Ш. О. Глава тринадцатая
Допрос генерала самим королем
Пленный кромвелевский генерал Дипет был доставлен в ставку короля на рассвете 24 октября 1653 года. В этот день Карл Второй был как никогда в хорошем расположении духа, поскольку он, благодаря разного рода психологическим упражнениям, научился ценить даже самые мелкие свои успехи и радоваться даже тогда, когда что-то у него получалось всего лишь немного. Стоит отметить, что эти упражнения помогли ему изменить собственную психологическую реакцию на свои собственные достижения и неидеальные результаты: король осознал, что постоянное ожидание и стремление к идеальному результату может быть источником разочарования и неудовлетворенности. Благодаря этому он также научился уважать свое время и усилия, даже если результаты не соответствовали его ожиданиям, а каждое маленькое достижение стало для него поводом для радости и гордости.
Его размышление по этому поводу прервало появление адъютанта, который доложил о прибытии Дипета к нему в ставку. Монарх поблагодарил адъютанта и сказал:
- Большое спасибо вам, за то, что доложили. Я приму генерала через три часа.
Адъютант откланялся, и король занялся своими делами. Как только он закончил, то велел позвать генерала к себе. Пленный вошел, выражая всем своим видом чувство собственного достоинства, и Карл Второй обратился к нему:
- Здравствуйте, дорогой генерал! Я несказанно рад, что вы всем своим видом выражаете колоссальную уверенность в себе и пребываете в благодушном настроении. Я прошу вас быть моим гостем и чувствовать себя как дома.
- Спасибо, ваше величество! – ответил генерал, будучи польщенным таким отменным обращением.
- Чего желает мой гость? Чаю, кофе или может выкурить сигарету?
- Дайте мне, пожалуйста, чашку чаю.
- Хорошо, будет сделано.
- Скажите, пожалуйста, с какой целью вы пригласили меня к себе?
- Я сделал это чтобы поговорить с прекрасным собеседником, и с некоторой надеждой переманить вас к себе.
- Скажу вам сразу четко и недвусмысленно: я никогда не перейду на вашу сторону! Я воспитывался в строгих традициях, которые предписывают мне сохранять верность моему господину до самой смерти.
- Разве вам не очевидно, что Кромвель ведет нашу благословенную страну совершенно не в том направлении, в котором следовало бы двигаться?
- Да, ваше величество, я все прекрасно понимаю: господин Кромвель сам по себе порядочный человек, но совершенно никудышный руководитель, к тому же слишком сильно верующий в особую миссию британского народа в мире. Я отдаю себе отчет, что подобная позиция вызывает непонимание в остальном мире, а иногда даже враждебность соседних государств и в конце-концов может привести к большой войне. Мы можем оказаться в изоляции и столкнуться со множеством других проблем. Тем не менее, я никогда не перейду ни на чью сторону, так как мой собственный кодекс чести запрещает мне это делать.
- И Вы готовы до конца своих дней хранить верность откровенному тирану и не вполне дружащему со своей головой человеку?
- Вот именно. Я один раз присягал в верности, и это для меня священно, поскольку я искренне верующий человек и никогда от своего не отступлюсь.
- Но разве вы не считаете, что следовать кому-то, не задумываясь, может быть опасно? Какие-то действия тирана могут противоречить вашим моральным убеждениям.
- Верно, но я верю, что отдавая свою верность, я не только выполняю свои обязанности, но и могу оказывать влияние, направлять тирана к более праведным действиям. Моя верность может быть понимана как моя ответственность перед ним и перед Богом, чтобы в наших столкновениях преодолевать зло и стремиться к благу.
- Но согласитесь, в этой ситуации вы можете оказаться в моральном дилемме. Как вы будете поступать, если ваши моральные принципы войдут в противоречие с действиями тирана?
- Если в моих моральных принципах заключено то, что некоторые действия тирана явно противоречат, то я буду стараться найти пути воздействия, чтобы изменить его точку зрения или ограничить его действия. Более открытая коммуникация и объяснение своих убеждений могут помочь.
- Но если ничего из этого не поможет, неужели вы готовы продолжать поддерживать такого человека?
- Возможно, это будет сложно, но, как я уже сказал, для меня присяга на верность священна.
- Да уж, я сражен наповал вашими аргументами – ответил Карл Второй. – И хочу предложить быть если не врагом Кромвелю, то хотя бы мне другом. Я умею ценить благородство в людях, особенно в таких как вы.
- И я готов согласиться с вашим предложением – ответил Дипет. – При условии, что вы никогда не будете понуждать меня сражаться против моего господина.
- Тогда договорились. Идите куда хотите.
- Спасибо, ваше величество, за ваше понимание. Я уверен, что с вашим благоразумием и мудростью мы сможем найти оптимальное решение для нашей страны и предотвратить ненужные конфликты. Давайте продолжим работу по обеспечению мира и процветания для всех народов.
И Дипет покинул кабинет короля.
Сам монарх после окончания этой встречи немного задумался. Ему импонировало поведение его бывшего пленника и окрылял тот факт, что есть такие люди, готовые служить своим сюзеренам до конца. В таком вознесенном настроение он и принялся заниматься другими делами.
Свидетельство о публикации №223110801126