1917-1923гг. ряжская уездная власть...
Г. РЯЖСК, КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ ИМ. В. И. ГАРЕТОВСКОГО, 2023 ГОД
Вот что писал о Ряжском уезде Рязанской губернии дореволюционного периода студент-историк Рязанского пединститута в 60-х гг. прошлого века: «В составе Рязанской губернии Ряжский уезд был довольно примечателен, наряду с Раненбургским уездом (нынешним Чаплыгинским районом Липецкой области – авт.), он был основной житницей губернии. Процент распаханности земель достигал 76, 4, в то время, как в среднем по губернии он был равен 56, 3.» При этом бОльшая часть этих земель (30, 6 %), находилась в частных руках, в основном, дворянских. В «дворянских» руках в Ряжском уезде находилась почти треть всех имеющихся земель (30, 6% ), тогда как в других уездах Рязанской губернии - только 18, 7 %. *СНОСКА: Е. Владимиров. Немного из истории Ряжска. - Газета Авангард, 9 декабря 1967.
В достоверности этой информации можно убедиться на примере малой родины писателя Ивана Макарова, родившегося в селе Салтыки Раненбургского уезда Рязанской губернии. «Салтыковская» земля практически вся принадлежала княгине Елизавете Эсперовне Трубецкой, владевшей около 2. 000 десятин чернозёмной земли «при с. Салтыки с деревнями…» СтОит отметить, что в Ряжском и в Раненбургском уездах до 1917г. была самая высокая арендная плата за землю в Рязанской губернии. Отсюда и наиболее сильные крестьянские беспорядки и в годы Первой русской революции, и в годы продразвёрстки, и в годы «сплошной» и не сплошной коллективизации.
Но что с ряжской промышленностью? В промышленном отношении Ряжский уезд перед двумя революциями 1917г. занимал «среднее положение». «Из более крупных предприятий (так называемых «цензовых») можно назвать завод по производству спирта в Ряжске, а также канатный завод в Ухолово, пивоваренный, кожевенный и 2 мыловаренных завода в Ряжске, 2 чугунолитейных и мыловаренный в Ухолове, 2 типографии с 12 рабочими в Ряжске. Кроме того, по уезду было разбросано более 300 мелких промышленных предприятий (по 2-3 рабочих на каждом) – предприятия маслобойные, скорняжные, кирпичные, шастальные (очистка семян), винокуренные, предприятия по обработке пеньки, по изготовлению сельскохозяйственных орудий.» *СНОСКА: Е. Владимиров. Немного из истории Ряжска. - Газета Авангард, 9 декабря 1967.
Революционный семнадцатый год - дважды переломный для всей Российской империи. Российская империя дважды поменяет вектор дальнейшего развития. Следующий – 1918-й, - год создания новых органов власти – «Советов». «Советская власть» - это синоним власти Советов, и для Ряжского уезда Рязанской губернии – «Советы» не исключение. Так, по данным газеты «Авангард» 1967г., в 1918г. «первоочередной» задачей Ряжского Совета Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов явилось следующее: «изыскать возможности и средства для облегчения тяжёлых продовольственных трудностей, которые переживал город…» Решению «продовольственного вопроса» посвящено и заседание от 5 февраля 1918г., на котором постановлено «строго проверить наличие продовольствия в уезде и обнаруженные излишки ОТОБРАТЬ (выд. авт.) для неимущих и голодающих, распределить по нуждающимся также и овёс, находившийся в элеваторе.»
Ряжский «Совет» определяет и норму для населения уезда: «один пуд хлеба в месяц на едока». Определяет он и норму расходования кормов для скота в расчёте на каждые три месяца: 10 пудов – на лошадь, и 5 пудов – на корову.
