87. Муратова Белла. Письма из Шамбалы. Часть 4
"Десять дней тому назад был у меня художник Рерих. С 1918 года он живёт в Америке, а весь прошлый год прожил с семьёй на границе Индии и Тибета, куда его
командировала для писания картин одна американская художественная корпорация.
Сейчас, пробыв недолго в Америке и Европе,Рерих снова на целый год уезжает на север Индии уже в другое место.
Настроен он совершенно советски и как-то буддийско-коммунистически. С индусами и, особенно, тибетцами , с которыми объясняется с помощью сына,знающего 28 азиатских наречий у него, по его словам,очень хорошие отношения. Он осторожно агитирует там
за Совроссию, обещает через своих американских корреспондентов (Лихтмана и Бородина) присылать нам оттуда информацию".
Сообщение Крестинского заинтересовало Чичерина . В ответном письме полпреду от 31 марта 1925 года он настоятельно просил " не упустить того полубуддиста - полукоммуниста, о котором Вы мне в своё время писали... У нас до сих пор не было такого серьёзного мостика в эти столь важные центры.Ни в коем случае не надо потерять эту возможность. Как именно мы это используем, требует весьма серьёзного
обсуждения и подготовки"..
По возвращению в Индию, Рерих направляет свою экспедицию из Дарджилинга в Западные Гималаи.Будучи руководителем экспедиции, Рерих нёс нелёгкий груз ответственности за её жизнеобеспечение.Ему необходимо было продумать всё-от утверждения маршрута и его финансирования до укомплектования необходимым оборудованием, медикаментами,амуницией,достаточным количеством вьючных животных и решить ещё много других организационных задач.
Но главное же, конечно - люди.Которых необходимо было сохранить в труднейших условиях горных переходов. над уровнем моря.
Елена Ивановна Рерих отправилась в экспедицию, когда ей было 47 лет. Тогда она впервые села в седло и,несмотря на это, наравне с мужчинами прошла 25 тысяч километров труднейшего пути,преодолела 35 горных перевалов на высоте 4000-6400 метров над уровнем моря. Она была душою экспедиции,ободряя и поддерживая всех в трудных ситуациях.
Юрий Николаевич Рерих отвечал за охрану экспедиционного каравана от возможных вооружённых нападений
диких племён или разбойников, которыми буквально кишели некоторые области Центральной Азии.
В 1913 году,когда задумывалась экспедиция в Центральную Азию, Юрию было 11 лет, но он уже тогда начал го овиться к участию в ней-изучать иностранные языки,знание которых могло потребоваться в будущем.
К 17 годам, когда Юрий собрался поступать в свой первый Университет, он уже знал
восемь европейских языков.
Ю.Н.Рерих закончил три университета: Оксфорд в Англии,орбонну во Франции и Гарвард в Америке.
В каждом из них он учился на Восточных факультетах по 1,5-2, хотя программа была рассчитана на 4-5 лет.года
Изучил 22 восточных языка, совершенно свободно говорил по-монгольски ( как рождённый в юрте кочевник. Он прекрасно знал персидский),китайский,тибетский языки и наречия.Все индийский разговорные и древние языки санскрит и пали, ч то было особенно важно при работе над рукописями.
И, когда они направлялись в экспедицию, им не нужны были переводчики: сердца Ж древних манускриптов,многие из которых впервые видел человек Запада.
Весной в марте 1925 года Рерих с женой и старшим сыном по поручению отца возвращает востоковедом Юрием прибыли в Кашмир. Младший сын Святослав Николаевич
по поручению отца возвращается в Америку, чтобы продолжить начатое Николаем Константиновичем культурное строительство.
Большую часть своего времени Рерихи проводили в прогулках по княжеству, Первые впечатления о Кашмире были яркими и незабываемыми.
Но в Кашмире на пути экспедиции возникли первые препятствия: её продвижению кто-то мешал. С большим трудом было получено разрешение отправиться в Ладак.
Из Сринагара в главный город Ладака Лех вела старинная караванная дорога. По ней в конце Августа 1925 года экспедиция вошла в Ладак.
"Пройдя ледяные мосты над гремящею рекою,прошли мы как бы в другую страну. И народ честнее и бодрость.Утром- крепкие заморозки.В полдень-ясный сухой жар.Скалы
пурпурные и зеленоватые. Травы золотятся как богатые ковры.И недра гор и приречный ил, и целебные ароматные запахи -всё готово принести дары. Здесь возможны большие решения"
В отличие от мусульманского Кашмира, Ладак был буддийским.Здесь сохранилась основа древней традиционной культуры.
Рерих зарисовывал исследовал старинные крепости и монастыри.Древние святилища и наскальные рисунки, неизвестные погребения и старинную одежду.
Лех стоял на пересечении древних караванных путей.Сюда стекалась странствующая, кочующая и торгующая Азия. Караваны везли товары из из Индии,Китая,Тибета, Афганистана.
Приходили ламы в красных одеяниях.Они торговали тибетскими реликвиями и талисманами. Мелькали чёрные и голубые тюрбаны балтов.Степенно прогуливались по узким улочкам города длиннобородые аксакалы из Синьцзяна.
Время от времени возникали причудливо одетые хранители древних знаний.
Отсюда вели пути в священную Лхасу и китайский Туркестан (часть китайской провинции Синьцзян).
Над городом сверкали вечные снега Каракорума.
Осенью того же года экспедиционный караван покинул Лех и направился к белоснежному хребту.
Свидетельство о публикации №223110800715