Наименование Ангел

Наименование "Ангел"

В Библии наименование "Ангел" применяется как к духам горнего мира, так и к людям. И в целом данный термин указывает не столько на природу этого Ангела (дух это или человек), сколько на функциональное служение ПОСЛАННИКА, от Бога посланного к людям.

Автор послания к Евреям пишет: "Об Ангелах сказано: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь»." (Евр 1:7). Т.е., не "сотворил", а "творишь". Духи становятся Ангелами, когда Богу то угодно. И даже обычный пламенеющий огонь может становиться при Его содействии СЛУЖИТЕЛЕМ Бога. Так и люди могут выполнять ангельское служение на земле.

О пророке Иоанн Сам Господь сказал: "По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о котором написано: «вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою»." (Лук 7:24-27).

Также семь предстоятелей семи церквей в книге Откровения именуются Ангелами: "Ангелу Ефесской церкви напиши" (Откр 2:1). И далее идет обращение к каждому предстоятелю церкви, как к Ангелу церкви.

Также Павел пишет епископу Тимофею: "Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию." (1Тим 5:21). Избранные Ангелы здесь - это именно люди, избранные из мира и призванные священнодействовать и возвещать в себе Христа, быть светом миру. Избранные во Христе именуются Ангелами.

Павел пишет галатам: "но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса." (Гал 4:14).

Есть еще один текст, в котором под Ангелами я склонен усматривать именно людей, а не духов: "Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов." (1Кор 11:10). Духи не имеют потребности в том знаке. А вот для верующих покрытая голова женщины - это знак, что она замужем. Это как брачное кольцо на пальце. Но многие считают, что то знак именно для духов.

Ну и есть еще тексты, которые также спорные, и могут под ангелами подразумевать как духов, так и людей. И от читателя зависит правильно увидеть в контексте, о каких ангелах идет речь, о служебных духах или о Божьих людях, посланниках Бога в этом мире. Для тех, кто привык видеть под словом "ангел" только духов, предлагаю прочесть приведенные ниже тексты иначе, и увидеть там именно людей. Хотя бы для пробы. Тогда смысл текстов может приобрести совсем иное значение.

"Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;" (2Пет 2:4).
"и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня." (Иуд 1:6).
"Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?" (1Кор 6:3).

Здесь ангелами могут называться призванные на служение люди. Но потом они утратили свои небесные жилища и ниспали на землю. Т.е., они перестали жить по духу и вернулись в греховный мир, чтобы жить по плоти.

Да, я знаю, что многие видят в этих текстах падших духов. Но лично меня смущает такое толкование. С какой стати святым судить духов, которых они никогда при жизни не видели? Да и вообще, молящим за убийц своих и гонителей: "прости им, ибо не ведают, что творят", - как выносить суды над кем-то? Суд тот в том, что живущие рядом со святыми и видевшие, как те удалялись от греха, сами себя осудят, когда увидят конкретных святых, которых знали живя во плоти, что святые просияли в нетленных телах, а их тела тусклые. В этом их суд. Т.е., не будет обвинения от святых. Но это неразумные сами себя осудят, увидев, что те, кого они презирали, оказались мудрее.

Также есть еще текст, где под Ангелами я склонен видеть святых людей:  "а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими." (Лук 12:9). Это классика жанра. Как определяют святые своих от не своих? По исповеданию и готовности умереть за Христа.

Я никому не навязываю то, о чем пишу. Я просто делюсь тем, как вижу. Кто видит иначе - пусть видит иначе. Я ни с кем не спорю. Но то, что в Библии ангелами называют не только служебных духов, но и людей, для меня однозначно.
Если увидеть, что под падшими ангелами подразумеваются оставившие жизнь по духу Божьи люди, то тогда теория о падении служебных духов утрачивает свою доказательную базу. И тогда встает вопрос: а чем отличаются служебные духи от людей-Ангелов?

В Послании к евреям написано:

"Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: «что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его и поставил его над делами рук Твоих;" (Евр 2:5-7).

И в ином месте:

"Кому когда из Ангелов сказал Бог: «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?" (Евр 1:13-14).

Человек имеет свободу выбора. А вот имеют ли ту свободу служебные духи, ПОСЫЛАЕМЫЕ Богом, чтобы не выполнить свое предназначение? Это спорный богословский вопрос, за которым стоит два совершенно разных мировоззрения. Тот змей, через которого прозвучало искушение для человека в Эдемском Саду, сам от себя донес мысль людям, или он был послан, донести ту мысль? Если выполнил поручение Бога, то за что его проклял Бог? Или это лишь поэтика, попытка описать символически некие духовные реалии, с элементами гиперболы?