Любопытны трактовки революционных событий 1918г. в 1967 году, на страницах той же районной газеты «Авангард»: «К началу февраля 1918г. в Ряжском уезде продолжал функционировать старый чиновничий аппарат. Эсеры по-прежнему играли первую скрипку в уездном демократическом земстве и волостных комитетах. Кадеты почти легально действовали в городской управе. Деятельность старого бюрократического аппарата опиралась на поддержку буржуазии, кулаков, церковников, части уездной интеллигенции, военных. Однако к этому времени соотношение сил в уезде существенным образом изменилось в пользу советов. Распоряжения старых органов власти на местах игнорировались. Советская власть завоевывала прочные позиции на селе. Ряжский Совет Советов менее чем за 2 месяца предпринял энергичные меры, направленные на укрепление Советов в уезде, на разгром январского контрреволюционного мятежа, на борьбу с голодом – жестоким и неумолимым врагом трудящихся масс.» *СНОСКА: Л. Санберг. Дни незабываемые. - Газета Авангард, 19 октября 1967.
Уточним: к моменту «январского контрреволюционного мятежа» 1918г. в «городском хозяйстве Ряжска» хлеба оставалось на «считанные дни»… Больницы не отапливались, нечем было кормить заболевших... Медперсонал не получал жалование «более 2-х месяцев»… Учителя – три месяца!
И тогда ряжские большевики или «коммунары» начинают агитацию «за созыв 3-го уездного съезда Советов», чтобы выбрать новый состав Совета.Ведь именно новый ряжский Совет Советов примет решение «распустить» городское самоуправление и образовать городской Совет «на демократических началах». Прежнего – «буржуазного», который «ревностно опекал интересы кулаков, торговцев и спекулянтов…» уже не будет! Кто же войдёт в новый состав? В новом составе значатся: А.Х. Волков, В.Н. Максимов, М.И. Никитин, Н.В. Гостев… Вскоре поступит предложение с мест, о расширении состава Совета: добавить по одному представителю от каждой волости.
Но летом того же 1918г.,в июне, на 5-м Всероссийском съезде Советов партия эсеров открыто выступит против «продовольственной диктатуры» партии большевиков. Начнётся лево - эсеровский мятеж, который будет подавлен и в Москве, и в других губерниях Советской России, в т.ч. и в Рязанской. В уездном Ряжске «контрреволюционный» мятеж-восстание произойдёт гораздо ранее июня 1918 года: в конце января. То, что обстановка и в самом городе, и в уезде уже в самом начале 1918г. чрезвычайная, нестабильная, показывают даже документы Ряжской мужской гимназии. Нет самого необходимого… не выплачивается по несколько месяцев учительское жалование и «прибавки» за выслугу лет… громадная инфляция… проблемы с отоплением собственного здания гимназии и квартир учителей и учащихся… нехватка продуктов питания, мануфактуры (учителя гимназии не успевают отоваривать свои продуктовые карточки, т.к. и продукты питания, и «мануфактура» получаются в разных частях города, а они - на работе! Но любопытная и важна следующая деталь: ряжские эсеры осудили выступления членов своей партии в Москве! *СНОСКА: История родного края. Ряжская земля. Учебное пособие. «Ряжский край в начале 20 века. Авторы: Б.В. Горбунов, Л.В. Димперан, П.А. Трибунский, Л.В. Беркасова, Э.В. Трибунская. РИРО. Рязань. 1997. Стр. 88, 91. После лево-эсеровского мятежа, начиная с 10 июля 1918г. ВСЕ руководящие посты, занимаемые прежде эсерами, и не только в Ряжском уезде Рязанской губернии, а по всей Советской Республике, перейдут в руки большевиков.
Приостановимся на фамилии последнего из перечисленных членов нового ряжского Совета Советов – Никифоре Васильевиче Гостеве (1889-1947). Тем более, что его вехи судьбы, по-видимому,обозначены в романе писателя И. Макарова «Чёрная шаль». По данным Ряжской энциклопедии, Никифор Васильевич вначале принадлежал к партии анархистов(с 1910г.), с 1917-го, - к эсеровской, а с 1919г. – уже большевик! С того же 1919-го Никифор Васильевич Гостев мобилизован в Красную Армию… а после 1924г. – служил в органах госбезопасности. В январе же 1918г. Никифор Васильевич Гостев «занял пост» и Ряжского уездного комиссара по продовольствию. А летом того же года, он – «военный комиссар, руководитель Ряжского у.» В августе-сентябре – он снова уездный комиссар по продовольствию, затем его помощник… В Ряжской энциклопедии Н.В. Гостева называют создателем уездной «Красной Гвардии» и организатором подавления крестьянских восстаний осени 1918 года. * СНОСКА: Ряжская энциклопедия. Гостев. Н.В. , Рязань, Контраст, 2023, стр. 129-130.
