2001 год. Кто в школе главный?

2001  год.  Ангина. Мне  зачем – то  удушающе  завязали  платками  голо,  как  будто  оно  мёрзнет.   Меню  рвотной  гадости,  которую  заставляют  регулярно  пить,  рассчитано  на  то,  что  микробы,  почувствовав  отраву  -  моментально  ретируются  из  меняя  к  кому  - то  другому. Такой  вот  хитрый  план.  Позвонил  отец  друга,  понимая  что  мне  тяжело  говоритьь,  но  легко  слушать,  выпалил:
- Ты  не  представляешь,  что  творится!  Партия  Немцова  «Россия  молодая»  самороспустилась,  с  хитрым  планом   вступить  в «Союз  правых  сил»  и  это  в  то  время,  когда   происходит  выбор  глав  регионов!!!! Ты  представляешь?

Нет,  я  не  представлял. Пришёл  проведать  сосед,  не  переживая,  что  у  него  микробам  будет  лучше  -  он  много  лет  курил  крепкий  табак  и  любит  очень  крепкий  чай,  в  который  добавляет  чуть  -  чуть  бальзама. Вежливые  предложения  сменились  описанием  проблемы  в  школе  у  младшей,  приёмной,  дочери. Ему  был  интересен  мой  анализ.  Напившись  чаю -  ушёл.
Пару  часов  поспал,  пробудился  довольно  бодрым  и  впал  в  размышления  о  школе  советской  поры.


