Миниатюры о кино

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СОВЕТСКИХ ФИЛЬМОВ

1) Производственные "Чапаев" -- схема, "'Танкер 'Дербент'" -- пробуждение в рабочем человеке чувства собственного достоинства

2) Раб класс "Весна на Заречной улице" достоинство, перевоспитательная мелодрама

3) Мелодрама, кинороман "Ради славы", "Частная жизнь" личное и общественное

4) Агитка "Корчагин" положительный образ; сознательный с одной стороны; послушный долгу с другой

5) Агитпроблемный ("письмо позвало в дорогу") "Порожний рейс", "Доживем до понедельника"

6) Мелодрама "Коллеги", "Три дня Виктора Чернышова" "отцы и дети"

7) Комедия сатирическая антибюрократическая "Волга-Волга", "Иван Васильевич меняет профессию", "Забытая мелодия для флейты" ну с Филатовым и Догилевой, больше мелодрама

8) Комедия сатирическая перевоспитательная "Афоня", "Неподдающиеся"

9) Комедия сатирическая антимещанская "Приключения Дон-Кишота", "Берегись автомобиля", "Старшая сестра" (мелодрама)

10) Комедия лирическая "Моя любовь", "Беспокойное хозяйство"

11) Фильмы-сказки "Королевство кривых зеркал"

12) Детские перевоспитательные "Розыгрыш", "Приключения Электроника"

13) Детектив перевоспитательный "Дело Румянцева"

14) Детектив-сказка, приключенческий фильм "Достояние республики"

15) Детектив политический "Семнадцать мгновений весны"

16) Гражданская война ("Ты за красных или за белых") "Юность Максима", "Гори, гори, моя звезда"

17) Гражданская война "Служили два товарища" приключенческий

18) ВОВ героический и эпический ("Освобождение")

19) ВОВ страдательный "Баллада о солдате", "Судьба человека""

20) Исторический "Петр I"

21) Исторический советский "Мой друг Иван Лапшин"

22) Биографический "Депутат Балтики" -- антиаполитичный, "" о Циолковском новаторы и консерваторы, "Карл Маркс. Молодые годы" -- хроникальный, "На пути к Чехову"

23) Лениниана "Шестое июля"

24) Экранизация русская "Плохой хороший человек"

25) Экранизация иностранная "Двенадцатая ночь" -- ("У нас в Испании"), экспериментальная "Двенадцатая ночь" где Вертинская с выщипанными бровями", "" учебно-просветитпльная"

26) Экранизация советской литературы "Золотой теленок"

27) Национальное кино прибалтийское "Никто не хотел умирать "

28) Национальное кино украинское "Лесная песня" -- поэтическая

29) Национальное кино грузинское "Берега" благородно-разбойничье, "Фантазеры" романтико-юмористическое

30) Национальное среднеазиатское "Первый учитель" антипережиточное

КИНОФИЛЬМЫ

1. ИСЛАНДСКИЕ САГИ
http://proza.ru/2023/12/14/411

Благодаря сагам и "Эдде" маленький народ, населяющий затерянный в полярных водах остров (его нынешнее население едва приближается к 250 тыс -- треть Барнаула), сохранил в веках свою культуру и, можно смело утверждать, самого себя. Достаточно сказать, что современный исландский язык -- это тот же язык, на котором написаны саги, упорно отторгающий иностранные заимствования и противящийся ненужным изменениям

2. ШЕРЛОК ХОЛМС
http://proza.ru/2023/11/15/299

Одним из свойств "вечных спутников" является то, что они живые, то есть воспринимаются непосредственно и, как все воспринимаемое непосредственно, имеют тенденцию развития. Из этого следует, что сравнивать Шерлока Холмса многочисленных экранизаций, постановок с первоначальной конструкцией контрпродуктивно. Каждая новая реплика сыщика с Бейкер-стрит интересна именно тем, что показывает, как развивается этот тип

