Азбука духовного просвещения. О совести человека
Вместо предисловия:
О темных временах и светлых людях.
"В темные времена хорошо видно светлых людей", - гласит мудрое изречение (Эрих Мария Ремарк). Что же такое - "темные времена", и что из-себя представляют так называемые - "светлые люди", т.е. чем таким особенным они отличаются от всех других обычных "несветлых" людей? Представляется очевидным, что оба эти понятия связаны с определенным особенным психо-духовным состоянием людей: "темные времена" - состояние массового "потемнения" сознания людей в определенные исторические эпохи; "светлые люди"- состояние "просветленности" сознания отдельных людей из их числа.
Но в чем же конкретно заключаются феномены "потемнения" и "просветления" сознания людей, т.е. в чем конкретно состоит их отличительная психо-духовная суть? Определенно ясно, что феномен "потемнения" сознания человека объясняется усилением и последующим доминированием в нем "темной" стороны его душевной сущности, феномен же "просветления" - усилением и последующим стабильным доминированием в нем "светлой" стороны его духовной натуры. Но что же из-себя представляют так называемые - "темная" и "светлая" стороны душевной сущности человека и какова их конкретная психо-духовная природа?
Хорошо известно, что "темная" сторона души человека ассоциируется с подсознательно предзаданной эго-ориентированной животно-инстинктивной составляющей его психической натуры (врожденные эго-ориентированные био-физиологические инстинкты), а "светлая" сторона - с оппонирующей ей альтруистически ориентированной совестливой составляющей. И именно в непрестанной эволюционной борьбе и противоборстве в человеке этих двух разноуровневых составляющих его духовного естества: эго-ориентированного животного и альтруистически ориентированного совестливого начал - и заключен фундаментальный смысл его духовного эволюционирования. Исход этой внутренней духовной борьбы в массовом сознании людей и определяет, наступают ли "светлые" или "темные" времена в те или иные исторические эпохи.
Не вызывает ни малейшего сомнения тот факт, что для всего земного человечества на текущем историческом этапе его развития наступают подобные "темные времена", и что оно все более и более ускоряющимися темпами вступает и погружается с головой в темную эпоху обще-цивилизационной духовной смуты - в эпоху массового потемнения сознания людей в общепланетарном масштабе. Т.е. мы вступаем в эпоху массового угасания и атрофирования в сознании людей светлого, совестливого начала, и всемерного усиления и гипертрофирования в них эго-ориентированного темного животного начала.
Почему же так получается, что в век величайших интеллектуальных достижений и феноменального научно-технического прогресса массовое сознание современного человечества, напротив, деградирует и инволюционирует до своего первобытного животного состояния, когда рассудок людей все более и более сосредотачивается и замыкается в сфере наиболее полного удовлетворения врожденных эго-ориентированных темных животных инстинктов, игнорируя и подавляя в них, при этом, истинно разумную, добрую и светлую человечность?
Представляется очевидным, что такая удручающая инволюция массового сознания современного человеческого сообщества связанно, в первую очередь, с феноменальной массовой духовной невежественностью, т.е. с отсутствием у современного человечества ясных достоверных представлений и знаний о внутренней функциональной организованности духовного естества человека. Ситуация такова, что господствующие в современном научном человековедении ущербные идеологемы как-раз-таки и способствуют такому удручающему духовному падению и деградации современного социума. И ущербность этих идеологем, прежде всего, как раз таки и состоит в неверном понимании и, соответственно, в неверной интерпретации психо-духовного естества феномена человеческой совести.
Современное научное естествознание определяет психо-функциональную природу совести человека, как условно-рефлекторную составляющую его психической натуры, формирующуюся и закрепляющуюся в его подсознании в процессе этического воспитания и самовоспитания. Т.е, якобы, совесть человека является не врожденной, а приобретаемой, уже в процессе жизни, условно-рефлекторной психической структурой - своеобразной искусственной надстройкой над сознанием, которая формируется при жизни человека под влиянием социальных норм, требований и запретов, т.е. - это усвоенные индивидом морально-нравственные, религиозные, правовые нормы и правила, которые устанавливаются в обществе и, транслируясь от общества к индивиду, закрепляются в его психических структурах.
Подобные представления о психо-функциональной природе человеческой совести укоренились в европейской и, в целом, в западной академической психологической науке, главным образом, под влиянием известных психоаналитических представлений исследователя-психиатра Зигмунда Фрейда, изложенных и обоснованных им в его широко известном психоаналитическом учении. Подобная трактовка природы совести вполне пришлась по душе и нашей советской академической психологической науке, объявившей духовно-религиозные представления о совести человека "мракобесием и опиумом для народа", не имеющими ничего общего с ее, якобы научно доказанной, истинной природой. Такое поверхностно-самоуверенное, но глубоко невежественное понимание естества совести человека, а также сути духовно-религиозных учений - в сущности и способствовало уподоблению современной психологической науки тому самому "слепому поводырю" из известной евангельской притчи: "...если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму". (Евангелие от Матфея 15:14).
