Главная философская тайна

           Предлагаю читателю осмыслить и обсудить важнейший, на мой взгляд, вопрос философии, который, по странному стечению причин и обстоятельств, весь многовековой период ее писанной истории находится в глубокой тени, очень мало обсуждается в профессиональной научной среде и по праву может претендовать на статус главной философской тайны. На сегодняшний день в умозрительном объеме пространства бытия и познания этот вопрос оказался заблокированным где-то между условными сферами влияния науки, философии, мистики, эзотерических и религиозных практик. Речь пойдет о явлении синхронистичности. Конечно, было бы очень полезно и интересно обсудить не только сам таинственный феномен, но и всю историю его освоения и изучения, включая весьма скромный и противоречивый научно признанный результат. Автор мог бы кратко, одним предложением, выразить свое мнение по поводу причин такой неестественной таинственности, но отказывается от подобного шага в начале повествования, реально представляя себе негативное отношение к нему большинства читателей. Поэтому, предлагаю двигаться к ожидаемым выводам и оценочным суждениям весьма осмотрительно и постепенно.

           К осмыслению явления синхронистичности можно подойти различными путями, отталкиваясь от каждой из уже упомянутых ранее условных сфер и способов познания. Но реальные шансы всестороннего и полного освещения интересующего нас феномена, на мой взгляд, есть только у философии. И то, при одном обязательном условии - истинном понимании характера и познавательных возможностей самой философии. В этой связи считаю целесообразным отметить, что общепринятая трактовка термина философия, как любовь к мудрости - весьма бедно и упрощенно передает сущность этого сектора всемирной культуры человечества. Не будем отвлекаться на тонкости перевода и нюансы смыслового наполнения данного термина в античные времена. Ориентируемся на современность!  Слово люблю в современном русском языке чаще употребляется в смысловом значении пассивного потребительского предпочтения (люблю пиво, поспать после обеда…). В отношении философии автор рекомендует употреблять в качестве перевода другое, более точное словосочетание - «влечение к мудрости». И иметь в виду не бытовое влечение к объекту своего интереса или предпочтения (слабое по силе и безобидное по последствиям, легкое и скоротечное увлечение), а безудержное по силе, яростное и страстное, практически неконтролируемое сознанием и волей влечение на грани нормы и патологии. Именно по этому принципу вводились в научный обиход многие известные научно-медицинские термины (педофилия, зоофилия, некрофилия и т.д.) Для нас такая трактовка сущности философии, невзирая на кажущуюся абсурдность и аморальность употребленной аналогии, крайне необходима и принципиально важна. Без этого невозможно понять ни суть синхронистичности, ни причины и результаты такого слабого и противоречивого знания о ней.

          Из других обязательных признаков истинной философии нас интересует прямая связь личностных качеств философа (в первую очередь врожденных) с «проповедуемым» им философским учением, мировоззренческими установками и убеждениями, объективным образом жизни. Только в результате анализа этой связи можно однозначно и категорично подтвердить наличие у конкретного философа особой мотивации и специфической жизненной силы, именуемой в психологии «побудительной жаждой истины».

           Следует обратить внимание еще на один важный для нас аспект развития философии. В свое время от нее отпочковались несколько важных составных частей, перейдя в статус самостоятельных, полноправных наук с собственной сферой интереса, методикой и стратегией научного поиска (этика, психология, логика, социология, политология, информатика и т.д.). Разработка и исследование множества важных проблем и аспектов человеческого бытия и сознания безвозвратно перераспределились и распылились между этими узкоспециализированными науками. Постреволюционная Россия в начале прошлого века в очередной раз не только удивила и насмешила, но и серьезно испугала мир своим пролетарским размахом секвестирования национальной философии. Из всего разнообразия идей, учений и мнений, официальное право на жизнь в стране советов получил лишь марксистско-ленинский диалектический материализм. Все остальное квалифицировалось как контрреволюционная пропаганда. Добавив к этому воинствующий атеизм, силовое истребление религиозных теософов, печально известные всему миру «философские пароходы» и массовую эмиграцию интеллектуальных и просвещенных людей, можно вполне ответственно утверждать, что до своей закономерной кончины СССР существовал без истинной философии и истинных философов. Размышлять о какой-то призрачно-мистической синхронистичности было незачем, некогда и некому.
           Кроме того, постоянно следует помнить о том, что философия - очень редкий, если не единственный в своем роде, пример высокоинтеллектуальной творческой деятельности, осуществляющейся без четко выраженного профессионального этапа реализации теоретических знаний. Обучение и преподавание, научные исследования, писательство и консультирование - не в счет! Назовите мне предприятие или учреждение, в которых сотрудники работают и получают зарплату официально числясь на должности философа или старшего философа. Я даже не уверен, есть ли в нашей стране таковые в официальном перечне должностей и профессий.

