Телесность ангелов и евхаристическое присутствие

                ***

Как известно, если католическая церковь настаивает на том, что ангелы суть совершенно бестелесные духи, то в православии преобладает доктрина о наличии у ангелов определенной телесности (см. полемику свв. Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника), потому что абсолютно бестелесен только Бог. Ясно, что телесность ангелов явно более тонкая, чем у людей, - они невидимы, и, конечно, их телесность не состоит из атомов и молекул, которые изучают физика и химия. Это, если угодно, метафизическая телесность. И именно она позволяет ангелам мгновенно оказываться в любом месте пространства (конечно, это происходит не без благодати), но не одновременно в разных местах - это прерогатива Вездесущего Бога, а природа ангелов ограничена, как и любая сотворенная природа. Относительно телесности ангелов, мы видим любопытную двойственность, потому что это как бы бестелесная телесность, - бестелесная по сравнению с человеком, как говорили святые отцы. В связи с этим св.Иоанн Дамаскин пишет: "так как они — умы, то находятся и в местах, постигаемых только умом, не телесным образом будучи описуемы, ибо, что касается их природы, то они не принимают вида так, как тела, и не имеют троякого измерения" (Точное изложение православной веры. М., 1998. С. 119). Умные места - это, конечно про рай. Не принимают вида как тела - это, разумеется про наши, физические тела. Не имеют троякого измерения, - стало быть, наше пространство не имеет к ним отношения. Было бы абсурдно говорить о росте ангелов или их пространственном объеме. Метры и километры не в состоянии описать их. Да, вот такая духовная телесность! С другой стороны, раз ангелы находятся только в одном "месте", это предполагает "очертания", наличие неких "ограничений объема", хотя объем этот и не физический. Тут скорее подойдут аналогии с душой. Душа ограничена? Да. Сама по себе, метрами и километрами, как вещественные тела? Нет. Она ограничена тем телом, в котором она воплощена. А вот ангелы ограничены тем "умным местом" рая, где они обитают. Или тем местом нашего космоса, где они в данный момент проявляют себя или являют себя кому-то. Не забудем, что при этом они не вездесущи, и не могут быть одновременно в раю и где-то еще. Здесь можно попытаться провести аналогии с воскресшей телесностью Иисуса Христа - Христос одновременно может быть в разных местах вселенной (в причастии) Своим Телом, оставаясь при этом в раю. Почему? Да потому что это Тело Богочеловека, а не ангела - бесконечная разница! Но про телесность ангелов, которая не описывается никак физическими терминами и пространственными измерениями, - нужно помнить, когда мы обсуждаем евхаристическое присутствие Тела и Крови. Да, человеческое тело - не такое. В том числе, и земное Тело Господа Иисуса. Но когда мы говорим о воскресшем Теле Христа, то, не отрицая в нем человеческой природы, мы должны помнить и о его новых свойствах, как Воскресшего Тела. И здесь можно провести некоторые аналогии с ангельской телесностью, к которой неприменимы стандартные представления о физической материи с ее временностью и пространственностью. Воскресшее Тело Иисуса - и пространственно (иначе оно не было бы человеческим телом), и сверхпространственно, ибо властно над пространством, способно оказаться в любой его точке во мгновение ока, преодолев любые пространственные препятствия, "вместившись в любой физический объем" - что мы видим по причастию. Обычное физическое тело (и кровь) не может полностью "вместиться" в значительно меньшие объемы хлеба и вина. Но в Евхаристии мы это видим, и Тело Христово "вмещается" в эти объемы, и, конечно, нельзя при этом сказать, что объемы хлеба и вина в причастии - это "объемы" Тела Христова! Тело Христово тут совершенно безразлично к этим физическим объемам, и "вместилось" бы в любой из них.
И здесь снова приходят на ум слова Дамаскина о том, что ангелы "они не принимают вида так, как тела, и не имеют троякого измерения". Так и воскресшее Тело в Евхаристии не принимает вида так, как тела (Плоть Иисуса незрима в причастии), и не имеет трех измерений в обычном понимании, ибо тогда было бы совершенно непонятно, как обычное "трехмерное тело", оставаясь в раю, который за пределами пространства и времени, одновременно пребывает везде в этом мире, где пожелает, и "занимает" в Евхаристии "объем", значительно меньший, чем настоящий объем человеческого тела - все потому, что евхаристическое присутствие скорее нужно сравнивать с пребыванием в пространстве души или ангела, - чем физического тела: душа или ангел могут присутствовать в теле, но не занимать там буквально какого-то трехмерного объема, ибо не описываются метрами и т.д.. Да, евхаристическое присутствие происходит по благодати и чудесным образом, - но не путем насилия над человеческой природой. Это естественное следствие воскресшей природы Христова Тела.


Рецензии
Последовательное, глубокое, основательное богословское рассуждение. Река мысли. Очень понравилось. Ангелы стали ближе. Иногда для принятия, да по-хорошему всегда - необходимо понимание. Этот текст даёт понимание. И о евхаристическом присутствии очень онтологически филигранно, я бы сказала, поскольку основательно и доступно для понимания одновременно. Огромное спасибо!!!

Алевтина Ремаркина   09.11.2023 17:31     Заявить о нарушении
Благодарствую

Боб Жмуркин   09.11.2023 19:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.