Рассмотрим  школу,  как  некую  самодостаточную  парадигму. Устойчивый  баланс   враждующих  позиций. Всех,  кроме  учеников.
Будучи  студентом,  три  года  подрабатывал  ночным  сторожем  в  школе,  был  доверен  кабинет  директора  и  даже  сейф  с  печатью,  к  чему  не  только  учителя,  но  и  завучи  прикасаться  не  смели.   Отсюда  и  знания  предмета.
Периодически,  у  учителей  появлялись вынужденные  паузы  и  желание  их  заполнить  общением  -  они  спускались  ко  мне,  пили  чай  и  беседовали. Поводов  -  великое  множество (  муж  опаздывает,  должен  проводить; не  могу  дождаться  подругу;  с  внучкой  поругался  -  хочу  поговорить  с  нейтральным…) .  Я  познавал  жизнь  во  многообразии  проблем,  личных  субъективных  и  объективных;  трагедий  и  радостей. Старшеклассников  знал  почти  всех. Одни  просили  репетировать  в  актовом  зале ( контролировал  отсутствие  алкоголя);  другие  хотели  поиграть  на  спор  в  спортзале; готовили  дискотеки;  тематические  вечера;  выпускные,  праздники  -  всего  не  упомнишь. Зимы  в  Одессе не  морозные,  но  высокий  процент  влажности,  даже  при  малом  морозе, чувствуется  особо неуютно; старшеклассники  стучали  в  дверь,  я  их  пускал  погреться  на  лавочках  в  холле -  разве  жалко? Нет,  вели  они  себя  вполне  пристойно,  слушая  меня  беспрекословно  -  в  20.30  школа  пуста,  даже в  выходные.
Окончание   моего  дежурства  -  начало  дня  технического  персонала. Невообразимых  размеров  баба  Клава  приходила  не  позже  пяти  утра.  Властно  стучала  в  дверь,  здоровалась   и  уходила  в  подсобку  переодеваться  и  пить  чай «с дороги».  Потом,  со  связкой  ключей  на  немыслимых  размеров кольце,  аки  надзиратель, шла,  в  сопровождении  меня, в  бытовку расположенную на  лестнице  при  ходе  в  подвал. ТРИ  ЗАМКА!!!! Один  навесной  и  два  врезных! В  сокровищнице  хранились  вещи  не  имевшие  цены,  но  множество  желающих  их  присвоить. Главным  подозреваемым  был  я  -  грандиозный  скандал  при  устройстве  на  работу-  требование  бабы  Клавы  -  не  давать  ни  одного  из  трёх  ключей. Аргумент  директора,  что  только  в  подвале  можно  перекрыть  воду  и  отопление  воспринимались  как  малосущественные.
Начальственную  роль  воспринимала  только в  завхозе,  которому безоговорочно  подчинялась. Баба  Клава  считала  себя  главной  -  готовящий  к  учебному  процессу  школу.  Придирчиво  осмотрев   содержание  закромов,  жестом  царицы  Тамары,  отпускала  меня. Пост  сдал.
Вместе  с  тем,  опишу  происходящее  далее.  С  пяти  тридцати  начали  приходить  технички. Им  выдавали (под  расписку)  инвентарь  -  вёдра,  швабры,  тряпки,  ветошь. Ровно  в  шесть,  хоть  сверяй  часы,  баба  Клава  шла  к  входной  двери  на  кухню  и  открывала  её  с  улицы .  У  двери  её  должны  были  ждать. Если  такового  не  случилось,  дверь  запиралась  изнутри  и  опоздавшие   заходили  через  школу,  что  сопровождалось  громкими  негативными  комментариями  в  многоголосье  - они  оставляли  следы  на  свежевымытом  поле. Их  клеймили,  как  свита  Петра  Первого  Мазепу. Техничка,  успевшая  убрать  столовую  сдавала  работу  бабе  Клаве и  убиралась  восвояси. Она  приходила  с  мужем  и  дочкой  в  пять  тридцать  утра,  организованно  всё  убирала  и  уезжала  на  мотоцикле  с  коляской. Отличительная  черта  -  у них  всё  было  своё,  даже  мыльный  порошок  для  пола. Приехали,  быстро  начали,  сдали  командорше  и  умчались.  Новые  следы  работников  -  точно  не  их  проблема. Если  же  работники  кухни  не  опаздывали,  то  в  зал  заходили  только  чтобы  накрыть  завтрак,  к  этому  времени  всё  высыхало  и  блистало  чистотой.
С  работниками  кухне  не  пришлось  пересекаться,  потому  ничего  не  скажу.
Учителей  ждали  никак  ни  как  не  ранее  семи  утра.  При  более  раннем  визите -  громкие  комментарии  вслух  хора  технического  персонала  -  следят! И  не только!  Кали  снега  и  дождя  стекали  на  пол,  сие  естественное  явление  не  вызывало  раздражение,  провоцировал  бунт сам   носитель  явления.  Ровно  в  семь  тридцать  появлялась  директор. Открывала  своим  ключом  сейф,  брала  остальные  ключи  и  мой  отчёт (  как  прошла  репетиция;  была  ли  игра  в  баскетбол  старшеклассников  с  учителями  и  проч.).
Завхоз. Полковник. Политработник.  Но  сам  факт  уникальности  названия  войск,  в  которых  он  служил.  Я ушам  не  поверил,  пошёл  на  военную  кафедру  и  узнал,  что ,  кроме  шуток,  такие  войска  существуют! После  этого  много  раз  выигрывал  спор  у  тех,  кто  отказывались  верить  в  бред.  Иван  Силантьевич  был  полковник    ТРУБОРОВОДНЫХ  войск!!!!!  Подъезд  его  дома  примыкал  к  аллее  ведущей  к  мастерским  школы.  По  ней  он шёл  достойной  походкой  в  восемь  тридцать  утра. У  него  был  свой  стол  в  учительской.  Приходил,  присаживался  за  стол,  раскладывал  три  листа  бумаги,  два  чистых,  один  с  предварительными  планами,  что  -  то  писал  и  ровно  в  9  утра,  в  холе  у  кабинета  директора  принимал  доклад  у  бабы  Клавы.  Сантехник,  он  же  электрик,  должен  был,  к  этому  моменту,  сделать  полный  обход  и  ревизию;  на  докладе  был  второй  на  очереди.  Доклады,  тезисно,  фиксировались  полковником. Баба  Клава  и   сантехник  были  свободны.
Продолжайте  разбираться -  кто  в  школе  главный!  Задача  наисложнейшая. Первый  этаж  -  резиденция  завуча  младших  классов. Практически  каждый  урок  она  посещала  в  разных  классах,  контролируя  процесс  до  деталей.  Были  дни,  когда  тщательному  мониторингу подвергалось  происходящее  на  перемене,  в  коридоре  первого  этажа,  в  отсеке  для  младших  классов. Не  то  что  грязь,  плохо  открывающееся  окно,  скрипящая  дверь, шатающаяся  парта  -  всё  немедленно  предоставлялось  в  письменно  виде  полковнику.
 Причина  бесконечной  войны  с  завучем  старших  классов.
Детки  в  пятом  классе,  не  могли  привыкнуть  к  новой  манере  изложения  и  к  тому,  что  преподают  абсолютно  разные  учителя.  Поэтому,  на  большой  перемене,  ручейками  сбегались   к  родной  учительнице  с  вопросами,  разметая  мешающую  малышню. «Почему  низкий   профессионализм  учителей  старших  классов, должен    компенсировать   мой  коллектив»? Очень  часто  вопрошала  она,  особенно  в  присутствии  директора  -  ведь  повторение  -  это  родная  мать  учения. 
Час  дня!  В  школе  событие!  Второе  совещание.  «На  ковре»  у  полковника  баба  Клава,  представитель  кухонного  блока  и  трудовик. Прежде  всего  -  выводы  утреннего  доклада. Выявленные  недочёты.  Новые  задания. Просьбы,  пожелания.
На  этом  рабочий  день  полковника  заканчивается.  В  случае  экстренной  необходимости,  допустим  вызов  нарочным  из  квартиры.
С  часу  до  часу  сорока  пяти  -  буйство  команд  командорши.  Не  взирая  на  тучный  вес,  носится  по  этажам  и  классам -   раздавая  команды  и  комментарии. Даже  в  класс,  который  убирают  школьники , она  врывается  в  гневе  праведном. Школа,  в  аварийном  порядке,  готовится  к  второй  смене. В  четырнадцать  раздастся  роковой  звонок!
Это  что!  Четырнадцать  часов -  время  паники  у  всех  педагогов  старшей  школы. Учебный  процесс  -  это  важно,  но  далеко  не  главное.
Ежедневно,  в  это  время, баба  Клава,  отчитывается  перед  директором,  или  ставит  его  перед  неутешительным  настоящим.  Приведу  краткие  выдержки.