          Все эти лирические отступления в прошлое и настоящее отечественной философии предприняты автором с единственной целью - убедить читателя в том, что и в ней имеет место естественный дефицит специалистов, способных освоить уровень понимания явления синхронистичности, не говоря уже об уровне участия в ней.

          В традиционной, академической науке причины и мотивы игнорирования синхронистичности несколько отличаются. Прежде всего это объясняется недостаточным финансированием научных исследований и отсутствием госзаказа. Никому, кроме некоторых спецслужб, данная тема не известна и не интересна. Сказываются также и рудиментарные заблуждения социалистического прошлого - маститые и обленившиеся научные светила считают для себя подобные околонаучные темы несерьезными и даже компрометирующими.

        Мое первое мимолетное знакомство с явлением синхронистичности состоялось в начале 80-х годов, где-то на третьем - четвертом курсе медицинского института. Я тогда впервые столкнулся с именем автора этого термина и его работами по аналитической психологии. Выдающийся психолог (психиатр, философ) мирового уровня Карл Густав Юнг больше известен миру своими теоретическими исследованиями и практическими методиками в области психоанализа и лечения сложных неврозов. Чуть меньше - дружбой и непродолжительным сотрудничеством с Зигмундом Фройдом (Фрейдом). В ту пору я был убежденным материалистом и атеистом. Меня больше интересовали конкретные подходы к лечению неврозов, чем полуидеалистические теории функционирования бессознательной составляющей человеческой психики. Поэтому и само определение «синхронистичность» и описанные в работах конкретные примеры этого загадочного явления, задержались в моей памяти ненадолго. Вернулся я к ним, а правильнее будет сказать - открыл заново - лишь через сорок с лишним лет! За это время был пройден невероятный жизненный путь и получен фантастический, непередаваемый словами жизненный опыт. По мнению некоторых моих близких и знакомых, его с лихвой хватило бы, как минимум, на трех полноценных разноплановых и разнохарактерных, состоявшихся в жизни мужчин. Конкретизировать и объяснять последние утверждения нет возможности и необходимости - большая часть требуемых и, допустимых к огласке, фактов и аргументов изложены в моих опубликованных и неопубликованных произведениях. Здесь я приведу лишь несколько выводов, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой нами теме:
      - в определенный момент жизни я убедился, что причинно-следственные связи в наших значимых поступках срабатывают намного реже, чем об этом принято судить;
     - намного большее значение в жизни человека имеют поступки, совершенные по принципу долженствования;
    - границы возможностей человеческого организма, особенно бессознательной составляющих его психики, намного шире представлений о них современной науки.

        Эти выводы и череда серьезных потрясений в личной жизни (переезд из Украины в Россию, вынужденный разрыв с украинскими родственниками, кардинальная смена образа жизни с пятилетним периодом одинокости (не путать с одиночеством!), побудили к тщательному и беспристрастному анализу прожитых лет и мучительной ревизии своего стратегического целеполагания. Традиционно-риторический вопрос философии «почему все случилось именно так, а не иначе?»- приобрел для меня новое предметно-конкретное звучание и особый личностный смысл.

         Я серьезно занялся самообразованием. Основной интерес снова сконцентрировался вокруг философии, психологии, теософии, медицины. Только спектр изучаемой литературы многократно расширился. Фрагментарно просмотрел некоторые книги, прочитанные ранее. Самые важные и значимые места кратко конспектировал. Открыл для себя глубину философской мысли проигнорированных ранее теософов. Особенно продуктивными для активизации работы собственного сознания стали «Феномен человека» и «Божественная среда» Пьера Тейяра де Шардена, «Исповедь» Августина Аврелия, «Вера и знание» А.С.Хомякова, «Философия свободы» Н.А.Бердяева и «Знание и вера на пути к истине» П.А.Флоренского. По античной и современной философии от корки до корки проштудировал несколько учебников университетского курса разных лет издания, с десяток кандидатских и докторских диссертаций еще действующих отечественных кандидатов и докторов философских наук. Долго и упорно «осаждал» ранее неприступную для меня крепость - «Критику чистого разума» И. Канта. На третьем году этой «читательской булимии» заметил одну необычную закономерность. Дело в том, что в силу разных причин (большинство из которых связано с серьезным ухудшением зрения, последствиями травм и операции на позвоночнике), я с трудом, в порядке крайней необходимости, сидя на стуле мог читать лишь короткие тексты с большого экрана домашнего стационарного компьютера. Смартфоном не пользовался вообще. Основной способ чтения - лежа на животе, с частыми и продолжительными перерывами, и только традиционных, бумажных книг. В Нижнем Новгороде нашел два комиссионных магазина, по доступным ценам торгующих подержанными книгами прошлых лет издания. Книги в них были расположены не только в хаотичном порядке на стеллажах и полках, но и полуметровыми стопами прямо на полу. О наличии и местонахождении неходовых изданий по конкретным темам и направлениям познания ни продавцы, ни постоянные покупатели - не имеют понятия. Ищут на удачу, выборочно или методом сплошного кропотливого перебора всего массива. Пару раз в месяц я регулярно посещал каждый магазин, возвращаясь домой с полной сумкой книг. Так вот, после очередного такого посещения, я уже не сомневался в выводе, что в последние месяцы не я искал книги по интересующим меня вопросам, а нужные книги каким-то необъяснимым образом сами находили меня!

