Ярлык

Недавно я снова перечитала "Горе от ума" Грибоедова – кажется, в седьмой или восьмой раз. И в этот раз текст почему-то показался мне иным. Исчезло привычное желание встать на сторону "века нынешнего" и поспорить с "веком минувшим". И главное – я совсем не испытала того восторга от "силы духа" Чацкого, который ощущала раньше.

Вместо этого я задумалась: разве это "сила духа" – хамство и невоспитанность, когда человек высказывает в лицо всё, что ему вздумается? Этот молодой человек рано остался без родителей. Давний друг его отца, Павел Афанасьевич Фамусов, принял его в своем доме, где он рос как член семьи, вместе с его дочкой, Софьей.
И, между прочим, получил в этой семье неплохое домашнее образование.
А Софья? Какова она? Взяла и повесила на своего "друга детства" ярлык – "сумасшедший". Попробуй, дорогой Чацкий, докажи теперь, что с тобой всё в порядке. Мы-то, читатели, знаем, что ты умнее всех умных...
И ведь "ярлык" заполучить и в наше время несложно.
В одном из своих постов я писала о своей родственнице, которая любит обо всём увиденном и услышанном от 1-го лица рассказывать. Так вот и я с некоторых пор полюбила этот "писательский приём" – пусть гадает читатель, где правда, где выдумка, со мной это произошло, или в замочную скважину подсмотрено...

Однажды попросили меня заменить заболевшую коллегу. Честно скажу: не люблю "ходить" в чужие классы! Так вот... Пришёл ко мне на урок 7-й класс. Я заранее на доске написала длиннющее предложение с обращением, однородными членами, причастными и деепричастными оборотами – решила: вы у меня с головой в работу уйдёте, отвлекаться времени у вас не будет.
Предложение переписали и... начали: по цели высказывания – такое-то, по эмоциональной окраске (по интонации) – такое, по числу грамматических основ, по количеству главных членов в грамматической основе... Вначале мои семиклассники хором отвечали, с места выкрикивали, а потом... заскучали. Я им вопрос – молчат, за спины друг друга попрятались и каждый своим делом занялся. Смотрю: две красавицы кружок "Умелые руки" открыли – бисероплетением увлеклись, те, что за последним столом в первом ряду сидят – "салон красоты": пудру шариками "Бриллиантовый блеск" достали, носы пудрят... Мальчики принялись к следующему уроку готовиться – домашнее задание то ли по физике, то ли математике из толстой общей тетради списывают... Теперь уже и мне стало скучно: стою я посреди кабинета, вопросы свои задаю... Как говорится, "бьюсь, как рыба об лёд".
Тут вспомнила... Как-то на курсах повышения квалификации психолог говорил: хотите привлечь внимание аудитории, не стесняйтесь время от времени "пошуметь", например: с грохотом уронить стул, громко чихнуть, хлопнуть ладонью об стол... Вспомнила и улыбнулась... Постучала костяшками своих пальцев по столу и громко так заявляю словами артиста Колягина: "Тук-тук-тук! Здравствуйте! Я ваша тётя!" Гляжу на детей – никакой реакции!
У меня уже и следующая фраза готова, жду, когда на меня хотя бы один из ребят взглянет, чтобы продолжить свой текст: "Я тётушка Чарли из Бразилии, где в лесах живет много-много диких обезьян". Увы! Не судьба была мне в роль вжиться...

Тут поднимает голову девочка, сидящая в третьем ряду и выдаёт: "Не поняла... Это Вы сейчас нас "тупыми" обозвали, что ли?
Вот откуда такая мысль в голове у ребёнка могла родиться?!
Не буду рассказывать, чем вся эта "эпопея" завершилась - много воды с тех пор утекло. Думаю, если это моё откровение учитель прочитает, сразу догадается: без разборок не обошлось... Ведь "на каждый роток не накинешь платок".

Этот случай с семиклассниками, как и размышления о Чацком, заставил меня вновь задуматься о том, как легко мы навешиваем ярлыки. На Чацкого – "сумасшедший", на учеников – "скучающие", "невоспитанные", а на себя, в попытке их развлечь, – роль "тети Чарли". И каждый раз этот ярлык искажает реальность, мешает увидеть истинное положение дел.

Может быть, вместо того чтобы пытаться "вбить" знания в головы, как я пыталась с этим сложным предложением, стоит попробовать понять, почему эти головы заняты чем-то другим? Почему девочка, вместо того чтобы слушать про обороты, услышала в моем "тук-тук-тук" оскорбление?

Возможно, дело не в том, что дети "тупые", а в том, что им не хватает чего-то другого. Может быть, им не хватает связи с реальностью, не хватает понимания, зачем им эти знания. Или, как в случае с Чацким, им не хватает понимания, что за внешней бравадой может скрываться искреннее желание донести что-то важное.

Иногда мне кажется, что мы, взрослые, сами навешиваем на себя ярлыки: "уставший учитель", "непонимающий родитель", "неуспевающий ученик". И эти ярлыки становятся такой же преградой, как и те, что мы вешаем на других.

В тот день я, кажется, не смогла донести до семиклассников ни грамматику, ни свою роль. Но, возможно, я смогла посеять зерно сомнения. Зерно того, что не всё так просто, как кажется на первый взгляд. И что за любым действием, даже самым странным, может стоять что-то большее, чем простое нежелание учиться.
И, конечно, я поняла, что мой "писательский приём" с "подглядыванием" тоже может быть своего рода ярлыком. Ярлыком, который позволяет мне дистанцироваться от происходящего, оставаясь наблюдателем, а не участником. Но иногда, чтобы понять, нужно не подглядывать, а вживаться в роль, даже если эта роль – "тетя Чарли". И, возможно, именно тогда, когда мы перестаем бояться быть смешными или непонятыми, мы начинаем видеть мир и людей в нем по-настоящему.


Рецензии