3. "ЧАПАЕВ"
http://proza.ru/2023/11/15/302

фильм вызвал волну энтузиазма у партийно-государственной верхушки. Сталин смотрел картину не то 38, не то 42, не то около 50 раз. Кроме того, вождь дал много ценных указаний еще на стадии съемок фильма, так что навряд ли будет преувеличением сказать, что фильм создавался не только под контролем, но под непосредственным партийным руководством

4. Ф. ЭРМЛЕР. "ВСТРЕЧНЫЙ"
http://proza.ru/2023/11/16/220

Эрмлер не только разработал схему производственного фильма и наполнил ее содержанием, но даже продумал ее в деталях до мелочей. Хотя детали эти родились спонтанно. Производственный фильм -- агитка по самому определению жанра. А агитка может удовлетворить руководство, но зрителю на нее начхать. Поэтому Эрмлер придумал разбавить агитматериал двумя проверенными приемами, неизменно требуемыми зрительской ли, читательской ли аудиторией: юмором и мелодрамой

5. ПЫРЬЕВ. "КУБАНСКИЕ КАЗАКИ"
http://proza.ru/2023/11/16/223

"В фильме же 'Кубанские казаки' я чувствую глубокую искренность, которая рождалась в конкретном времени и была после победительной войны попыткой не столько указать конкретную дорогу к счастью, сколько воплощённой полуторачасовой утопией, позволяющей человеку пожить фантастически счастливой жизнью, перевести дыхание, освободиться хотя бы на время киносеанса от тягот, нищеты, неблагополучия реального существования. Что и помогало людям той поры выжить"

ЭКРАНИЗАЦИИ

1. "КЛЕОПАТРА и АНТОНИЙ"
http://proza.ru/2024/02/14/228

Одним из достижений фильма Мельеса называют игру Жанны д'Алси в роли Клеопатры, повлиявшей на всех последующих исполнительниц роли, вплоть до Э. Тэйлор, которая в 1960-е гг ввела своей трактовкой образа царицы моду на закрашивание ресниц в виде усиков. Так что если не в искусстве, то в становлении массовой моды Клеопатра сыграла громадную роль, как образец красоты

2. "ПИСЬМА ПОРТУГАЛЬСКОЙ МОНАХИНИ"
http://proza.ru/2023/09/11/422

Никаких событий в повествовании не происходит: бесконечные вариации на тему "вот я любила тебя, а ты меня бросил". Чтобы создать необходимое экранное действие, авторы фильма ввели в сюжет журналистку, которая по ходу проводимого ею расследования пересказывает роман, тесно соприкасающийся с событиями её личной жизни

3. В. ШЕКСПИР. "ГЕНРИХ V"
http://proza.ru/2024/02/14/240

При постановке батальных сцен Оливье использовал опыт Эйзенштейна, в частности, преследование русскими воинами немецких рыцарей из "А. Невского". В свою очередь "Генрих V" оказал большое влияние на Козинцева, например, отказ от цвета в пользу скупой суровой изобразительной манеры, так здорово сработавшей в "Гамлете" и "Короле Лире"

4. СЕРВАНТЕС. "ДОН КИХОТ"
http://proza.ru/2023/09/11/425

Дон-Кихот с его идеализмом и борьбой за правду несмотря ни на что, стал одним из ключевых образов советской культуры, едва ли не на уровне Чапая и Павки Корчагина. Кроме прямых и косвенных экранизаций (фильм 1988 г, "Дульсинея Тобосская" 1979), образ дон-кихота так и мельтешит под разным соусам в романах, пьесах и кинофильмах советского времени