         Отдельно следует сказать о самом процессе чтения. Я не жалел и не экономил время, делал частые и длительные остановки для всестороннего осмысления прочитанного отрывка. По любому малейшему поводу вступал в мысленный диалог или спор с автором. Если замечал несоответствия и противоречия, сразу же возвращался к ранее прочитанному разделу текста. На трудном, малопонятном абзаце часто откладывал книгу в сторону, закрывал глаза и пытался мысленно визуализировать не столько образы героев и объектов, сколько динамику основных процессов, событий и явлений, изложенных и подразумеваемых автором не только в повествовании, но и в скрытых мотивах и целях самого процесса его писательства. В том числе представлял себе и сравнивал ожидаемую автором и действительную реакцию определенных категорий читателей на прочитанные отрывки и на все произведение в целом. Как правило, такие визуализируемые отступления быстро вызывали из глубин сознания какие-то ассоциации с реальными событиями собственной жизни. Под ярким и сильным впечатлением от прочитанного яснее и правильнее оценивались уже совершенные и только лишь планируемые поступки. Собственную проблему я пропускал сквозь призму предполагаемого авторского мнения и почти всегда подвергал коррекции и доработке раннее намеченные пути ее решения. Для себя назвал подобный способ мышления объемно-динамическим, а главный его механизм - управляемым смысловым резонансом. Уже намного позже, ознакомившись с «Психологической топологией пути» М. Мамардашвили, стал применять и его термины - место активности, работа бытийствующего сознания и др.

       На определенном этапе такого форсированного самообразования почувствовал насущную необходимость систематизации и упорядочения всех имеющихся знаний и понятий в одно целостное, непротиворечивое мировоззрение. Обсуждать и обосновывать его перед друзьями и знакомыми в тот момент потребности не испытывал. После долгих раздумий остановился на варианте художественного литературного творчества. Работа над книгами позволила не только свести все мои интуитивные предчувствия и догадки в некоторое подобие если не теории, то по крайней мере - гипотезы об истинном мироустройстве и роли человеческого разума в нем, но и в самом прямом и буквальном смысле существенно разгрузила и успокоила сознание и всю нервную систему. Я физически почувствовал в себе не только новое, просветленное и спокойное отношение к окружающему миру, но и какие-то новые, ранее отсутствующие и незнакомые мне силы и способности взаимодействия с реальной действительностью.

       После выхода в свет моей первой книги «Проект «Земной разум», произошел на первый взгляд забавный и безобидный казус. Взрослая, почти незнакомая мне женщина, прочитав первую часть этой книги, при случайной встрече стала настойчиво расспрашивать меня о деталях моей биографии и первоисточниках изложенных в произведении понятий и суждений.  На мой встречный вопрос объяснила свой интерес несколько расплывчато и неоднозначно. Якобы, среди ее друзей и знакомых - много людей, интересующихся затронутыми в моей книге вопросами, они часто дискутируют на эти темы, и она хотела бы нас перезнакомить друг с другом. Узнав, что у меня за плечами три высших гуманитарных образования, опыт работы в медицине и правоохранительных органах, эмиграция и насыщенная необычными событиями и соответствующим опытом жизнь, буквально ухватилась за мое милицейское прошлое и настояла на немедленной встрече с бывшим коллегой, пенсионером МВД. Уже он чуть позже, повторив такой же интерес к моей биографии и первоисточникам моих знаний, немного прояснил складывающуюся ситуацию. По набору его вопросов и комплиментов в мой адрес, хвалебных отзывов о только что прочитанной моей книге, употребляемых мистико-эзотерических терминах и понятиях, я догадался, что он обоснованно подозревает меня в обладании какими-то тайными знаниями, умениями и возможностями сверхъестественного и паранормального характера.  Он не поверил моим объяснениям и заверениям в принадлежности моего мировоззрения к атеистически-философскому. Одним из аргументов его сомнения было признание в том, что и он сам, и наша общая знакомая принадлежат к закрытому сообществу особых, просветленных и обладающих даром пророчества людей, способных чувствовать и понимать своих единомышленников заочно и дистанционно. Еще до встречи со мной, только лишь прочитав первую часть моей первой опубликованной книги, они, не раздумывая и не сговариваясь, заочно приняли меня в свои ряды. Конечно, ситуация тешила мое самолюбие и положительно влияла на творческую самооценку. Неизвестное, как и раньше, звало и манило к себе навстречу. Но интуиция и новый багаж знаний в унисон убедили включить тормоза и проявить дальновидное благоразумие. При дальнейшем изучении упомянутого сообщества с помощью возможностей интернета, начала постепенно, но весьма убедительно, проявляться его сектантская сущность.