-  В  кабинете  истории школьники  подметают  и  моют  подсобку  учителя.  Нашли  рабов.  Дворяне  возродились? Пусть  Михалыч  родителям  объяснит  почему  школьники  за  ним  должны  убирать!
- Она  ушла,  оставив  дежурных  убирать. Они  грязь  размазали  -  дети  устали  после  уроков. Показала  бы  сама,  как  надо… Или  для  неё  это  унижение?  Почему  захожу  в  мастерскую  или  тир, там  идеальная  чистота без  моего  участия? Да  и  сменщица  -  хороша!!!!  Грязь  получила,  свинарник  и  оставила…
-  Раннее  утро.  Учительская  спортзала  вся  в  сигаретном  дыму. Пили  пиво,  ели  копчёную  рыбу  -  покидали  в  мусорку  -  вонь  на  весь  спортзал.  И  это  школа? Да,  техничка  убрала  хорошо,  но  должна  ли  она  проветривать,  добиваясь,  чтобы  устоявшаяся  вонь  ушла? Это  кто  из  них    с  высшим  образованием?
- Дворник  жалуется. Завозившие  продукты,  сами  сотрудники,  выходят  на  порог  своего  входа  перекурить, затем  щелчком  вышвыривают  окурок. Дежурных  дворников  и  денщиков  нет!  Когда  я  Герасимовну  переманивала  с    пятьдесят  первой  школы,  то  прочла  плакат  у  входа  в  мастерскую:
Комсомольский  наш  завет
Для  каждого  священен
К  источником  духовных  бед
Ведёт  куренье  и  безделье.

Может  нам  у  входа  в  кухню  подобное  приспособить?   Дворник  мне  ещё  принёс,  я  записала,  сейчас  прочту:

Чтоб пожар твой дом не выжег — Брось курить, вставай на лыжи!

-  Нет,  ну  правда,  сил  нет.