В «Чёрной шали» Макарова-писателя сын главной героини романа – Прасковьи Горяновой – Пётруша Горянов, меняет свою собственную фамилию дважды: сначала на Гостева, а потом на Штейермана. Литературный Петруша Горянов - Гостев, после подавления эсеровского мятежа 1918г. в окрестностях «г. Р.», перейдёт на сторону большевиков… отправится ими на боевое задание в стан штаба белой армии под фамилией Штейерман… Пётр Горянов - Гостев - Штейерман - успешно выполнит опасное задание и получит орден Боевого Красного Знамени *СНОСКА: О.В. Сидорова (Ершова). Богатырская земля или малая родина писателя Ивана Макарова (1900-1937). – Р. ИП Жуков Ю.В., 2020г., стр.402, 408.
Но каков расклад политических сил в ряжском Совете Советов спустя шесть лет после Октябрьской революции, на 1923 год? В 1923г. в составе уездной власти - большинство большевиков! Но ряжские большевики ещё стесняются того реального исторического факта, что в 1917 и 1918гг. партии эсеров, кадетов и др., были многочисленнее и сильнее их! Так, пока ещё уездная газета «Советская деревня» (скоро она станет губернской - авт.), опубликует в 1923г. материал, в котором так сказано о смене власти в Ряжском уезде в 1918-м. В большинстве больших городов России большевики «стали у управления» сразу же после Октябрьской революции. Но в Ряжском уезде – «не так!» В Ряжском уезде до двух революций 1917г. царствовали две партии: «партия народной свободы (в действительности – партии народного гнёта и кабалы), ея союзницы – партии социал-революционеров... (Но) Кадеты и эсеры, бывшие у власти до Октября, теперь уступили власть революционно настроенным крестьянским массам…«
По словам газеты «Советская деревня» 1923г., перелом в пользу большевиков в Ряжском уезде наметится в 1918г. после приезда отдельных членов этой партии «из разных мест». Они поступали в советские учреждения… «перестраивали» работу в уезде… Но пока между собою пока «разрознены». Постепенно прибывшие из других мест большевики сплотились между собою… возникло «ядро» ряжской партийной организации. «Это было достигнуто в мае 1918 года.» Именно 28 мая 1918г. – официальная дата создания ряжской партийной организации большевиков по данным газеты «Советская деревня».
Данная уездная газета сохранила и народное представление большинства местных крестьян того времени о большевиках: «В понимании крестьянства «большевики» мыслились какими-то чудовищными зверями, - и матери в деревнях даже припугивали ими своих детишек.» *СНОСКА: К истории Ряжской организации Р.К.П.(б). Газета Советская деревня, № 13, за 26 мая 1923.
Но существует и другая дата создания ряжской уездной парторганизации РКП(б). Она взята из рукописного сборника истории партии РКП(б) Рязанской губернии также, 1923 года. «Ряжская группа – время возникновения 20 июня 1918г., главное ядро составили опытные работники, приехавшие из Петрограда. Большое значение в организации работы группы имела присылка старого партработника (без фамилии - авт.) из губернии. Благодаря проведенной агиткампании по деревням и селам, в уезде было ЛИКВИДИРОВАНО (выд. автора) влияние анархистов и левых с. - р., проникших в волсоветы и комбеды. Крестьянство стало сознательнее относиться к составу комбедов и советов и с этого же времени начали организовываться партячейки в уезде.» *СНОСКА: Рукопись Красная быль. Отдел 3. Из архива Истпарта. Историческая справка о возникновении парторганизаций в городах Рязанской губернии. - Рязань, 1923.
