Наш друг Алексей Ветер 2

...Подошло время отъезда. Светлана приготовила узелок в дорогу.
  –  Здесь все свежее, Лешенька. Должно хватить до самого Житомира.
  –  Спасибо, други мои. Я недолго пробуду в Житомире. Видимо, сразу закажу билет до Иркутска на самолет.
  –  Мы желаем тебе успеха. Пиши, не забывай нас, – напутствовала Светлана.
      
Я проводил Алексея до поезда. Какое-то время мы задержались на перроне.
  –  Все хотел спросить тебя, Глеб, ты бы согласился приехать ко мне, поучавствовать в наших поисках? Я поговорю с руководителем  экспедиции. Уверен, препятствий чинить он не будет.
  –  Когда вы планируете поиск? – поинтересовался я.
  –  На начало августа.
  –  Можешь сразу вписать меня в команду.
  –  Я так и знал! Значит, заметано. По приезде оформляю документы на тебя. Ты биолог со стажем, лишняя пара глаз и рук всегда сгодятся.
   
Пожелав друг другу успеха, мы рапрощались. Вернувшись домой, я не стал говорить Светлане о совем решении: «Еще не подошло время, а с морем мы как-нибудь в другой раз встретимся».
Светлана была дома.
  –  Я не стала убирать столик. Может быт, чайку попьем? – предложила она.
  –  А пирог остался?
  –  Для тебя, дорогой, да. Знаю, что ты сладкоежка, вот и приберегла кусочек.
  –  Знаешь, Света, так хочется, чтобы у Лешки жизнь наладилась. Живет, как бродяга, своего угла не имеет.
  – А давно ли ты скакал с места на место? То у тебя командировки, то конференции. Конечно, мужикам проще, чем нам, бабам.
  –  Света, а ты помнишь, как мы познакомились с Лешкой?
  –  Такое разве забудешь. Семь лет, как не стало сыночка нашего, Сереженьки...
  –  Да, старшего сына мы потеряли, а друга верного обрели. Если бы не он, ночевать нам на той самой горе. Навероне, все что с нами присходит, не случайно...
   
И в наших затуманенных очах снова встала картина семилетней давности... Прощание с сыном, горькие слезы утраты, бессоница, а потом это поход на Ангарский перевал, когда я, не выдержав и двух дней в алуштинском санатории, предложил жене и малолетнему сынишке однодневный поход в горы. Тролейбусом добрались до села Кутузовка, а оттуда пешком с рюкзаками, вооружившись при этом палками, вверх по косогору. Я не раз бывал в турпоходах и решил вот таким образом немного развеять эту непреходящую тоску и боль по сташенькому. Солнце в дымке и этот сентябрьский горный пейзаж немного снимали то бесконечное напряжение последних дней и ночей. Возможно, это поможет нам нам немножко воспрянуть!» – понадеялись мы.
   
Поднимались без особого труда торным путем по каменистой тропе сковзь небольшие кустарниковые заросли. Иногда начинал крапать дождь, но это только подзадоривало нас. Вот уже и вершина столоообразной горы, а внизу, в нескольких сотнях метров, дорога и автомобильное движение. «Будем ориентироваться на шум машин, если что», – подумал я и попросил своих не расслабляться: еще немножко и привал. На горе было пустынно, кое-где по склонам росли кизиловые девца.
  –  Запомните это место. Здесь мы оставим нашу звездочку, – надломленным голосом произнес я и звлек из кармана четырехконечную металическую звезду, изготовленную по специальному заказу, на обратной стороне которой были выгравированы  слова любви и преданности. У Светланы брызнули слезы по щекам, но она взяла себя в руки.
  –  Будем двигаться дальше по вершине горы. Впереди небольшая возвышенность. Там и отдохнем, – уверенно произнес я.
      