5. Ж. РАСИН. "АНДРОМАХА"
http://proza.ru/2024/02/14/243

Обыкновенно театральные пьесы трудно приживаются на экране. Фильм дробится на множество эпизодов -- кадров. Здесь важны action и быстрая смена положений. Напротив, сцена не любит перемен по своему характеру: нужно менять декорации, что достаточно сложно технологически. Поэтому экранизации либо статичны, когда постановщики желают сохранить верность оригиналу, либо насыщены всякой лабудой, чтобы придать действию внешний динамизм. Режиссёр "Андромахи" Риветт вышёл из положения, сделав фильм о пьесе. Его герои -- это артисты, репетирующие "Андромаху"; при этом их взаимоотношения в жизни очень напоминают классическую коллизию

5. Ч. ДИККЕНС. "КРОШКА ДОРРИТ"
http://proza.ru/2023/09/21/468

Современные режиссеры тщательно до мельчайших деталей воспроизводят обстановку времени действия. Сохраняются в неприкосновенности действие, характеры персонажей, их облик: благо что "Крошка" отиллюстрирована Физом -- замечательным диккенсовским иллюстратором, работавшим в тесном контакте с автором

6. Э. ДЕ КЕЙРОШ. "ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПАДРЕ АМАРЕ"
http://proza.ru/2023/09/21/518

В Португалии роман много раз переиздавался, инсценировался и адаптировался для радио- и телепостановок. А вот для полновесных экранизацией дело не доходило: куда уж такой маленькой стране ставить фильмы. Тем с большим возмущением была встречена мексиканская картина К. Карреры по их роману. В чём только не обвиняли режиссёр вплоть до поношения католической церкви. Португальцы не потерпели поношения и спонсированные бразильцами организовали собственный фильм, где была масса голяшек и секса, но зато никакого покушения на католический дух

7. ДЖЕК ЛОНДОН. "МОРСКОЙ ВОЛК"
http://proza.ru/2023/09/22/250

Несмотря на сильно переиначенный в угоду голливудскому мелодраматизму сюжет, режиссер М. Куртвиц не просто читал, а штудировал роман. Но искал он в нем не сюжетных ходов, а упивался описанием морских сцен. И все его главные усилия как режиссера были направлены именно на воссоздание образа моря.

8. Э. ХЕМИНГУЭЙ. "ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ"
http://proza.ru/2023/09/22/272

Режиссер выстраивает целый любовный треугольник, где мужественному англосаксу в борьбе за хрупкую красавицу противостоит темпераментный горячий итальянский парень Ринальдо -- чего в романе и в помине не было. Любовница рожает, и не имея от нее писем, Генри берет отпуск (!? разве может главный герой в романтической фильме дезертировать, хотя именно мотив дезертирства и является центральным в романе -- "я подписал сепаратный мир") и мчится к возлюбленной, где его любовь помогает ей выдержать тяжелые физические испытания (в романе героиня умирает, оставив опустошенного Фреда (Фред -- это имя, а Генри -- фамилия гл героя) наблюдать за нескончаемым дождем)

9. Д. СТЕЙНБЕК. "ГРОЗДЬЯ ГНЕВА"
http://proza.ru/2023/09/22/279

Снятый по обличительному роману фильм сделан очень хитро. Первая часть накручивает фермерские страдания еще посвыше, чем они описаны в книге. Однако когда мигранты прибывают в Калифорнию, они попадают в лагеря для переселенцев, где их встречает чуть ли не рай на земле

10. Н. В. ГОГОЛЬ. "ВИЙ"
http://proza.ru/2024/03/13/182

Что заставило киноавтора "Братьев Карамазовых" вопреки российской традиции удариться из реализма в мистику, остается невыполненной загадкой

11. АКУТАГАВА. "[ВОРОТА] РАСЁМОН"
http://proza.ru/2023/01/18/263

Фильм ознаменовался массой кинематографических открытий. Например, фильм снимался не при свете софитов, а естественном, а поскольку этого недостаточно для кинопленки, то Куросава изобрел особый способ фокусировать солнечный свет, так что экран светится не постоянным светом, как в обычных фильмах, а осциллирует как бы световыми сполохами (зайчиками), что создает ирреальную обстановку так соответствующую идее произведения.


Рецензии