        Спустя примерно три года после начала своего писательства сделал для себя неожиданное открытие. Объективно и непредвзято оценив написанное, убедился, что сюжеты моих произведений, последовательность их написания и даже характеры вымышленных героев объединены одним скрытым внутренним смыслом. Я не только тщательно проанализировал и беспристрастно оценил с их помощью прожитые годы, но и подошел к этапу окончательной формулировки своего стратегического целеполагания на весь оставшийся период жизни.
 
         Нисколько не удивился, когда в процессе очередного посещения любимого книжного магазина мне в руки «абсолютно случайно» попали несколько нужных книг, включая работы К.Г. Юнга по исследованию синхронистичности и работы А. Маслоу по иерархии личностных архетипов. В этот раз я уже осознанно и целенаправленно анализировал все описанные в них примеры, осмысливал и сравнивал их с выводами и положениями собственной теории взаимодействия сознания с окружающей действительностью и управления событиями в обход общепринятых причинно-следственных закономерностей. Идеи обоих авторов о том, что некоторые разъединенные в пространстве и времени события связаны между собой особой смысловой связью и эта связь доступна для понимания и взаимодействия сознанию отдельных людей, прошедших в своем личностном развитии стадию самоактуализации, показалась мне не только реальной, но и гармонично вписывающейся в мою собственную теорию. Но если эти авторы в своих работах делали основной упор лишь на поиск подобных примеров и обоснование смысловой связи между включенными в них событиями, меня больше интересовали внутренние механизмы этой связи, ее направленность и итоговый результат для конкретных участников этих событий. Только в опытах и экспериментах, проведенных К.Г.Юнгом совместно с лауреатом Нобелевской премии по физике В. Паули, и анализируемых им экспериментах Д.Б. Райна, подобная связь с конкретным заинтересованным лицами была зафиксирована объективно и убедительно. Речь идет об опытах с игральными камнями и символами на картах, в которых была статистически доказана бесспорная связь результата выпадения конкретных чисел и конкретных символов с заранее объявленным желанием экспериментатора. В научной безупречности проведения данных экспериментов ни у одного из наблюдателей никаких сомнений не возникло. Другие описанные случаи синхронистичности - три последовательных крушения кораблей в одной точке залива, в результате которых всегда спасался всего лишь один человек, носивший одно и то же имя и фамилию, случай с символом рыбы, влетевшим в окно жуком, птицами, массово скапливающимися на крыше дома в день смерти кого-то из его жильцов - вызывали у меня определенный скепсис по поводу точной передачи фактических обстоятельств самих событий и полноты учета участвующих в них лиц.

        Новые теоретические данные облегчили вычленение и осмысление ситуаций, подпадавших под признаки синхронистичности, имевших место в моей личной жизни и жизни хорошо знакомых мне людей. Таких примеров набралось около двух десятков. Тщательный их анализ позволил выявить некоторые общие закономерности в механизме смыслового объединения событий и ролевых функциях их участников. Среди последних я стал выделять активных инициаторов, ситуативных триггеров и резонаторов, главных и второстепенных бенефициаров. Для ликвидации последних белых (темных) пятен в самом механизме синхронистичности, пришлось снова обращаться к учебным пособиям по нейрофизиологии, квантовой и классической физике, теоретическим основам электромагнитных полей и излучений, феномена памяти в живой и неживой природе.

         Примерно в возрасте 58 лет умозрительно увидел, выражаясь языком Пьера Тейяра де Шардена, «точку Омега» своей земной жизни. В этой точке сходились все мои намеченные цели, сокровенные желания, векторы всех оставшихся в моем распоряжении сил и ресурсов. Я ярко и отчетливо увидел детали невероятного будущего результата. Дальше был короткий по времени этап рационального планирования и необходимой коррекции взаимоотношений с небезразличными мне людьми. Если бы я изложил свой план, в то время, кому-то из них, они, наверняка, посчитали бы меня «больным на голову».

         Учитывая то, что сам план и подробный «отчет» о его выполнении мною уже был изложен ранее в рассказе «Чудо», нет необходимости повторно останавливаться на нем в данный момент. Скажу основное - я решил, невзирая на возраст, состояние здоровья и длинный перечень других реально непреодолимых препятствий, исправить главные ошибки и несправедливости своей жизни. Ключевым, аксиальным и экзистенциальным событием в процессе этого исправления должно было стать рождение сына и сохранение нашей родовой фамильной ветви.