- Что  вы  от  деток  хотите,  если  химичка  идёт  тропинкой  прямо  через  клумбу,  за  которой  девятый  А  ухаживает?

Всё!  Рабочий  день  бабы  Клавы  закончился.
В  заключение.
Сантехник -  электрик  не  пьёт.  Но  тут,  случилось  событие,  которое  пошатнуло  стержень.
Учитель  биологии,  уходя,  не  проверил насколько  надёжны  закрыты  окна.  Женщина  за  тридцать  очень  ухаживает  за  своим  внешним  видом.  Судя  по  одежде  -  муж  состоятельный,  а  может  и свёкор. Ухоженные  руки, причёска,  парфюм. Школа  -  вид  самореализации  -  она  считала  себя выдающимся  профессионалом,  бытовые  частности  ниже  тех,  кто  занимается  учебным  процессом. Она  была  заместителем  парторга,  потому  мыслила  в  верном  направлении.  На  стенах  -  портреты  биологов  с  орденами  и  медалями,  полученными  в  Великую  Отечественную  войну .  Патриархом  выглядел  биолог  с  сильно  усталым  лицом  -  Герой  Социалистического  труда.

Зимней  ночью  сильнейшему  ветру  способствовал ливень. Окно  с  реском  открылось,  посыпались  стёкла. С  гнилого  дерева  вырвало  петли,  створка  валялась  на  полу,  а  ветер  буквально  вливал  воду  -  именно  такая  картина  предстала  перед  глазами,  когда  я  открыл  очередную  дверь,  в  поисках  источника  шума. Упавший  портрет  с  орденами  как -  то  странно,  островками  промок.  Штора  напитала так  много  влаги,  что  могла  считаться  только  припущенным  траурным  флагом.




 Что  делать?  На  полу  лужа   толщиной  в  два  пальца,  подветренная  сторона,  ливень  только  крепчает. Мои  действия?   Уж  не  ведаю  чем  руководствовался,  но  позвонил  сантехнику,  может  от  того,  что  авария  связана  с  водой. Через  полчаса  он  прибыл  с  сыном.  Инструмент  ,  целлофан.  Я  совершил  не  мыслимо  дерзкий  поступок  -  открыл  кладовую  за  тремя  замками. Спец  порезался  в  нескольких  местах,  кровь,  вода,  ледяной  дождь  -  ужас…. Втроём еле  справились,  затянув  всё  толстым  целлофаном,  убрали  воду  с  пола. Сынок,  видя    обилие  крови  на  руках  отца,  предпринимал  не  мыслимые  усилия,  чтобы  заменить  того. Осколков  было  много, спец  всех  их  собрал,  стихия  беспорядочно  разбросала,  смешав  обломки  с  портрета  и  окна.  Не  мудрено  и  порезаться! При этом  полная  дезинфекция,  наблюдается  только  начало  процесса. Сантехник  обладал  жёстким  характером, чётко  следовал  своему  плану,  раздавая  команды  подсобникам,  взвалив  основную  работу  на  себя.
Как  потом  выяснилось,  порезов  разной  глубины  было  около  двадцати  на  двух  руках  и  на  колене,  на  которое  он  опирался. В  травмпункте  сказали,  что  в  швах  потребности  нет.  Наследник,  милый   одесский,  ухоженный  молодой  человек  не  старше  двадцати  лет,  смотрел  на  брючину  в  крови  широко  открытыми  глазами.  Обилие  воды  создавало  иллюзию,  что  его  баня,  буквально  фонтанирует  кровью.  Сопровождающий  эффект  молний  и  грома  заметно  усиливал  эффект.  Мне  доверили  носить  воду  в  туалет. Не  знаю  почему,  но  раковина,  с  таким  объёмом  не  справлялась. Когда  вода  с  раковины  уходила – доливал  новую  порцию,  продолжая  регулярные  перебежки  в  туалет.
Перехватив  меня  у  входа  в  кабинет,  когда  окончание  работы  было  близко,  сынок  выдавил:
- Аптечку,  бинты,  может  скорую?
Медпункт  опечатывали,  вскрывать  не  решился.  Знал,  что  в  кабинете  химии  -  точно  есть,  как  и  в  учительской  спортивного  зала.   
Всё  закончили.  Спустились  в  кабинет  директора,  отметив  всё  кровью (  не  успел  убрать) . Мы  разделись  догола,  развесили  шмотки  сушить, начали  обработки  ран (  удалось  быстро  мотануться). Две  забинтованные  руки  настолько,  что  ни  пальцев,  ни  кистей  не  было  видно. Зелёнка,  йод,  перекись. Процессом  командовал  я,  сынок    ассистировал.  Мазь,  судя  по  инструкции,  с  антибиотиками,  вощёная  бумага  от  упаковки  бинтов  и  марлевая  повязка. Понимание  стресса  к  мужику  пришло  только  сейчас. Он  сидел,  отрешённо  смотря  «в никуда»,  что  особо  тревожило  сыночка.  Начало  светать.  Одежды  высохли. Облачились. Они  ушли.
Директор  -  женщина  педант,  а  тут  такое… Надо  срочно  тряпки  развесить  сохнуть,  всё  поставить  в  кладовку,  запереть… Планов  громадьё.