И действительно - человечество, ведомое невежественной психологической наукой, стремительно скатывается на наших глазах в глубокую яму духовного растления и деградации. Невежественные ложные представления о сути совести человека, напрочь заблокировали все возможные пути дальнейшего поступательного духовного роста и человека, и человечества в целом. И представляется совершенно очевидным, что лишь спасительное постижение человеком истинной природы своей совести способно помочь ему преодолеть гибельные тенеты заблуждений и узреть пути дальнейшего поступательного духовного развития и роста.
Совесть человека - отнюдь не является некоей условно-рефлекторной составляющей его духовной натуры, формирующейся и закрепляющейся в его подсознании в процессе его этического воспитания и самовоспитания, как это полагает современная академическая психология. В действительности - совесть человека является врожденной базисной высшей сверх-сознательной составляющей его психо-духовного естества. Т.е. феномен совести - являет собой проявление врожденно заданных высших сверх-сознательных потенций психической натуры человека, как правило слабо проявленных и "дремлющих" в нем, в следствии беспрецедентной подавленности и слабой проявленности в нем психо-функционального ресурса его совести. И этическое воспитание, как раз-таки, и способствует культивации, усилению и проявлению в человеке этих врожденных высших духовных потенций.
Именно эти представления и знания о психо-духовном естестве человека, открывшиеся Великим Пророкам (основателям мировых духовно-религиозных учений) - они и пытались донести до сознания широких масс людей. И базисную основу всех, без исключения, оставленных ими духовных учений, как раз-таки и составляют психо-тренинговые практики обуздания человеком в себе сравнительно низменных подсознательных животно-рефлекторных проявлений своей духовной натуры и культивации высших сверх-сознательных, истинно человеческих духовных потенций, заключенных в естестве его обычно подавленной и слабо проявленной совести. Т.е. получается, что Пророки и завещанные ими человечеству духовные учения заключают и несут в себе свет и сияние истины - т.е. более глубокое и адекватное понимание духовного естества человека, тогда-как современная научная психология, в ее сегодняшнем виде - есть "мракобесие и опиум для народа" - т.е. демонстрирует свою очевидную невежественность.
Что-же из себя представляют заключенные в естестве совести человека высшие сверх-сознательные потенции его духовной натуры? В системе тысячелетних эзотерических знаний о человеке, существует понятие "духовного пробуждения человека", смысл которого заключается в том, что в процессе поступательной духовной эволюции, человек достигает такого этапа в своем духовном становлении, когда светлая, совестливая сторона его духовной натуры начинает играть доминирующую, глобально главенствующую роль в формировании его повседневной жизнедеятельности.
И в процессе стабильного пребывания в состоянии полновластного доминирования в его внутреннем духовном мире психо-функционального ресурса его совести, он, постепенно, начинает испытывать в себе пробуждение до того "дремавших" в сокровенных психо-функциональных глубинах его совести необычайно возвышенных и совершенных сверх-нормальных (сверх-сознательных) потенций своего психического естества - высших, необычайно просветленных душевно сущностных; высших, необычайно утонченных и возвышенных эмоционально-эстетических; высших, необычайно совершенных ментальных - т.е. супраментальных, необычайно превосходящих по своему сверх-нормальному операциональному потенциалу наш обычный умственный рассудок; высших экстрасенсорных - ясновидения, способностей телепатического контактирования и т.д.; высших, несравнимо более высокочастотных и высоко-потенциальных «огненных» психических энергий, приводящих его в состояние сверх-воодушевления, сверх-заряженности жизненной энергией, переизбытка жизненных сил и наполняющих его внутренний духовный мир ясно осязаемой, ярко-радужной (с преобладанием серебристо-золотистых оттенков) феерией внутреннего духовного света, сопряженного с таинством его внутреннего душевного, эмоционально-эстетического и ментального просветления.
И духовно пробуждающийся человек уже на примере собственного духовного опыта начинает открывать и познавать в себе то, что человеческая совесть отнюдь не является некоей условно-рефлекторной составляющей духовного естества человека, формирующейся и закрепляющейся в его подсознании в процессе его этического воспитания и самовоспитания, а является врожденно данной высшей сверх-сознательной составляющей духовной натуры человека, заключающей и несущей в себе поистине "божественные" по своему совершенству обширные и многогранные сверх-сознательные психические потенции, которые, в следствии подавленности и слабого проявления в человеке психо-функционального ресурса его совести, так и остаются неактивированными и непроявленными в нем в низко-духовных состояниях его сознания.
