Нейтральная полоса 11 Дело тыква

Вот что написал Александр Морозов, известный политолог – постправдист: «Тыквы - это рубеж между летом и осенью, и даже больше. Как увидишь горы тыкв - значит считай, что уже конец года, все дела сделаны, ничего уже в этом году не поправишь». Я откорректировал – получилось: «Дело тыква»!  Хэллоуин тут не при чём. Приживётся или нет – посмотрим.
Мы с вами живем в интересное время и в своеобразной среде. Если раньше всё было совершенно определенно и понятно, даже расписано на многие годы вперед – составители календарей могли писать что угодно, но игнорировать установленные сверху праздники не имели права – теперь не так. Прежние праздники, которых было не так уж и много, ушли на задний план и стали воспоминаниями. Отчасти ностальгическими – память не отшибешь.
Новых праздников стало много; из множества надо выбирать, ибо печени на всё не хватит, а поддержка здоровья нынче дорого стоит.
Общество – это мой вывод – стало сосредоточением обывателей, которым верить не положено, но местами очень хочется. Известная новость, которую озвучили генерал СВР и профессор В.Соловей, еще не исчерпала и толику своего потенциала. Понятия не имею, как она будет развиваться и будет ли вообще. Один нюанс: если сравнивать текущую политическую игру с преферансом, то отдельные фигуранты числом не более трех, предстают в ней не тузами и даже не марьяжными парами, а только валетами разных мастей. Вистовать на них преферансист со стажем не станет априори.
Ой! Приношу извинения за употребление ненашенского слова. Кому интересно – рекомендую блестящее эссе Гасана Гасанова о «пользе» заимствованных терминов, в частности нарратив и дискурс. Поверьте – читал и мысленно аплодировал!
Куда интересней мне показался недавний пост уважаемого профессора под названием «Урок истории (1)», посвященный Смутному времени. Пост хороший. Никаких претензий к тексту, но – ваш покорный слуга, как нынче выражаются, «в теме» и готов вложить в неё полноценных пять копеек.
 
1. Верно замечено про Ивана Грозного и его практиках, но есть нюанс: простой народ отчего-то не посчитал его царство катастройкой. Наоборот – жалел об ушедшем царе-самодуре. А почему? Да ведь следующие, явно более просвещенные владыки, зачем-то отняли у простолюдинов Юрьев день или единственный день надежды. Прореха в истории Руси, никем и никогда не объяснимая;

2. И сразу вопрос – если Смутное время не про «глубинный народ», так кому оно во вред? Конечно, той самой незначительной по количеству, но с большим удельным весом прослойке, ныне красиво именуемой элитой. Как это у поэта: «Набежали там бояре да дворяне…» И бегали аж до 1613 года, пока собрали Земский собор. Итого с 1584 года (смерть последнего потомка Ивана Калиты) по 1613 год (избрание на царство Михаила Романова) прощло 29 лет;

3. Смутное время открыло социальный лифт для самозванцев: да, Юшка Отрепьев был коронован (опять РПЦ?) на царство, но в чьей личине? Почившего отрока, мать которого Мария Нагая вынуждена была вначале отречься от дитяти, потом от своих слов! Вот ведь какая катавасия! 

4.Что поэтому поводу сказал классик? «Не по чину берешь!» И верно ведь – привез с собой Марину Мнишек и живи с ней; чего насилуешь несчастную вдову Ксению, дочь Бориса Годунова? Ружьё купца Мыльника не выдержало издевательств.

5. Фраза из историографии Смутных времен: «Государство пережило национальную катастрофу. Оно стояло на грани распада». Постояло двадцать девять лет и двинулось дальше.
* * *
И в завершении всего: не нравятся мне нынешние любители цитировать Э.М.Ремарка – выбирают всё из творческой середины. Как будто и не было «Черного обелиска», «Трех товарищей», «На западном фронте без перемен».
* * *
Дорогие мои - выводы делаем только сами по принципу "Sapienti sat".


Рецензии