У меня этот вопрос пока остается "на карантине", я его не принимаю и не отвергаю, а лишь наблюдаю. То "место", с которого я созерцаю данный "объект", не позволяет мне отчетливо все увидеть. Это подобно тому, когда идущий в горах увидел впереди какой-то объект, похожий на дом.  Но сколько там этажей и окон трудно разглядеть. Надо подойти ближе. Так и в молитвенных умосозерцаниях. Умосозерцатели обычно видят духовные реалии как некие "объекты" на расстоянии, под определенным углом. И может быть такое, что двум умосозерцателям Бог может показать один и тот же "объект". Но они находятся на разном уровне восхождения. Из-за этого видеть могут один и тот же "объект" не одинаково. А еще при описании видимого в духе могут использовать не очень корректные земные сравнения, которые будут смущать потом других созерцателей. Например, при описании о Боге написал, что Бог кого-то искушал, или что Бог разочаровался. Это не корректные формулировки. И Апостолу Иакову Бог показал, что нельзя говорить, что Бог искушает, так как Он на самом деле никого не искушает. Но те, кому Бог того еще не показал, мыслят иначе, говоря: "Искушает, искушает! В Библии написано, что искушает." Они не видят ничего дурного и крамольного в том...

Так вот я на сегодняшний день еще не вижу отчетливо, имеют ли служебные духи свободу выбора, как люди, или не имеют. Для меня требуется  большего пролития света на этот "объект", так как сегодня я то вижу еще туманно и гадательно. Раньше я верил, что служебные духи  имеют свободу выбора. В таком предании я был наставлен с самого начала. И такого предания держатся исторические церкви, протестанты и большая часть нео-протестантов. Да и вообще, я долгое время и не слышал, что есть среди христиан верующие, которые не верят в грехопадение служебных духов. И когда я в-первые с такими столкнулся, то первая инерционная реакция у меня была на то: "Что за ересь? В Библии ведь прямо написано про павших ангелов!" Но когда потом чуть позже я решил беспристрастно ознакомиться с их аргументацией. Просто ради интереса.  И когда я ознакомился с их преданием понимания Библии по данному вопросу, то я "завис", как "зависает" компьютер при перегрузке. Благо, к тому времени я уже открыл для себя, что Библию можно одухотворить очень разнообразно. И в мире существует тысячи философских систем, которые уверены, что все у них строго по Библии. При этом они непримиримы с представителями других философских школ, говорящих о себе, что их взгляды библейские. И у каждого есть своя логика, и все готовы даже умирать за свои взгляды. Это объективная реальность.  И это можно сказать и обо мне. И никакие цитаты на оппонентов не действуют. На приведенные цитаты обычно отвечают: "Вы неправильно понимаете этот текст!" На что обычно звучит: "Это вы неправильно понимаете!" И на этом такие диспуты заходят в тупик. И каждая сторона думает о другой стороне, какие они бестолковые, что не видят того, что видят они...
Я не стал спорить со сторонниками теории отсутствия свободы воли у служебных духов. Я вообще не люблю спорить. И к диспутам отношусь как к забаве юнцов. Это пустое упражнение в риторике и красноречии, с элементами цитатометательства. От них нет никакой пользы. Мне больше нравится иная модель общения. Сходятся два инакомыслящих и каждый просто озвучивает свое понимание как СВОЕ ПОНИМАНИЕ. Можно друг другу задать уточняющие вопросы. Но не ставя цели принудить оппонента согласиться с тобой прямо сейчас. Это будет воспринято им как насилие и давление. Цветочный бутон нельзя раскрывать руками, воздействуя на него из вне. Так можно лишь сломать цветок. Бутон должен расскрыться непринужденно в свое время, по действию Божией Силы изнутри. Так и люди. Нельзя принуждать оппонента из вне. Почуяв внешнее давление, у него сработает защитная реакция и он тут же закроется, свернется клубком, как ежик, и выставит иголки. И все, после этого до него не достучаться никакими аргументами. Он не услышит тебя. Ты для него насильник. А изнасилованным никто не хочет быть. Будут сопротивляться. При этом будут отбиваться и царапать словами. В диспутах именно так чаще всего и бывает. Заканчивают полемику обвинениями другу друга, типа: "Тебе надо покаяться и просить у Бога родиться свыше!" На что ему рекомендуют тоже самое, и могут еще послать в след за русским кораблем, еретика такого.

Если человек говорит истину, то ему нет нужды ее доказывать. Он доверяет Богу. Его задача, если Бог расположил сердце слушающего к слышанию, просто посеять семя слова. В свое время Бог Сам то семя взрастит. И Дух Святой напомнит человеку::"Помнишь, тебе когда-то говорили об этом, а ты тогда посчитал то за ересь? Ты не мог вместить тогда то слово, а сегодня смог..."  И это будет принято им во внутренней  свободе, без принуждения. Он изнутри созреет и примет истину, если увидит, что то истина, а не ересь. И только Бог должен его лично переубедить. Как Савла Господь переубедил лично, по дороге в Дамаск. А до того ему казалось учение христиан ересью.

Так вот и я не стал спорить со сторонником предания, согласно которого служебные духи не имеют свободы выбора. Мы друг друга выслушали и мирно разошлись. Но ответы его во мне продолжили процесс брожения. И вскоре я согласился, что в Библии ничего не говорится о падении служебных духов. Есть про падение Ангелов! Но это не одно и тоже. И я убедился, что ангелами в Библии называют не только служебных духов, но и людей. И это факт, игнорировать который я не могу. В этом вопросе я для себя разобрался. Но вот о том, имеют ли свободу выбора служебные духи, пока еще нет. Это  вопрос у меня по-прежнему на исследовании.

2023.11.08


Рецензии