Рецензия к фильму Три Цвета Синий

"Три Цвета: Синий" 1993
Ну, это франко-польская драма, весьма и весьма высоко оценённая публикой и "понимающими в искусстве" специалистами, в которой, на мой взгляд, с рациональным подходом и, скажем так, трезвым расчётом разобраться довольно непросто. Её можно только прочувствовать. Это всё равно что пытаться объяснить, почему тебе нравится (или не нравится) та или иная симфоническая музыка. Причём в музыке есть определённые факторы: гармония, мелодика, сложность и ещё куча всего. Музыка, по идее, это очень даже точная наука. Почти как математика. Одна фальшивая нота и уравнение уже не сложится. И вот ты слушаешь какое-нибудь произведение, но не можешь объяснить ни про что оно, ни почему оно тебя цепляет (или не цепляет). Здесь, примерно, та же история. Хотя, кино - это абсолютно не такая точная наука, как музыка. Совершенно не точная. Но в данном случае, мне сложно объяснить, почему кино не зашло. Можно, конечно, отмазаться банальным "не моё". Но это тот ещё аргументик, не так ли?)) Ну и стать мне настолько необычным дальтоником, который способен увидеть на "Чёрном Квадрате" Малевича "Джоконду", если не пора перейти к сути.

Где-то во Франции на пустынной загородной дороге произошла страшная авария. Серьёзные неполадки в автомобиле привели к тому, что машина на довольно высокой скорости врезалась в дерево. И не в какую-нибудь там рябину, а в многолетний клён или вроде того. Одинокий скейтбордист, свидетель автокатастрофы, ничем не смог помочь потерпевшим. В итоге, погибли пятилетняя девочка и её отец, находившийся за рулём. Выжила лишь мать девочки и, соответственно, супруга водителя. О том, что судьба (или нелепое стечение обстоятельств) забрала у неё самое дорогое, семью, женщина узнала только придя в сознание в больнице. Зачем так?! Почему именно так жестоко?! Почему нельзя было и меня забрать вместе с ними? Видимо, такие мысли роились в голове женщины. Потому что, как только она смогла встать на ноги, она разбила окно в больничном коридоре. Нет, не для того, чтобы сбежать. Хотя... В какой-то степени именно для этого. Это был отвлекающий манёвр. Этой диверсией она выгнала заведующую из кабинета, сама пробралась в него и добыла там какие-то препараты. Думаю, в тот момент ей было плевать, что за таблетки попали к ней в руки. Главное, сожрать их побольше и навсегда унять душевную боль. Не самый мудрый поступок, но не мне её судить. Тем более, у неё хватило ума (или не хватило смелости), и она выплюнула всю эту дрянь. Через какое-то время она вернулась в свой огромный дом, который стал пустым, чужим и угнетающим. И тут надо добавить кое-что важное. Её супруг был... Как бы так сказать?.. Он был всемирно известным композитором. Да, безусловно, для жены он родной человек. Но он ещё и достояние республики. Может быть, не он сам, но его произведения. Чтобы понять его значимость в искусстве, достаточно сказать, что именно ему было поручено написать ораторию для столь эпохально-исторического события, как формирование Евросоюза! Кто знает, может, сейчас гимном Евросоюза была бы не "Ода к радости", а симфония того самого музыканта... Так или иначе, он её не дописал. А друг семьи, тоже музыкант, с позволения вдовы забрал все записи покойного. А она и рада. Может, полегче станет. И даже от недописанной партитуры грандиозного произведения избавилась. Да она даже продала дворец и переехала куда-то в парижское "банльё". В невзрачный многоквартирный домишко, где над тобой живёт проститутка, а в кладовке плодятся крысы...

Это первая часть трилогии. "Синяя". Есть ещё "белая" и "красная". Мне было очень интересно, почему именно так решили назвать всё это дело авторы. Нет, ну понятно, что всему виной французский триколор. Но есть ли в этом глубинный смысл? Почему тут - синий? Сразу на ум приходит что? Правильно! Знаменитый робеспьеровский девиз: "свобода, равенство, братство". Но он настолько революционный, что даже с формированием Евросоюза не очень сочетается...) Не говоря уже о том, что происходит в фильме. Хотя, сжигание мостов, уход в себя, попытка таким образом освободиться от гнёта собственных мыслей... Возможно, в этом смысле, "синий" и отвечает за свободу. Но мне, всё-таки, кажется, что это просто интересный подход авторов. Ну синий, значит, синий. Продюсировали бы фильм немцы, был бы чёрный. Да, тут много синенького. Люстра, бассейн, засинение картинки оператором. Но это просто умный, грамотный ход со стороны создателей. Который будет выгодно выделять эту трилогию на фоне других, если такие найдутся. И, если честно, мне было плевать на цвет. Я был в восторге от чтения нот! Вот это было супер круто! Когда она читает записку у рояля... Это какая-то партитура. И женщина бегает глазами по этим нотным закорючкам, будто читает записку. И играет музыка. Та, которая зашифрована в нотных знаках. Я, чёрт возьми, не знаю, что в них сказано. Но слышу музыку. А она понимает всё это! Будто там печатными буквами! И с самой главной партитурой то же самое. И ещё потом... Вот этот ход мне очень понравился. Это очень сильно, красиво и пробивает на эмоции. По сюжету фильм, конечно, бессюжетный. Но верю, что внутренний мир главной героини стал однотонным. Верю, что женщина в её ситуации могла бы поступать именно так. Очень даже верю. Поэтому и поставлю восемь, хоть это и "не моё". Из состава я знаю только Жюльетт Бинош. Очень талантливая. "Почему вы плачете?" "Потому что вы не плачете..."


Рецензии