        По сравнению с экспериментами Д.Б.Райна и Юнга-Паули, поставленные цели и механизмы их достижения представлялись на несколько порядков сложнее. По аналогии с ними, мне предстояло воздействовать на окружающую реальную действительность таким образом, чтобы все выбрасываемые на стол игральные камни каждый раз ложились кверху только своим одинаковым максимальным значением. Кроме теоретически преодолеваемых препятствий, в плане действий фигурировал и один абсолютно нерегулируемый и непреодолимый фактор - весьма ограниченное время, отведенное мне природой для достижения намеченной цели. Я прекрасно понимал, что в реальности не существует объективной категории, называемой нами временем. Есть лишь соотносимая длительность процессов. Ни я сам, ни кто другой в тот момент не мог сказать, в полной ли мере функционирует моя детородная функция и, если - да, то как долго еще она может продолжаться. Второй фактор можно было считать абсолютным в плане объединяющего смысла для стратегического целеполагания и феномена синхронистичности. Мне нужен был исключительно сын! Две взрослые дочери у меня уже были. Если бы я не был уверен, что родится мальчик, я бы однозначно не затевал всего этого.

        Спустя три с половиной года намеченная цель была достигнута. На шестьдесят втором году бесшабашной и ненормальной во многих отношениях жизни я стал отцом долгожданного, прекрасного и здорового малыша. В день его рождения я действительно чуть было не тронулся умом от переживания и напряжения. Зато потом была такая мощная и длительная эйфория, такое ощущение безграничного счастья и радости, что для их описания у меня не хватило всего словарного запаса родного великого и могучего русского языка. Пришлось обращаться за помощью к древнегреческому!

        Когда радость отцовства вошла в приемлемые рамки и ко мне вернулась способность спокойно и логично рассуждать, еще множество раз перебирал в уме весь комплекс своих и чужих деяний и поступков, их влияние на конечный результат. И каждый раз заново убеждался, что естественных законов природы и принципов причинно-следственных взаимоотношений для него было абсолютно недостаточно. Это признала и акушер-гинеколог, поставившая в свое время диагноз «бесплодие» супруге, и репродуктологи, убедительно объяснявшие неудачи нескольких попыток зачатия с использованием процедуры ЭКО и так и не поверившие в беременность естественным путем, и перинатолог-генотипист с кандидатской степенью, когда я безапелляционно назвал ей пол и имя будущего ребенка в столь ранний срок беременности, в который она не могла однозначно подтвердить его даже с помощью специальных анализов и аппарата УЗИ.

         Параллельно с выполнением мероприятий плана, я продолжал заниматься изучением уже выявленных закономерностей феномена синхронистичности и новой информации по данной теме. Теперь эпицентр моей поисковой деятельности сместился в интернет. В соцсетях познакомился и начал регулярное общение с современными российскими философами и психологами самых различных школ и направлений. Многие из них имели ученые степени кандидатов и докторов философских наук. Я ничего не скрывал и не приукрашивал. В начале знакомства всегда представлялся писателем и философом-любителем, активно занимающимся самообразованием и нуждающимся в периодических консультациях опытных профессионалов. Отказов практически не было. В текущем порядке общения получал на свой электронный адрес или конкретные письменные разъяснения, или адресные ссылки для быстрого нахождения интересующих меня материалов в дебрях интернета. Правда, речь в наших диалогах в основном шла о традиционных вопросах и темах классической философии - ее задачах, методах исследования, личностях выдающихся философов и деталях их философских учений. После рождения сына, томимый «побудительной жаждой истины» и желанием расставить последние точки в моей собственной теории синхронистичности, я кардинально изменил характер и главный вектор нашего общения. Для себя я поставил вопрос ребром: или эти маститые профессионалы развенчают все мои иллюзии, логично и доказательственно объяснят мои ошибки и заблуждения, или так же компетентно и беспристрастно, подтвердят и дополнят мои знания и личный опыт в изучении феномена синхронистичности. Для сглаживания такого резкого поворота в характере и направленности нашего общения использовал промежуточную стадию обсуждения некоторых положений работы И. Канта «Критика чистого разума». Сначала задал несколько вопросов и высказал собственные суждения по поводу его деления разума на чистый и спекулятивный, явления трансцендентальности, прямой связи философского учения с образом жизни исповедующих его философов, и пр.  И только потом попросил их высказать собственное мнение по поводу явления синхронистичности и поделиться собственным опытом участия в необычных ситуациях, не подпадающих под причинно-следственные закономерности. Реакция большинства моих собеседников не только удивила и озадачила, но и открыла глаза на некоторые аспекты нашей современной философии. Маститые философы и психологи не пошли ни по одному из предполагаемых мной ранее путей. Подавляющее большинство из них выбрали третий. Под разными благовидными предлогами, а иногда даже и безо всяких объяснений, они стали уклоняться от прямых ответов и дальнейшего общения. А один из чересчур эмоциональных представителей малоизвестного направления «филоистика», безосновательно и бездоказательственно обвинил меня во лжи.