В романе Ивана Макарова «Чёрная шаль» (он был напечатан в 1934г., но был запрещён советской цензурой и вышел отдельной книгой только после смерти писателя к его 70-летию, в 1970г. – авт.), представители всех перечисленных партий присутствуют!
«Как раз в этот день к моей избе вдруг подкатила лихая барская тройка. Кучер в чёрном кафтане, в пуговицах, бляхах, в медалях, в чёрной шляпе с крутыми полями, как завитушки у селезня. Коляска – чёрная, лошади чёрные. Седок – молодой, в каких-то коротеньких золотых эполетах, со шпагой и тоже во всем чёрном…
- Здесь живет социалист-революционер Пётр Ефимович Горянов? У меня язык к нёбу присох. А седок:
- Вы его мать? Не бойтесь. Я его друг, социалист-революционер, анархист, Шульц-младший».
И далее:
«Не успела, однако я и рта открыть, чтоб о Петруше спросить, как народ хлынул к тройке этой: и мужики, и бабы, и ребятишки. Загудели, забалабонили:
- Мир, говорят, мир. Войне конец!
А этот мой «социалист-анархист» как вдруг вскочит на сиденье да во все горло зыкнет:
- Стой, товарищи-братья, тише, тише! Речь мою слушайте. Всем. Всем. Бьёт час. Рухнет трон. Сгинут короны. Умрут плутократы. И мир, новый мир засияет во тьме... Брат, товарищ, крестьянин! Ты свободный человек… Проснись великан! Бейте в набат, несите огонь, жгите усадьбы, громите дворцы. Давите своих тиранов – в одиночку, на большаках, на проезжих дорогах. Морите их голодом, крушите поезда, везущие им ваш хлеб… Набат!.. Огонь!.. Топор!.. Штык!..» * СНОСКА: И. Макаров. Чёрная шаль. - М., Московский рабочий, 1970, стр. 83.
Даже в последнем, неоконченном романе Макарова-писателя, - «Голубые поля» (1936, 1937г.) также, есть большевики, социалисты-революционеры - анархисты… К последним, анархистам, относится и литературный анархист Иван Желтухов, приехавший к брату из Кронштадта в 1918г. в село Кирюшино. О такой партии в селе Кирюшино крестьяне слыхом не слыхали, и поначалу не знают, как отнестись к нему. Тем более, что Иван Желтухов выглядит очень необычно: «Он сухой, юркий, с реденькой городской бородкой-клинышком, с длинными волосами, в шляпе. Когда он хочет казаться страшным, он надевает очки, синие, густо-синие очки и шляпу…» *СНОСКА: И.Макаров. Голубые поля. - М.,1959.
Но именно литературный «анархист-индивилист» Иван Желтухов и посоветует крестьянам-кирюшинцам взять, отдаваемые им бесплатно(!) советской властью «монастырский» лес и «монастырские» земли!
Каковы же итоги? По мнению двух печатных источников,ряжский Совет Советов (новый орган государственной уездной власти) создан ранее «ядра» ряжских большевиков, но в том же 1918 году. Где же размещался уездный Совет Советов? На одной улице с собственным зданием Ряжской мужской гимназии (теперь школы № 1) - «в здании бывшего винного склада.» Это здание по нынешней улице Комсомольской сохранилось в современном Ряжске. «В то время здесь всегда толпился народ. В помещении Совета была установлена простая железная печь, стоял стол, стулья, деревянные лавки. Было шумно и накурено. Курили все: жгучая махорка притупляла острое чувство голода.» *СНОСКА: Л. Санберг. Дни незабываемые. - Газета Авангард, 19 октября 1967.
Именно сюда потянулись крестьяне из всех волостей со своими нуждами и горестями. Потянулись и за разъяснениями. Можно добавить, что на лето 1923г. и «народный дом» граждан Ряжска располагался в зданиях того же «бывш. винного склада». *СНОСКА: Советская деревня № 24, 18 августа 1923г.
