Новосибирск. Впечатление 2

Впечатления №2

Сегодня о самом здании Оперного Театра и о людях его создавших.

Но сначала эмоции... Театр такой ... просто ДУХ захватывает от масштабов. Зачастую, большие пространства грешат отсутствием гармонии - здесь же оказываешься, как бы внутри волшебной шкатулки, где всё уместно, где всё на своем месте.
Огромные холлы плавно переходят один в другой, лестницы с классическими маршами из белого мрамора, сходятся в точке огромного зала...

Я очень чувствительна к акустике, и где-то даже немного опасалась, как буду воспринимать музыку в таком объеме. Опасения были напрасны, музыка льется на тебя сверху, от самого центра купола.
Уже позже, почитав подробности строительство этого театра, поняла почему. Потолок театра выполнен в виде акустический экрана из дерева и прессованного картона.
Впечатляет люстра главного зала, её диаметр 6 метров, а вес – 2 тонны, одних только хрустальных подвесок около 200 кг.

Новосибирский Оперный театр часто называют Сибирским Колизеем за его гигантские размеры, а также за то, что внутри он напоминает зал античного амфитеатра.На верхней галерее представлено 16 скульптур, копии произведений античных мастеров

Первый камень в основание заложили ещё в мае 1931 года, открытие планировалось на 1 августа 1941 года. Но 22 июня всё изменило
Проект разрабатывался во второй мастерской Моссовета, курируемой знаменитым Щусевым . Непосредственно самим проектом занимался архитектор Виктор Сергеевич Биркенберг.

В 1937 году — на Всемирной выставке в Париже, проект оперного получил Гран-при.

Главная изюминка театра - знаменитый купол, который составляет в диаметре 55 метров, а толщина его оболочки — всего 8 сантиметров и при таких размерах он держит сам себя! Для примера, соотношение толщины скорлупы куриного яйца к его диаметру составляет 1/250, у Оперного этот показатель составил 1/750.

Разработал купол архитектор П.Л. Пастернак, при участии его ученика инженера-расчетчика Б.Ф. Матэри.

Пастернак Петр Леонтьевич происходит из еврейской семьи, эмигрировавшей 1891 году из Одессы в Швейцарию. В Цюрихе, в 1910 г. он закончил Высшее техническое училище, там же защитил докторскую диссертацию и работал доцентом.
В 1929 году был приглашён советским правительством для технического руководства" Гипростроем". В сентябре 1932 года приезжает в Новосибирск для надзора за бетонированием купола.

Борис Фердинандович Матери родился семье железнодорожного служащего. Его прадед родом с Корсики, был офицером французской армии, в 1812 году пришел с Наполеоном, женился и остался в России.
Борис Матери работал в проектной конторе «Гипрострой» и в 1933 г. был так же командирован в Новосибирск для авторского надзора за строительством купола.

25 октября 1934 г. состоялось очень важное для разработчиков театра событие - с помощью 29 домкратов, установленных под фермами, опалубка была спущена. Борис Фердинандович по старорусской традиции, когда инженер отвечает за разработанную им конструкцию, не только честью, но жизнью, в этот момент находился на самой высокой точки купола.

Если Пастернак и Матери отвечали за архитектурную часть, то воплощать их идеи пришлось молодому, несколько лет назад закончившему Томский технологический институт инженеру, Сергею Александровичу Полыгалину.
Он родился в семье нижегородского приказчика, с отличием окончил Вятское реальное училище.

Проект требовал неимоверных по тем временам финансовых и человеческих ресурсов. За 8 лет строительства Сергей Александрович был в отпуске всего лишь один раз. Поставки материалов постоянно срывались, бюджет с каждым годом корректировался в сторону уменьшения. А вот срок сдачи краевая комиссия установила откровенно авантюрный (или провокационный?) 1 сентября 1937 года, в который строители, конечно, уложиться не могли.
15 декабря того же года Сергей Александрович Полыгалин был арестован, а 24 декабря расстрелян как «враг народа, член монархической организации».

У Сергея Александровича остались две дочери 7 и 11 лет. В течении 20 лет у них не было никакой информации о судьбе отца.
В 1956 году он был реабилитирован, за отсутствием СОСТАВА преступления. Несмотря на то, что человек не совершал никакого преступления и его расстреляли напрасно - никто не собирался возвращать ему доброе имя. И вернулось оно только в 2015 году в виде мемориальной таблички на фасаде театра.

Появления памятной доски дочь Сергея Александровича Мария Виноградова добивалась более 5 лет.
«Мы восстановили историческую справедливость. Когда я узнал, что Мария Сергеевна жива и здравствует и что мы можем это сделать, я был просто счастлив. Больше сказать нечего. Я считаю этот купол летающей тарелкой и это ЧУДО», — заявил директор театра Владимир Кехман.

В статье частично использованы материалы
Валерия Васильевича Габрусенко
Марины Шабановой


Рецензии