        Я был уверен, что большинство моих новых знакомых из философского сообщества, особенно люди старшего поколения, имели определенные представления об интересующем меня феномене. После долгих размышлений сформулировал для себя наиболее вероятную причину их нежелания разговаривать на эту тему. Кроме уже упомянутых ранее объективных причин и факторов, застопоривших развитие нашей отечественной философии, невозможно игнорировать и личностный, субъективный аспект этой проблемы. Большинство корифеев нашей философии, руководителей профильных институтов, заведующих кафедрами философии ведущих ВУЗов страны писали свои научные труды, защищали диссертации, получали ученые звания и научные степени во времена СССР, в эпоху засилья коммунистической идеологии. Ее теоретической основой можно уверенно считать работу вождя мирового пролетариата «Материализм и эмпириокритицизм» и его абсурдный тезис о партийности философии. В их свете все идеалистические течения философской мысли были обозваны поповщиной и мракобесием, подлежали безжалостному истреблению как контрреволюционные и вредоносные. Любой научный труд, любая официальная публикация проходили сквозь сито информационного фильтра, идеологической и атеистической цензуры. Свободному, гармоничному разуму переносить такое насилие было крайне трудно. Из-за отсутствия альтернативы, ради любимого дела, безопасности родных и близких приходилось терпеть и приспосабливаться. Застой, неудавшаяся перестройка, «путч», дискредитация КПСС и развал, казалось бы, могучей и непобедимой державы дезориентировали и деморализовали даже самых идейных и закаленных стоиков. Бардачно-криминальные девяностые похоронили остатки славянофильского патриотизма и резко развернули идеологию российской интеллигенции в сторону западных либеральных ценностей. Остаткам отечественного философского сообщества в очередной раз пришлось наступать на горло чувству собственного профессионального и человеческого достоинства, измученной совести и скрепя сердце и сжав зубы принимать новые правила жизни, новую идеологию. Каждый член этого сообщества понимал, что в его публикациях и лекциях новые идеи и лозунги если не противоречат, то никак не стыкуются с прежними убеждениями, изложенными в защищенных диссертациях, научных публикациях и учебных пособиях. А когда в тучные нулевые, под шумок относительного успокоения социума и некоторых подвижек в экономике и благосостоянии «глубинного государства» сверху поступила негласная установка на ускоренную религиезацию всей страны, тесное и взаимовыгодное сотрудничество органов власти и управления, НИИ, ВУЗов и общеобразовательных школ с церквами, мечетями, синагогами и прочими религиозными структурами всех мастей и всех уровней, ресурс возможностей к социальной мимикрии в среде философов полностью исчерпался. Все осознали, что дальнейшее колебание «вместе с линией партии» не только бессмысленно и бесперспективно, но и опасно. Дальше стали спасаться и выживать, кто как может. Один из таких моих новых знакомых с ученой степенью доктора философских наук с помощью параллельного и последовательного совмещения не вполне совместимых занятий, перепробовал массу способов самореализации и зарабатывания денег: очное преподавание философии сразу в нескольких учебных заведениях - с блогерством и коучингом в интернете, посещение православной церкви и молитвы - с медитацией и регулярными занятиями йогой.

          Не стоит скоропалительно упрекать меня в агрессивном богоборчестве. Я вполне осознанно допускаю, что некоторая часть наших философов действительно может быть искренне верующими в идею бога людьми. Но кроме того, что они в таком случае длительно и эффектно врали, вследствие чего навряд ли способны испытывать должное отношение к истине, к адекватному восприятию мудрости, гармонии и совершенства сторонников других верований и убежденных атеистов, именно им я отвожу ключевую негативную роль в истории освоения интересующего нас феномена. Именно эта категория «светских» философов открыто поддержала православных теософов, усмотревших в синхронистичности реальную угрозу корыстным корпоративным интересам религиозных организаций и своему личному статусу их главных идеологов. Быть посредниками и толкователями неисповедимых путей господних, распорядителями божьей милости, хранителями таинств церковных канонов и вероучений, составителями реестров чудес и божьих избранников, святых чудотворцев - это исключительная монополия священников. Никто из простых смертных мирян, тем паче - фарисеев и атеистов, не может даже засматриваться в эту сторону. Изучение и освоение явления синхронистичности, доказывающего, что аналогичные «чудеса» могут творить люди, пусть одаренные особыми личностными качествами и вооруженные особыми знаниями и навыками, но все-таки обычные люди - расценивается ими не просто в качестве интеллектуальной и моральной конкуренции, а в качестве страшного, смертельного греха и злонамеренного покушения на эту монополию.