Прошел еще час, прежде чем мы добрались до места. Здесь действительно было удобнее обозревать окрестности, и мы решили сделать привал. Но не успели как следует осмотреться, как как пошел дождь. Надежда на то,что его удастся переждать под тентом, таяла с каждой минутой. Кроме того начал сгущаться туман, потянуло холодом.
«Вот так дела, – подумал я. – Пойду посмотрю спуск с этой части горы, не хочется возвращаться той же дорогой».
Поиски ничего не дали, и я принял решение идти назад. Восьмилетний Андрей протестовал: «Ты же обещал нам целый день, папа...». Стоило труда уговорить сына возвращаться пока не поздно. Назад шли почти вслепую в предполагаемом направлении. Иногда поднимался небольшой ветерок и раздувал эту серую завесу. Двигались струдом, поэтому я сразу забрал рюкзак у Светланы.
 
  –  Вы только держитесь, мои дорогие, еще немного – и спуск, – подбадривал я.
И действительно уже вскоре мы услышали какой-то неясный шум, доносящийся снизу.
  –   Ну, вот, что я говорил – дорога внизу!
Туман, разгоняемый ветром, все еще создавал помеху при движении, хотя двигаться под уклон было значительно легче. На какое-то мгновение над нашими головами образовася просвет, и – о, ужас! – я чуть было не шагнул в пропасть – внизу в сотне метров под нами открылась брешь и дорога с движущимися автомобилями. Шагай я чуточку быстрее – случилось бы непоправимое. К счастью, я успел отреагировать и уже через секунды, повалившись на бок, громко, почти в полный голос, закричал: «Назад!» Жена и сынишка готовы были плакать от досады. К этому времени они порядком вымотались и продрогли, но увидев мою улыбающуюся физиономию, сразу успокоились.
Я чуть не спланировал вниз. Мы слегка промахнулись, придется искать другой спуск.
  –  Давай немного передохнем, я так устала, – пожаловалась женга.
  –  Пора двигаться, земля сырая, да и с погодой нам не повезло, – настаивал я.
   
И снова в гору, но уже на четвереньках. Поднявшись на плато, я попробовал самостоятельно найти знакомый спуск, но безрезультатно. Более того, туман вновь лишил видимости, и в это время опять пошел дождь. В голове у меня одна за одной пронеслись нелепые мысли, и одна из них – ночевка в ожидании улучшения погоды.  В запасе несколько сухарей и пол термоса еще горячего чая, а спрятаться можно под тент. Другого выхода в данных условиях я не вижу. Похоже, спутники тогда не разделяли моих планов.  К тому же легко одевшаяся супруга сильно продрогла. «Бедные вы мои, это я во всем виноват. Хотелось, как лучше. И вот результат», – казнил я себя.
   
В какой-то момент мы просто отчаялись быстро найти дорогу, как вдруг из плотной завесы тумана возникла гигантская фигура человека и громовым голосом произнесла: «Заблудились? О, это не беда! Держитесь туров и вы без труда найдете дорогу вниз» Внезапное появление спасителя произвело сильное впечатление на нас. Человек этот был одет в длинный плащ с капюшоном, из под которого было почти не видно глаз, на ногах ботфорты, в руках посох, ни взять не отнять – эпический герой, да еще это внезапное и призрачное появление в полном тумане в момент отчаяния. Тут кто угодно мог лишиться дара речи. Так что появление пастуха показалось нам настоящим чудом.
   
Едва опомнившись, я произнес слова приветствия и благодарности.
  –  Ничего особенного, это с любым могло случится, – ответила горомадина.
«Да сколько же в нем роста?» – предположил, постепенно выпрямляя свою фигуру. – Никак не меньше двух метров, а то и выше». Словно догадавшись, о чем думает потерпевший, громадина спокойно произнесла: «Просто вы стоите немного ниже, и я кажусь вам великаном. Да еще в этом балахоне. Во мне всего лишь один метр девяносто три».
   – Скажите, вы из местных? Кого благодарить? Вы ведь наш спаситель!
   – Я приезжий, – ответил пастух сбросив с себя капюшон из под которого показалась густая шевелюра светлых, немного волнистых волос и серые, запоминающиеся ясные глаза. – Нанялся сторожить к местным их скот. А найти меня очень легко, первая избушка у ручья. Там еще корявое деревце и большой валун. А зовут меня Алексей Ветер. Добро пожаловать ко мне на огонек, только эту ночь я проведу здесь, овец пасти надо.
   –  Алексей, мы очень благодарны Вам – за наше спасение! – горячо, с чувством произнесла Светлана. – Может быть, мы дадим вам денег?
   –  Ну что вы, какие деньги! Я ни в чем не нуждаюсь! Так не забудьте, все время держитесь туров. Мне пора, всего доброго!
И свистом подозвав к себе не очень крупную собаку, пастух так же внезаппно, как и возник, растворился в тумане.
Вспроминая все это, Светлана не могла не прослезиться, произнеся при этом: «Это нас Бог услышал и пришел к нам на помощь!».

