Ценить или предать забвению?

Шмелёв Иван Сергеевич (1873 -1950), писатель,публицист, православный деятель. Эмигрант. Дважды номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1931 и1932 годы). Единственный сын Сергей, участник белого сопротивления,  расстрелян большевиками в Крыму осенью1920 года. Иван Сергеевич написал о пережитом в Крыму при советской власти «Солнце мёртвых», принёсшую ему европейскую известность. С 1922 года жил в эмиграции в Германии, Франции, Париже. Сотрудничал в эмигрантских газетах, журналах. Дружил с философом Иваном Ильиным. Активно поддержал нападение гитлеровской Германии на СССР… 
В России не прошло без внимания 150 лет со дня рождения Шмелёва ИС. Много добрых слов было произнесено. Кто бы сомневался, он же восславил Гитлера и проклял большевиков...                30 июня 1941 года Шмелёв восклицал: «Я так озарён событием 22. VI, великим подвигом Рыцаря (так он величал Гитлера), поднявшего меч на Дьявола (А так обзывал большевиков, СССР). Верю крепко, что крепкие узы братства отныне свяжут оба великих народа. Великие страдания очищают и возносят. Господи, как бьётся сердце моё, радостью несказанной». Наступление немецких войск под Москвой Шмелёв, по собственному признанию, воспринял как вступление преподобного Сергия Радонежского в свою вотчину; окружение советских армий — как осуществление надежд на духовное воскресение России, изложенных им в повести «Куликово Поле» (о явлении Преподобного Сергия в советском Загорске) «…вчера был день моего Сережечки, преп. Сергия Радонежского, России покровителя. Я ждал. Я так ждал, отзвука, — благовестия ждал — с „Куликова поля“! Я его писал ночами, весь в слезах, в дрожи, в ознобе, в вере … Я не обманулся сердцем, Преподобный отозвался… Я услыхал фанфары, барабан — в 2 ч. 30 мин., — специальное коммюнике: прорван фронт дьявола, под Вязьмой, перед Москвой, армии окружены… идёт разделка, Преподобный в вотчину свою вступает, Божье творится…» (из письма к О. А. Бредиус-Субботиной от 9 октября 1941 года) На молебне, отслуженном в Париже после оккупации Крыма в ноябре 1941 года, Шмелёв, как он сам писал, благодарил Бога за «отнятие Крыма от палачей и бесов, от мучителей». В письме Ивану Ильину он объяснял свою радость по поводу захвата Крыма немецкими войсками так: «… Всё равно: отняли у бесов Кр(ым) немцы, союзники, белые ли войска… одно было в душе: умученные не в их власти, не в их злобе!.. Не Крым от России отнят: священный прах вырван из окровавленных лап убийц…» Приветствуя военные успехи вермахта, Шмелёв писал: «…Так крепко верю и так ярко чувствую, что славянская и германская души — широкие, большие души, и могут понять одна другую». Он поддерживал решение части русских эмигрантов воевать против СССР в составе армии Власова, воспринимая их участие во Второй мировой войне как Вторую Гражданскую: «…ехать на восток биться с большевиками. <…> Это бой с бесовской силой… и не виноват перед Богом и совестью идущий, если бесы прикрываются родной нам кровью».
Прошло около века, 100 лет и теперь читаю в современной российской«Литературой газете»
8 ноября 2023 года в статье Беседина Платона»Кого бы ещё прикончить в русской литературе?»
Юбилей Шмелёва прошёл, а споры о нём продолжаются. Споры эти, к сожалению, не о произведениях, а о словах, адресованных Иваном Сергеевичем Гитлеру. Приводить их не буду – вовлечённые и так знают. То, что Шмелёв писал о нацистском «Рыцаре» – тут сомнений нет и быть не может. Другой вопрос: даёт ли это основания для того, чтобы вычеркнуть наследие Ивана Сергеевича из русской литературы? …
Платон Беседин приводит слова авторитетных, мудрых людей в безусловном сбережении творческого, литературного наследия не слишком обращая внимание на внутренний мир писателя -
вспоминаю слова Алексея Лосева: «Мы знаем весь тернистый путь нашей страны, мы знаем томительные годы борьбы, недостатка, страданий, но для сына своей Родины – это всё своё, неотъемлемое, родное». Именно литература, в первую очередь она, помогает принять и понять вот это родное. Ради будущего, во всём его многообразии.
Действительно, даёт ли основание читателю не обращать внимание на внутренний мир, убеждения писателя-творца, которых мы всё ещё воспринимаем как «инженеров человеческих душ», идейных, нравственных учителей-поводырей?
Или нам совершенно безразлично отношение глубинное, сердечное к Матери-Родине, особенно в трудный для неё час?
Думаю, у подобных литературных творцов ни тогда, век назад, ни теперь им подобных и не было Родины. Недаром же подобные «деятели» изобрели понятие непоколебимое для них «эта страна».
Никому не пытаюсь навязывать свои оценки творчества, нравственных, патриотических убеждений покойного Ивана Сергеевича Шмелёва, но у меня нет желаний читать его «произведения».
Обиженный, злой человек не может быть объективным, справедливым и скрупулёзно точным в оценках событий жизни.
Ноябрь 2023 года.


Рецензии