         Можно ли как-то прекратить это многовековое противостояние, обойти или преодолеть указанную преграду на пути всестороннего и гармоничного развития человеческого разума? Конечно можно! И таких примеров - предостаточно. Сторонники различных направлений индуизма еще тысячелетия назад совместили в единый познавательно - воспитательный конгломерат все самые важные понятия своих религий, философских учений и психосоматических развивающих практик. Большинство примеров их истинной, проверенной временем мудрости - неразделимая смесь религии, философии и йоги. Колесо сансары и карма - своеобразные индийские аналоги европейских понятий иерархии психических архетипов, самоактуализации и синхронистичности.

        Аналогичная ситуация и в поднебесном Китае. И в древние времена, и в современный период социо-коммунистически-капиталистического расцвета мудрый народ не опускался до противопоставления философии и религии. Главный понятийный принцип их философии Дао имеет два синонимичных перевода на русский язык - бог и смысл. Согласно одноименному учению и известному первоисточнику «Книга перемен» психические состояния эквивалентны протекающим вовне процессам, поэтому любые жизненные ситуации необходимо воспринимать всесторонне и целостно.

         Современная западная философия, демонстрируя показательную толерантность и в этом вопросе, просто поменяла термины и формулировки и сдвинула эти неудобные вопросы в зоны ответственности других наук - психологии, математического анализа и моделирования процессов, квантовой механики и астрофизики, статистики, теории вероятностей и теории случайностей. На полном серьезе введены в научный и философский оборот, подвергаются глубочайшему исследованию новые категории - везение и везунчик, удача и удачливый человек и пр.
            Действующая по принципу папоцезаризма католическая церковь не считает нужным влиять на эти процессы. Отец К.Г. Юнга был священником. Он хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Тем не менее, никак не препятствовал профессиональному становлению сына в качестве психиатра, философа и психоаналитика. Мне удалось посмотреть видеозапись интервью великого психолога, данное журналисту одного из ведущих западных телеканалов незадолго до своей смерти. На прямой вопрос, является ли он верующим человеком, гений психоанализа четко и однозначно ответил, что у него нет необходимости верить. Он - знает!

          Срочно поверившие в бога, поспешно воцерковлённые российские философы и ученые, посчитавшие, что именно таким образом они обретут душевное спокойствие, свободу совести и особую силу духа, что позволит им в полной мере реализовать свой профессиональный и исследовательский потенциал, в итоге очень сильно просчитались. Вскоре они убедились, что действующая по принципу цезарепапизма православная церковь уже давно сама не свободна в своих помыслах и деяниях.  Поэтому, еще более дезориентированным и поникшим кандидатам в мудрецы по этому поводу не остается ничего другого, кроме как посоветовать следующее. Не пытайтесь усидеть одновременно на нескольких чужих стульях. Возвращайтесь туда, куда вас привело в свое время молодое, чистое и честное сознание, юношеское понимание чувства своего долга. Живите в своей среде, своим умом и своей совестью. И тогда все эти ваши безуспешные метания в поисках себя, безрезультатные попытки достижения признания и демонстративного потребительского комфорта можно будет объяснить пусть и не завершенной и полуосознанной, но все-таки реальной попыткой прохождения первой стадии процесса самосовершенствования. В разных психологических школах она называется по-разному. Можно остановиться на общепринятом термине «самопознание». Такой подход не только позволит по-новому оценить известный каждому философу призыв Сократа познать самого себя, не только признать фатальной ошибкой вычленение из философии в самостоятельную науку психологию огромного и полезного комплекса теоретических знаний и практических навыков, но и приступить к активному исправлению данной ошибки. Только таким путем можно преодолеть две последующие стадии самосовершенствования - самодистанциирования и самоактуализации. Последняя означает обретение возможности сбросить с себя все искусственное, насильственным и ошибочным путем вбитое в неокрепшее сознание и называемое «современной всесторонне развитой личностью» и стать самим собой, таким, каким тебя задумала и создала природа. Философия не может быть самодостаточной без психологии. Только пройдя абсолютно необходимые и обязательные стадии познания и совершенствования себя, истинный философ может вплотную подойти к возможности полного и всестороннего познания окружающей действительности, и как следствие этого познания - обрести возможность и способность разумного влияния на нее.

