Ярлык

К уроку литературы в 9 классе перечитала "Горе от ума" А.Грибоедова
(в 7-й или 8-й раз уже!). В это прочтение текст почему-то показался короче, не возникло желания заступиться за "век нынешний" и "поспорить" с "веком минувшим" и совсем не испытала "восторга" от "силы духа" главного героя - Чацкого... Подумалось: какая же это "сила духа", это хамство, батенька, невоспитанность - высказывать в лицо всё, что на ум пришло. Этот молодой человек рано остался без родителей. Давний друг его отца, Павел Афанасьевич Фамусов, принял его в своем доме, где он жил как член семьи, и рос вместе с дочкой господина Фамусова, Софьей, и, между прочим, получил в этой семье неплохое домашнее образование...
А Софья какова?! Взяла и повесила на своего "друга детства" ярлык - "сумасшедший"... Попробуй, дорогой Чацкий, докажи теперь, что с тобой всё в порядке. Мы-то, читатели, знаем, что ты умнее всех умных...

А "ярлык" заполучить и в наше время несложно...
В одном из своих постов я писала о своей родственнице, которая любит обо всём увиденном и услышанном от 1-го лица рассказывать. http://sitdikovafm.net/bumerangi/ ... Так вот и я с некоторых пор полюбила этот "писательский приём" - пусть гадает читатель, где правда, где выдумка, со мной это произошло, или в замочную скважину подсмотрено...

Однажды попросили меня заменить заболевшую коллегу. Честно скажу: не люблю "ходить" в чужие классы! Так вот... Пришёл ко мне на урок 7-й класс. Я заранее на доске написала длиннющее предложение с обращением, однородными членами, причастными и деепричастными оборотами - решила: вы у меня с головой в работу уйдёте, отвлекаться времени у вас не будет.
Предложение переписали и... начали: по цели высказывания - такое-то, по эмоциональной окраске (по интонации) - такое, по числу грамматических основ, по количеству главных членов в грамматической основе... Вначале мои семиклассники хором отвечали, с места выкрикивали, а потом... заскучали. Я им вопрос - молчат, за спины друг друга попрятались и каждый своим делом занялся. Смотрю: две красавицы кружок "Умелые руки" открыли - бисероплетением увлеклись, те, что за последним столом в первом ряду сидят - "салон красоты": пудру шариками "Бриллиантовый блеск" достали, носы пудрят... Мальчики принялись к следующему уроку готовиться - домашнее задание то ли по физике, то ли математике из толстой общей тетради списывают... Теперь уже и мне стало скучно: стою я посреди кабинета, вопросы свои задаю... Как говорится, "бьюсь, как рыба об лёд".
Тут вспомнила... Как-то на курсах повышения квалификации психолог говорил: хотите привлечь внимание аудитории, не стесняйтесь время от времени "пошуметь", например: с грохотом уронить стул, громко чихнуть, хлопнуть ладонью об стол... Вспомнила и улыбнулась... Постучала костяшками своих пальцев по столу и громко так заявляю словами артиста Колягина: "Тук-тук-тук! Здравствуйте! Я ваша тётя!" Гляжу на детей - никакой реакции!
У меня уже и следующая фраза готова, жду, когда на меня хотя бы один из ребят взглянет, чтобы продолжить свой текст: "Я тётушка Чарли из Бразилии, где в лесах живет много-много диких обезьян". Увы! Не судьба была мне в роль вжиться...
Тут поднимает голову девочка, сидящая в третьем ряду и выдаёт: "Не поняла... Это Вы сейчас нас "тупыми" обозвали, что ли?"
Вот откуда такая мысль в голове у ребёнка могла родиться?!
Не буду рассказывать, чем вся эта "эпопея" завершилась - много вод с тех пор утекло. Думаю, если учитель это моё откровение прочитает, сразу догадается: без разборок не обошлось... Ведь "на каждый роток не накинешь платок"...


Рецензии