Кружка парного молока

               
Кто жил в деревне, тот прекрасно знает, как трудно приходится там жителям. Хозяйство, огород, двор в порядке содержать. Зимой и летом дел полно. Дела одно за другим в очередь встают, только успевай выполнять. Дети тоже помогают, в меру своих сил и способностей.
А всё равно в деревне веселей жить, разнообразней. Столько всего круглый год... Столько перемен, впечатлений, разных дел, и взрослых и детских.
     Чему радуются городские дети? Новой интересной игрушке, какой-нибудь интересной замысловатой шоколадке, торту, может быть новым «шмоткам» - каким-нибудь кроссовкам, джинсам с  готовыми дырками на коленках, а у нас они сами появлялись после игр или  нОски... А у нас было радостей — не перечесть...   Первые проталины, первые лужи,  ручьи по улице, по двору. Первые грядки в огороде... Интересно смотреть, как мама сажает рассаду, семечки высевает, а иногда и самим пробовать... Как потом появляются всходы, чуть заметные, потом вырастают до настоящих помидоров и огурцов. Это то, что твоими руками выращено, оно сердцу дороже, оно душу греет...
    А сколько радости, когда после папиного ремонта снова ездит велик...  или  после ремонта заводится мотоцикл, немного регулировок, и можно попробовать...

Окна в нашем доме были на юг и на восток. Солнце было с раннего утра, его ничего не загораживало, никаких больших домов, садовые деревья были чуть поодаль, помеху солнцу не создавали. Мне всегда нравилось, когда в окно солнце светит. Просыпаешься, а лучик уже тебя греет, на душе радостнее... Хорошо, когда есть возможность ещё подремать... как иногда любят говорить  - «понежиться»... Исключение было изредка, когда закрывали ставни окон... Но это было не часто, и свет всё равно прорывался...
   
   Росли мы в основном на хлебе и молоке. Я, например, мясо вообще не любил, всегда его отодвигал в тарелке... Масло было своё, сами его делали - «пахтали» из сметаны. Была специальная пахталка — самодельная. Ёмкость с лопастями внутри, снаружи согнутая из прутка ручка. Процесс приготовления масла занимал не меньше часа. Иногда попадалась какая-то такая сметана, что надо было крутить ручку — пахтать, очень долго. Мне конечно не терпелось поскорее завершить эту работу, поэтому я частенько заглядывал под крышку, проверял готовность... Потом готовое масло вытаскивали, скатывали в такие овальные «колобки» и уносили в холод, в погреб. Это было настоящее масло, но я масло тоже не любил и не ел. И очень удивлялся, почему, приезжавшие к нам гости, так обожали есть деревенское масло... Что в нём такого?  И единственное время когда мне хотелось поесть масла — это были военные лагеря после четвертого курса. Там его давали по утрам, заветный кружочек - 20 граммов. И какое же оно было вкусное...  Да ещё были моменты, что так называемые «деды» пытались это масло ещё и отнимать... вот тут аппетит ещё больше вырастал... И думал я тогда: «Эх, вот поеду домой, я этого масла наемся до отвала...»  Но приезжал домой и охотка на масло пропадала. Подумаешь — масло...
    А вот молоко я пил постоянно — днём холодненькое, из погреба, с горбушкой хлеба, намазанной чесночком... А вот утром и вечером я пил парное молоко... Вечером всегда встречали коров из стада, пригоняли домой, мама доила и сразу на улице цедила и наливала мне кружку. Кружка была похоже литровая...Белая, эмалированная...  Я её «накатывал», иногда с ржаным хлебом, иногда без... И всё! Мне больше ничего не надо было.
    А утром коров доили рано, летом в четыре - пять часов, с восходом солнца. Я в это время конечно спал. Мне мама  или Нина приносили эту кружку парного молока, будили, я выпивал его залпом, и снова отрубался... Сам процесс, что после того, как выпил это молоко, можно снова ляпнуться на подушку и немного ещё поспать... Это осталось в памяти навсегда.
Я всегда вспоминаю эту кружку парного молока — этот кусочек детства...
     Какое оно было, то молоко? От одной нАшей коровы... Зорька, так звали одну из них. Небольшая рыжая коровка с подогнутым рогом. А после неё была высокая, «статная» черная, с белым пятном на лбу, Динка. Это была какая-то спортивно-выставочная порода... Она и в стаде над всеми возвышалась... А молоко было очень хорошее!
    В основном вкус молока вроде бы один и тот же, постоянный. Но нет... каждый раз были какие-то разные нотки. Казалось бы, ну ест корова траву, что там изменится... ан нет... кто то и близко не пускает к зарослям полыня, а кто из пастухов «рот разинет» и даст коровам вволю поесть этой серебристой травки, а коровы почему-то с удовольствием полынёк поедают... Видимо им как и людям хочется иногда к пресной пище добавить горчички, перчику или чесночёк... Вот поест она полыня  — и вечером результат. Молоко чуть с горчинкой... А мне нравилось, даже как-то интересно было. А другой день найдёт пастух хорошую низинку или овражек с зеленым клевером, до ещё и цветущим, или с молодой злаковой отавой*, да и придержит там коров, да пригонит их домой спокойно, и уже другое молоко, иногда даже какое-то сладковатое, и какой то цветочный привкус и аромат. Конечно сегодня, в городском пакете или бутылке молока    нет никаких ароматов и цветочных привкусов, там молоко от сотни коров, да ещё очищенное, пастеризованное, с разными добавками... да и молоко ли вообще..?
  А иногда если и от коров молоко — то видели ли они вообще траву, или там сенаж, фураж, добавки, искусственный свет и т.д.


* - отава - это отрастающая молодая трава после покоса.

                В 2023году вспомнилось...
                А было это   у-у-у...   50 — 60 лет тому назад...


Рецензии