   - Конечно, Лешка необыкновенный человек, честный, порядочный, благородный. Тогда он нам здорово помог. Сразу по возвращению я написал ему письмо и вскоре, как ты знаешь, мы встретились с ним. У него истек срок договора, и он был на распутье. В Житомир ему возвращаться не хотелось по ряду причин. Во-первых, у него произошла размоловка с другом, потом ссора с подругой. Позже неприятности на работе и крупный скандал с шефом. Дело дошло до суда. Речь шла о хищении имущества. Он тогда работал на биостанции. Невероятно, но шефу в то время удалось доказать свою непричастность, все спихнув на Лешку, милиция и даже прокуратура были не на его стороне. Понятно, что шефа связывали с власть имущими не простые отношения. Одним словом, Лешка подал жалобу в суд вторично, но уже в республиканский. И это ничего не дало. Начались долгие  мытарства, хождения по судам: он ведь не мог устроиться на работу по специальности...
   –  Какой ужас, молодой человек и без работы, – сочувственно произнесла Светлана.
   –  Да, полный ужас ждал его впереди, когда он в одночасье лишился матери при невыясненных обстоятельствах, а через неделю едва сам не погиб. Вот и забросила его судьба сначала в Крым, где он устроился на работу простым пастухом (и это после двух институтов), а потом на Кавказ, где он продолжил свою пастушью деятельность.
   –  Господи, такой умница – и такая судьба...
   –  Позже, когда в стране началась перекройка, он написал письмо в московскую прокуратуру, но оно затерялось. Окончательно потеряв доверие к власти, он надолго ушел в себя. Все остальное ты знаешь не хуже меня, сейчас он задействован в экспедициии, и я, честно тебе скажу, рад за него, что он при деле.
   –  Он такой сильный и смелый, но мне порой кажется, что он – малое дитя, которое нужно учить, помогать ему, – заметила Светлана.
   –  Да, оно так и есть. Увлеченные мужчины похожи на маленьких детей. Но могу я определенно  сказать, Светлана, что у него кроме нас, практически никого нет. Да-да, с его незаурядной силой и возможностями он одинок. Ты же знаешь, что он имеет черный пояс по каратэ, а кроме того по натуре своей тонкий лирик и романтик. Я когда-то к нему приехал на Кавказ, то не застал его дома. Сижу на завалинке и вижу: мой Лешка шагает и поет, ну прямо соловей, романс «Я встретил вас и все былое...». Кругом глушь, горы, водопад и река, а он глаза прикрыл и распевает. Кстати, стихи Пушкина и Тютчева читал наизусть. Мы еще долго с ним говорили в тот вечер, пока не наступили сумерки.
   –  Что-то Андрюха загулял, пойду-ка я ему сварганю, прибежит как собачонка голодный, – забеспокоилась Светлана.

   
С того момента как мы расстались с Алексеем, прошло два с половиной месяца, но никаких известий от него не было, да тут еще в техникуме, где я преподавал, начались задержки с зарплатой. Подобное явление наблюдалось в целом по России, и люди с беспокойством следили за растущим в стране хаосом.
   
