Сикстинская мадонна Рафаэля

                1. Приношение Агнца на престол

«Сикстинская мадонна» Рафаэля это алтарная картина*, поэтому смысл её становится понятнее в контексте храма, а не музея. Картина располагалась между двух окон алтаря как духовное окно в небеса. (В настоящее время её заменяет копия.)  Мадонна, спускаясь с небес, несёт своего божественного Младенца на церковный престол, на котором происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Сына Божия. То есть Младенец, сидящий на её руках, это образ Агнца.

В глазах Марии и Христа-Младенца открывается великая тайна жертвы, совершающейся во время этого таинства.

«В глазах её какая-то глубокая чудеская темнота, в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремлённый, но как будто видящий необъятное» (В.А. Жуковский). То есть взгляд её говорит о необъятности дара этого таинства, в котором проявилась безграничная любовь Божия к людям: «Велика Его любовь и в том, что Он воплотился, стал человеком ради нас; так велика Его любовь, что Он умер за нас; но и этого было недостаточно для любви Его: Он каждый день Сам предлагает нам Тело Свое в пищу нетленную...» (епископ Илия Минятий).

«У младенца Сикстинской мадонны глаза осмысленные. Это Бог. И как Бог он тоже посвящён в тайну своего будущего. <...> И в его глазах есть тот же никуда не устремлённый взор, но эти глаза блистают как молнии, блистают тем вечным блеском, которого никто ни произвести, ни изменить не может» (В.А. Жуковский).

В этом вечном блеске подобном молниям выражены огнь пополяющий грехи человека и жизнь вечная, даруемая в Святых Дарах.


              2. Таинственное присутствие Пресвятой Троицы

Дуновение Святого Духа, участвующего в таинстве, развевает волосы Христа-Младенца, наполняет собой как парус омофор Божией Матери и слегка загибает полу её одеяния. Где же тогда Отец Небесный? Он высоко над престолом и верующими. На него устремлены взгляды двух ангелов, написанных в самом низу картины, согласно со словами Господа: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10).

На таинственное присутствие Пресвятой Троицы во время таинства намекает также тиара папы, состоящая из трёх корон. Она стоит внизу на балке слева от ангелов.


                3. Святые покровители храма

Священномученик папа Сикст и святая великомученица Варвара, мощи которых хранятся в этом храме, как покровители общины встречают на облаках Марию со Христом во время каждой литургии.

Папа Сикст, приложив молитвенно левую руку к груди, правой указывает на  верующих, собравшихся в храме, ходатайствуя за них перед Божией Матерью и её Сыном. В его взоре выражены не только умиротворённая радость и мольба, но и изумление перед величием происходящего.

Небо в образе ангельских головок, проступающих в белых облаках, тоже выражают изумление перед совершающимся таинством.

Святая великомученица Варвара,  склонив голову в нашу сторону и опустив глаза,  мысленно следует пути этого нисхождения Господа с небес на земной престол. Точнее она поворотом головы и взглядом предваряет этот путь, показывая его нам. 

Это, а так же жест правой руки папы Сикста создают впечатление, что Божия Матерь приближается к нам. Об этом впечатлении писал В.А. Жуковский: « В Богоматери, идущей по небесам, неприметно никакого движения, но чем более смотришь на неё, тем более кажется, что она приближается.»


                4. Занавес

Занавес на картине  это образ плотского восприятия, скрывающего от нас великую тайну чуда, совершающегося во время литургии. И вот он раскрылся благодаря Рафаэлю и явил нам эту самую духовную тайну во всей её глубине как чудесную священную мистерию, выходящую за границы нашего человеческого восприятия.


                5. Балка внизу картины

Балка внизу картины, на которой стоит тиара и на которую облокотились два ангела, – символически изображает одну из балок крыши храма или его алтаря.


                Заключение

«Сикстинская мадонна» это откровение о таинстве совершающемся во время литургии и об участии в этом таинстве не только Иисуса Христа, Отца Небесного и Святого Духа, но и Матери Божией.

Иначе как объяснить, почему Божия Матерь спускается со своим Младенцем с небес? Ведь с младенцем во время своей земной жизни Богородица была только на земле. Значит, спускается она уже после того, как была взята на небеса.

Богоматерь на картине Рафаэля  «есть не иное что как одушевлённый престол Божий, чувствующий величие сидящего», -  заметил В.А. Жуковский. И с этого небесного престола Агнец Божий нисходит на престол земной. 

Такое понимание картины являет литургическое зерно, таящееся в общепринятой широкой трактовке этого произведения: «Она несёт к нам своего ребёнка в наш мир. Она знает судьбу своего сына, и всё же она не останавливается у земного порога, она переступает его. Она Мать...»

Итак, даруя в таинстве нам своего божественного Сына, она становится  и нашей Небесной Матерью по благодати.

----------
* Картина «Сикстинская мадонна» была написана Рафаэлем в 1512—1513 годах  по заказу папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Сан-Систо в Пьяченце.

** Я привожу цитаты только из статьи "Рафаэлева мадонна" В.А. Жуковского, потому что в ней русский поэт, на мой взгляд,  лучше всех остальных описал эту картину.



                Неповторимая особенность лика мадонны

Картина удивляет тончайшим сочетанием нежности, выраженой в лице мадонны, и тревоги, которой переполнены её огромные тёмные глаза. Тревога при этом смягчается нежностью лика, а нежность благодаря тревожному взгляду становится серьёзной, задумчивой. Такого нет ни на одной другой картине этого художника.
 
Благодаря этому с одной стороны  Рафаэль показал всю беззащитность нежной материнской любви перед лицом неизбежных страданий её сына, а с другой неприкосновенное величие её материнства за граню земного, то есть на небесах.


Рецензии
Здравствуйте, Владислав,
Сикстинская мадонна Рафаэля - одно из прекраснейших его произведений на мой взгляд! Вы так красиво подали это произведение в двух ипостасях : и как духовное, и как художественное и всё сделано превосходно и ясно. Мне собственно нечего добавить, кроме благодарности! Немного скажу о своём видении главных персонажей:
Мадонны и Младенца...Глаза Младенца настолько глубоки и серьёзны, что он выглядит
чуть ли не старше своей Матери - это и понятно почему, глаза Мадонны трепетны,
грустны, задумчивы, губы слегка сжаты, но лицо настолько прекрасное и светлое, что скорбь едва уловима...Занавес в картине - необыкновенно яркого красивого зелёного цвета в таком контрасте с лицами - просто чудо!
Спасибо! С теплом и улыбкой.

Людмила Иоффе   25.12.2023 16:48     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Людмила.

Сердечное спасибо за отклик. Удивляюсь, как Вы умеете находить самые верные слова: "глаза Мадонны трепетны". И ещё сравнение поразило меня: "Глаза Младенца настолько глубоки и серьёзны, что он выглядит чуть ли не старше своей Матери". Конечно я не прочитал всего, что написано об этой картине, но таких слов не встречал. А они самые точные. И цветовой контраст зелёного занавеса и лиц...

С теплом и благодарностью,

Владислав Плеханов   25.12.2023 20:44   Заявить о нарушении