В 1918г., в марте, шестнадцатого числа, то есть ещё до официальной даты создания ряжской уездной ячейки большевиков, в Ряжске откроется уже 4-й уездный съезд Советов. По решению этого съезда, основанного на постановлениях уже 3-го Всероссийского съезда, в фонд государства должны были перейти и «помещичьи», и «монастырские» земли. «Огородные земли помещичьих имений предоставлялись в распоряжение земельных комитетов волостей…» *СНОСКА: Л. Санберг. Дни незабываемые. - Газета Авангард, 12 октября 1967. Это осуществилось на практике: так, «Вся земля и зерно при Сергиевском монастыре в Ряжске» «приняты на учёт земельным волостным комитетом.»
В Раненбургском уезде – родном для советского писателя Ивана Макарова также, есть такие же примеры. Так, вся собственность знаменитого Раненбургского монастыря (земля, лес, сельхозинвентарь и т.д.), по данным исследователя Дм. Зызина, национализируются советской властью. При этом монахи вынуждены были покинуть «святое» жилище навсегда. После национализации, практически всё имущество этого монастыря распределяется (отдаётся бесплатно!) в руки местных крестьян через местные волостные земельные комитеты. Но раненбургские крестьяне принимают «монастырское» имущество очень и очень осторожно…
Подтверждением служит и неоконченный роман «Голубые поля» Ивана Макарова. В нём есть страницы длительного раздумывания крестьян-кирюшинцев:принимать или не принимать «монастырские» лес и землю в 1918 году? Причём, количество и земли, и леса в романе внушительно: 500 десятин монастырских земель и столько же леса! При этом, литературным крестьянам - «кирюшинцам» достаётся (бесплатно!) и «монастырский» скот. И выше названный «анархист-индивилист» Иван Желтухов посоветует крестьянам принять бывшую монастырскую собственность.
По словам рязанского учёного историка В. Пылькина, с лета 1918г., то есть после лево-эсеровского мятежа, в Рязанской губернии начинает складывается однопартийная политическая система. Уже на июль 1919г. большинство делегатов 5-го губернского съезда Советов(156 из 244-х),являлись членами или сочувствующими партии большевиков! 87 из них являлись беспартийными и только один – «меньшевик-интернационалист»! Советская власть в Рязанской губернии постепенно переходит из рук «съездов» в «исполкомы»... руководители парторганизаций на местах становятся местными советскими руководителями. Этому способствовало и возвращение в родные места с фронта, из плена или из ссылки солдат: они приносили с собою уверенную правоту большевиков в происходящих революционных переменах. *СНОСКА: В.А.Пылькин. Крестьянство центра России в гражданской войне. - Рязань, 2005, стр.143.
И последнее. В 1923г. уездная газета «Советская деревня» опубликовала и материал, посвящённый Гражданской войне под названием - «Герои и жертвы», за подписью «Роткин». В нём – информация о некоторых ряжских коммунистах, ушедших воевать с белой армией. *СНОСКА: Роткин. Герои и жертвы. – Советская деревня, № 13, за 26 мая 1923. В этом материале упоминаются и ряжские гимназические фамилии: Каманин, Юмашев, Васильев... Так, «т.т. Каманин и Юмашев и др.» участвовали в боевых действиях под Самарой, который был занят войсками Колчака. Они отличились тем, что «Наскоро, почти на ходу, т. Каманин и Юмашев набрасывают чертёж местности…» с защитными укреплениями белых, за что получают «благодарность от Губкома»… Город Самара был отнят у Колчака!
А «Тов. Васильев Л., Чаовуров… уходят в разведку. В местности Большие Глушицы они вступают в открытый бой с бандами Колчака и ложатся костями за дело Рабочих и Крестьян.» Погибает за дело рабочих и крестьян и «т. Катунин»: он будучи раненным, попадает в плен к белым, они, после жестоких пыток, расстреливают его. В газетной заметке «т. Роткина» 1923г. есть слова и о том, что многие первые ряжские коммунисты не возвратились с фронта в родной уезд.
О.В. Сидорова (Ершова)
Свидетельство о публикации №223110801549