И именно культивацию человеком в себе этих высших "истинно человеческих" божественных потенций, преображение и одухотворение в себе с их проявлением своей сравнительно низменной, низко-духовной животной природы - и предполагают все без исключения мировые духовно-религиозные Учения, такие как - Индуизм, Буддизм, Зороастризм, Иудаизм, Христианство, Ислам и т.д., а также такие духовно-эзотерические Учения, как - Теософия, Агни-Йога (Живая Этика) и другие. При пробуждении в человеке высших сверх-сознательных потенций его духовной натуры, он начинает испытывать в себе проявление необычайно совершенных и возвышенных психо-функциональных и психо-энергетических потенций, постепенно преображающих (трансмутирующих) его духовную, телесно-биологическую и энергетическую природу.
И именно такое понимание сути духовного становления человека и дает нам ключ к пониманию основополагающего христианского тезиса о "крещении человека огнем и Святым Духом, и последующем его преображении в теле и духе истинном". И упоминание о духовном "огне" здесь отнюдь не случайно. С пробуждением и проявлением в человеке высших сверх-сознательных потенций его духа, в его психические и биологическое структуры начинают поступать несравнимо более высоко-частотные и высоко-потенциальные, поистине "огненные" психические энергии, от соприкосновения с которыми его биологическое тело начинает испытывать сильное жжение и энергетические расстройства (так называемые "огненные боли и болезни"). И бывает необходимо определенное продолжительное время для огненной трансмутации и приспособления его биологического тела к новым высшим энергиям.
Следует отметить, что нимб золотисто-огненного свечения вокруг ликов христианских святых, изображенных на христианских иконах и фресках - и есть ничто иное, как наглядное живописное отражение факта проявления и реализации в них этих высших "огненных" психических энергий. Следовательно, человек, культивируя и пробуждая в себе высшие сверх-сознательные потенции своего духа, "дремлющие" в сокровенных психо-функциональных глубинах его подавленной и слабо проявленной совести - тем самым пробуждает и реализует в себе "Истинного Человека, несущего в себе Образ и Подобие Божьи". С угасанием же в человеке психо-функционального ресурса его совести - он духовно деградирует до поистине животного обличия. Оставаться ли ему вечным животным, или же реализовать в себе Образ и Подобие Божьи - каждый человек волен решать для себя сам.
И здесь не может не вызывать недоумения и удивления тот факт, что в то время, как в системе тысячелетних эзотерических знаний имеется подробное детальное описание всех этих духовных процессов в человеке - современное научное человековедение, относительно всего этого, увы, но все еще пребывает в состоянии поразительного невежества. Тогда-как очевидно, что разрушительную, деструктивную тьму духовного невежества, все более и более сгущающуюся и усиливающуюся в массовом сознании современного человечества, и способствующую его феноменальной духовной деградации, возможно победить и развеять лишь светом массового духовного просвещения и донесения до сознания людей достоверных духовных знаний.
Психической натуре человека присуща врожденная многоуровневая (многоступенчатая, "лестничная") функциональная архитектоника, на нижних ступенях включающая сравнительно низменные, низко-одухотворенные животные (инстинктивные) уровни, а на высших - достигающая сверх-сознательных бога-человеческих уровней. По этим внутренним врожденным психо-функциональным ступеням человек может восходить (эволюционировать) до бога-человеческих уровней духовной организованности, активируя и реализуя в себе все более и более возвышенные и совершенные сверх-сознательные духовные потенции, заключенные в психо-функциональном естестве его обычно подавленной и слабо проявленной совести, или же, напротив, - нисходить и деградировать (инволюционировать) до первобытных животных уровней, усиливая и делая доминантными в себе врожденные эго-ориентированные животные инстинкты.
И как ни удивительно, но на текущем историческом этапе люди, в невежестве своем, в подавляющей своей массе предпочитают как раз таки инволюционировать, игнорируя и подавляя в себе свою совесть, и культивируя и взращивая у себя в душе первобытные темные животные инстинкты. И как это и ни печально, но с подобной массовой деструктивной духовной метаморфозой людей в современном обществе следует смириться и принять ее как факт, ибо каждый человек волен решать для себя сам - восходить ли ему в духовном плане, или же, напротив, нисходить и деградировать в животного. И к праву свободы воли и свободы выбора каждого человека следует относиться уважительно. Однако, следует относиться уважительно и к свободе выбора тех немногих из современных людей, для которых категорически не приемлема подобная духовная инволюция, и для которых смысл слова "совесть", в их повседневной жизнедеятельности, все еще не теряет своей актуальности - именно о них сказано: "они унаследуют Землю" (Мф 5:5) и "нарекутся сынами Божьими" (Мф 5:9).
Свидетельство о публикации №223110800462