        Несмотря на то, что К.Г. Юнг был еще при жизни признан самым выдающимся, популярным и высокооплачиваемым психоаналитиком Западного мира, он считал проблему синхронистичности сугубо философской, крайне сложной и не торопился использовать ее в своей повседневной профессиональной деятельности. Наоборот, кроме фактических данных, получаемых им от своих многочисленных клиентов, он активно привлекал к ее исследованию знания и опыт широкого круга специалистов из разных сфер научного и квазинаучного знания - математиков, физиков, историков, астрологов и специалистов по разным видам ворожейства.
Этот аспект проблемы целесообразно рассмотреть и в обратном логическом порядке. При том, что синхронистичность – безусловно, категория более философская, чем психологическая, именно в сфере практического применения последней она нашла свое пристанище в нашей стране. Практикующие психологи в последние годы активно используют это понятие в качестве эффективного рекламно-бизнесового инструмента. Крайне поверхностно ознакомившись с данным явлением, абсолютно не вникая в его истинные механизмы и отдаленные результаты, новоиспеченные психоаналитики, экстрасенсы, тарологи и прорицатели всех мастей оказались неспособными должным образом оценить свой собственный выбор. Отдав предпочтение спекулятивной составляющей собственного разума и поторопившись монетизировать свои начальные, крайне примитивные познания в синхронистичности, необдуманно согласившись с «синицей в руке, вместо журавля в небе», они фактически остановились на полпути к совершенству и истинному успеху. Им теперь невозможно (крайне сложно) преодолеть стадию самоактуализации и освоить высший уровень активно регулируемой синхронистичности.

           Совсем недавно в интернете обнаружил серию коротких публикаций по интересующей меня теме, подготовленных для профильных изданий известным в нашей стране семейно-философским тандемом. Он – доктор философских наук, она - кандидат. Кроме преподавательской деятельности, оба активно занимались исследованиями по проблеме синхронистичности. Последние публикации данной серии были датированы 2017 годом. Супруги-философы имели свой собственный взгляд на природу и механизмы проявления исследуемого феномена. Он во многом не совпадал с моей собственной гипотезой. Но не это меня удивило и озадачило. Главный тезис и лейтмотив их публикаций сводился к следующему: синхронистичность - атрибут социальных процессов любой цивилизации. Он развивается совместно с общим прогрессом человечества. Почти все люди способны создавать цепочки синхронизмов, а некоторые- управлять ими вплоть до разрыва и разрушения таких цепочек. Данное явление следует относить к феноменам повышенной опасности.  Концепция синхронистичности, по мнению этих авторов, является понятийной основой математически просчитанной и обоснованной «Теории катастроф». Слабое на входе в систему психогенное воздействие, на выходе из нее может иметь мощный дезорганизующий и деструктивный эффект. Из трех типов самых опасных цивилизационных катастроф, авторы с максимальной вероятностью прогнозируют именно катастрофу в виде неконтролируемой волны синхронистичности. Казалось бы, подобные утверждения уважаемых философов должны были вызвать бурю обсуждений, шквал отзывов и комментариев не только в философских кругах, но и во всем научном сообществе! Вместо этого - тишина! Мало того, в открытых источниках мне больше не удалось найти новых публикаций этого дуэта по интересующей меня теме. Конечно, можно предположить, что я не очень настойчиво и не в тех местах искал. Но я сделал совсем другие выводы. Несмотря на кажущуюся их крамольность, полагаю, что они не очень далеки от истины. Если руководящие «элиты» нашего общества смогли своими волевыми решениями кардинально переориентировать интерес философии к синхронистичности только лишь на основании своей ущербной идеологии, жалоб и просьб своего послушного союзника - церкви, то можно представить их реакцию на этот феномен после того, как они узнали о том, что синхронистичность является средством повышенной опасности, потенциальным механизмом глобальных катастроф, угрожающих существующему миропорядку?! Всем известно, как невзирая на все идеологические, правовые и профессиональные запреты, представители этой псевдоэлиты даже во времена строительства коммунизма и воинствующего атеизма, панически боялись конца света и библейского апокалипсиса, слепо доверяли всевозможным вещунам, пророкам и кликушам. Теперь, как сказали бы теософы, им сам бог велел бы наложить печать тайны и негласный запрет на любые исследования данного феномена.

             И снова напрашивается вечный философский вопрос: Почему все случилось именно так, а не иначе? Теперь уже - в отношении нашего познания синхронистичности. Не касаясь деталей моей собственной гипотезы о ее природе и механизмах проявления, постараюсь дать максимально возможный краткий ответ. Изучение и освоение синхронистичности, особенно высших уровней участия и управления ее механизмами, не совпадает с основными векторами развития общества, его академических знаний и социально востребованных практик. Синхронистичность изначально не предполагает осознанного коллективного варианта реализации своих механизмов и произвольного, планово-конвейерного способа получения желаемых результатов. Этот феномен невозможно полностью и всесторонне объяснить людям, не имеющим к нему врожденной предрасположенности, а тем более - научить практическому применению всех желающих. В этом плане синхронистичность - единственная в своем роде защита и гарантия истинной свободы мудрой, творческой личности. Той свободы, в которой способности, возможности и реальная неотвратимая ответственность нераздельно спаяны друг с другом, которая ни при каких условиях не может переродиться в эгоизм и эгоцентризм. С этих позиций представляется абсолютно правильной ситуация, при которой становится невозможным познание и овладение механизмами синхронистичности обладателями спекулятивного разума, привыкшими взаимодействовать с реальной действительностью исключительно с позиций грубой или мягкой силы (обмана).

               


Рецензии