Письмо пришло через две недели. Алексей сообщил, что побывал на Таймыре и учавствовал в раскопках мамонтенка. Он настолько хорошо сохранился, что ученые высказали сомнения относительности древности. Одни утверждали, что мамонтенок погиб около пятиста лет назад! Другие называли более древнюю дату. Подобных находок хдесь сделано немало, правда, в основном выкапывают части тела. Уже извлекли из недр неплохо сохранившегося шерстистого носорога, останки пещерного медведя, многочисленные обломки бивней и костей! И все эти находки были сделаны на обрывистом берегу таежной реки. Пока не началась зима, а сюда она приходит в начале сентября, ученые спешили закончить раскопки. Здесь тоже говорилось о таинственном снежном человеке.
   
Похоже, эпидемия на встречи с этим неуловимым существом возросла в прямо пропорциональной зависимости. Стоило кому-нибудь в пургу или в сумерки увидеть подозрительную фигуру, как тут же на следующие сутки со всех концов «нашей необъятной» летели журналисты, чтобы отобразить очередную сенсацию. Может быть, когда-нибудь отыщется след этого таинственного зверя, или, правильно сказать, гуманоида, но участившиеся публикации в большинстве своем были поверхностны и некомпетентны. С намеченной экспедицией в Забайкалье решили подождать. Некому финансировать. Алексей справлялся о наших делах и надеялся на скорую встречу, скорее всего, где-нибудь в ноябре.

  –  Ну что скажешь, жена?
  –  По-моему, он на своем месте. Видишь, с каким вдохновением пишет. Я рада за Алешу, – с чувством произнесла супруга.
  –  Дай-то Бог. Может, дела наладятся и все пойдет своим чередом. Ты заешь, мне на днях сон снился. Такой забавный сон, ну прямо сказачный. Это, наверное, под впечатлением Лешкиных рассказов. Так вот, снится мне огрмное зеленое поле. И происходит это на мшистых заболоченных просторах нашей необъятной. Чуть в стороне от меня пасется, не смейся, небольшое стадо диких, обросших косматой рыжей шерстью мамонтов, а рядом  сними сидит, кто бы ты думала? Наш Алексей Ветер! Вот так! Сидит себе и романсы распевает, а в это время прямым ходом к нему торопится (у меня в это время волосы на голове поднялись) какой-то троглотит или этот самый легендарный йети. И что ты думаешь, подходит зверь к Лешке, а он ему на каком-то непонятном тарабарском наречии и говорит: «Пойдешь, мол, сейчас туда, к мамонтам, и загонишь их на ночь в укрытие, чтобы какой-нибудь охотник не подстрелил». Ха-ха! В общем, чушь несусветная, но, когда проснулся, сразу не мог понять, где нахожусь. Вот до чего доводят научные эксперименты!
   –  По-моему, муженёк, ты переутомился. Скоро август, может съездим к морю? Там и приведем себя в порядок.
   –  А что, может, и впрямь рвануть к синему морю и окунуться в его прохладные и хрустальные струи?!
   –  Тогда пиши заявление на отпуск. Вот только с финансами у нас не густо, придется с меньшим комфортом пожить.
   –  Ну, нам не впервой! Светланка, как я тебя люблю!..

Отпуск пролетел быстро, но этих незабываемых, солнечных и соленых дней было достаточно, чтобы отдохнуть от множества проблем и прочей круговерти. В сентябре сын пошел в школу, в девятый класс, а я приступил к занятиям со студентами. Светлана по-прежнему работала в бюро на одном из предприятий. Завод стоял прочно на ногах и давал продукцию.
   –  Слава Богу, что ваш завод на ходу, у нас опять задержка с зарплатой. И так платят копейки, а тут еще это...
   –  Не нервничай понапрасну, ты же знаешь, что пока нам хватает на жизнь, – успокаивала Светлана.
   –  Вот именно, хватает. Студенты уже третью неделю на уборке овощей и фруктов, и похоже, никто не думает об учебном плане.
   – Значит откажемся с тобой от мяса, станем вегетарианцами, – шутливо парировала Светлана.
   –  Да, пожалуй... Что-то Лешка молчит. Может поехать к нему да построить домик в таежной глуши и наплевать на все эти «преобразования» и революции, от которых становится, ей-Богу, тошно.
   –  Знать бы, где он? Хоть бы письмецо написал, мы же волнуемся.
Письмо пришло под самый Новый год, и это немного успокоило нас.


