто воскресала и этим затрагивала частицу живой души, погребённой под переживаниями матери семейства, радеющей за дело, как за своё настоящее дитя. Павел терзается тяжестью своего недуга, поглотившего все его мысли, и эти терзания актёром с мастерством воплощены и в передаче физического уродства, и в движениях, и в поведении и интонациях, то мечущегося и раздираемого своими мучениями, то боящегося матери, то ей же противостоящего, то говорящего слова любви жене, то её же попрекающего и обвиняющего всех и вся в своей горшей судьбе. Семён, ко всем новостям относяшийся со смешком и сплетничаньем, неимоверно пуглив, и лишь в присутствии чопорной и надменной жены делает некие попытки идти супротив материнской воли. И образ Семёна создан актёром с учётом всех этих сторон характера: он являет лик якобы смущённого и внешне интеллигентного молодого человека, на самом деле собирающего слухи и распространяющего сплетни, к примеру, как это талантливо воплощено в диалоге с сестрой Анной о Люде и Прохоре Железнове - Семён ехидничал, буквально не мог сидеть на месте, будто ломаясь от желания не говорить о постыдном, но с настоящим желанием все рассказать непременно и будто невзначай, в разговоре он якобы от смущения прикрывал лицо, постоянно хихикал, и тем самым будто говорил, как же всё это претит его благовоспитанности. Острую и накалённую в течение долгих лет обстановку и отношения в семье для зрителя отчасти смягчает характер Прохора Железнова, который актёр являет с шуткой, подтрунивающим нравом, с широтой этой заключённой в невидимые цепи души.

И помимо мастерства исполнения роли актёрами в воплощении, важен ещё один приём, позволяющий раскрыть выстроенную из жизней характеров и из отношений структуру произведения - это введение приходящего в уже идущую историю действующего лица, через которое удобно обозревать все взаимоотношения других лиц. Таким лицом является Анна, приехавшая в разгар действия, как, например, примечательна и роль мудрого старца в пьесе Максима Горького «На дне». И так живое творчество и воплощение являет характеры, и ткётся живое произведение театрального искусства. А символика подчёркивает уже широкими штрихами глобальные отношения: разделяется на части длинный семейный стол, после смерти Прохора голубей выпускает на волю Люда, и постепенно приоткрывается разрушенная стена дома, в конце полностью открывшаяся зрителю, и только ветер да одинокие фонари остаются вместо мечт о процветании дела жизни и участия в нём крепкой и единой семьи. И вновь - тема единства, от семьи до всего общества, - мысли, духа, дела.

А наша маленькая семья многие годы радуется творчеству Подмосковного Театра «Стрела». Годы я желаю именно увидеть «Вишнёвый сад», и надеюсь увидеть его у вас. Спасибо!

06.11.2023, Ксения Мира, сохранение живого произведения театрального искусства


Рецензии