«Привет, мои распрекрасные! Давно вам не писал. Много тому причин: с голода письма не идут, обстановка! Поездки, связанные с переустройством, увольнение, ожидание переезда, сам переезд. И вот я здесь, возле Теньгинского озера. Как вы уже поняли, я живу в Онгудае. С сегодняшнего дня непосредстваенно приступаю к работе. Но биостанция наша находится в глубине этого чудного Алтайского края! Да-да, не удиивляйтесь, я на Алтае и более чудесной земли еще не встречал. Когда мне предложили здесь работу, я недолго колебался, но теперь точно знаю, что выбор был верным. Ну, обо всем по порядку. Для начала расскажу, где расположена наша биостанция.. Итак, оставив стоянку в Шебалино, мой путь пролег через Семинский перевал. Да, Глеб, перевал этот стоит того, чтобы по нему пройтись пехом и, взявши глаза в руки, смотреть по сторонам, запечатлевая все окрест себя. Крутая и извилистая дорога узка, тянется через горы, покрытые кедром и листвиницей. В общем, как поется: «Остроконечных листвениц ресницы над глубыми вершинами гор». Небольшие, но все же грозные обрывы остаются позади, и скоро по подъему проезжаешь мимо памятника в честь двухсотлетия присоеденения Горного Алтая к России. Это будет верхняя точка перевала, с которой открываются виды во все стороны: на огромные долины, где пасутся стада овец, коз. Яков и лошадей, на горы и вершины под голубыми небесами.
Далее уже начинается спуск, и после него ры становятся на большом удалении друг от друга, а между ними громадные, зеленые и разноцветные, ковры. Добираемся до Туэкты, сворачиваем вправо с центральной дороги, ведущей в Онгудай, и едем по разбитой дороге, ведущей в Усть-кан и Усть-Коксу. Кстати, в Усть-Коксе есть гора Белуха, высотой 4506 метров, самая высшая точка в Сибири. Дорога разбита, через 20 километров, а мне еще дальше от этой дороги вправо в горы, транспорт туда не ходит, и через 15 километров я в Озерной, которая лежит в конце огромной долины. А всего в в одном километре, за домиком, где я остановился, за горой светлеет это самое озеро. А далее – снова долины и горы. Подойдя ближе к воде, я спугнул огромную стаю гусей с белой головкой и черными крыльями. На другом конце озера – домик егерей.  Вот такая панорама! Красота, Глеб. Ни кем не описанная, ей-ей! Конечно. Добраться сюда можно было и спомощью вертолета, но я отказался, решив самостоятельно с провдником проделать весь путь. Завезли нам с Большой земли продуктов немеренно, и теперь мы обустраиваемся. Со мной Дмитрий Карпов, мой одногодок, и еще один, уже немолодой, мужчина – Иван Чуев, большой специалист в нашем деле. Ну что ж, дорогой, буду заканчивать сие писание. Большой привет всем. Целую Вас, Алексей.

    Р.S. Как только обустроюсь по-настоящему, напишу, и надеюсь на нашу встречу, но уже под алтайским небом».

   –  Ну вот, по-моему, Лешка нашел себе пристанище.
   –  Но это же такая отдаленность и отсутствие всякой цивилизации? – озабоченно произнесла Светлана.
   –  От так называемой «цивилизации» ничего хорошего ждать не приходится. Ты посмотри, что делается в стране. Нет, я за него спокоен и в будущем году непременно вырвусь, чтобы увидеть все своими глазами.
   –  А меня с Андрюшей ты не берешь?
   –  Ну как же я без вас. Вместе даже веселее будет, одним словом, заметано. Забиваем август и летим на Алтай.
   -  А вдруг в стране переворот или еще что-нибудь пострашнее?
   -  Да хоть камни с неба, едем и все! Наш народ привычен ко всему, не такое выдерживал, и ничего.
    ...На том и порешили.

                2008 г.


Рецензии