 Топили  очень  хорошо  и  к  утру,  сырость  исчезла.  Класс  к  учёбе  был  готов!
Я  перевернул  сохнущие  тряпки,  обратно  поместил  швабры,  вёдра,  совки,  ожидая  справедливой  расправы  бабы  Клавы. Минуту  в  минуту  «хозяйка  горы»  властно  постучала  в  дверь.
Открыв  дверь,  прямо  с  порга,  не  имея  сил  сдержаться,  кратко  всё  рассказал.
Окинув  взором  последствия,  пересчитав  наличие  инвентаря  в  подсобке;  убедившись,  что  тряпки  высохли,  сказала:
-  Бывает.  Так  это  кабинет  биологии,  я  не  перепутала?
Между  словом  и  фразой  была  пауза,  а  фразу,  буквально уподобляясь  гадюке, прошипела,  готовясь  к  броску,  с  впрыскиванием  яда.
Отряд  под  её  командованием,  легко  понял  корректировку  привычных  задач,  убрав  всё,  кроме    приёмной  кабинета  директора,  в  котором  аз  отходил  от  трудов  праведных  -  впереди  институт, первую  пару  читает  ещё  тот  фрукт,  опоздавших  не  пускает.
Сказав,  что  всё  расскажет  баба  Клава, попрощался  с  директором,  спеша  домой.
Это  событие,  за  которым  последовал  результат,  который  запомнился  навсегда.

  Так  вот.  Перед всеми  учителями,  забинтованному  сантехнику  и  его  сыну,  объявили    письменную  благодарность  в  рамочке. На  выходные,  целый  штат  мужчин,  приведенный  женщиной  педагогом  биологом, проверял  окна,  менял  и  смазывал  петли,  даже  истлевшие  штапики  меняли. Водрузили  портрет  в  новом  остеклении  на  прежнее  место. Шторы  унесли  и  постиранные  принесли  и  сами  развесили.
Не  остались  в  стороне  и  другие  учителя,  произведя  тщательную  ревизию,  нагрузив  итогами  полковника.
Время  шло,  событие  забывалось.  Выздоровевший  сантехник,  по  слухам,  приступил  к  работе.
Не  пьющий  сантехник,  от  слова  совсем,  часов  в  десять  вечера  начал  ломиться  в  дверь.  Кому -  кому,  а  ему  не  открыть  было  никак  нельзя.
Так  вот,  сантехник  полупьяный,  пришёл  поздно  вечером  в  школу,  чтобы  со  мной  обсудить  глобальный  масштаб  события.  Дело  даже  не  в  том,  что  ощущалась  потребность  пообщаться  с  участником  события..  Не  смотря  на  возрождения  жены,  благодарность  заняла  самое  видное  место  в  гостиной.  «Я  начал  постоянно  говорить,  мы  с  сыночком,  только  ради  этого  готов  сто  раз  повторить…» . «В  пятницу  едем  в  Цебриково,  к  её  сестре,  чей  муж  колбасник.  У  них  два  сына,  постарше  моего  будут. А  у  кого  есть  грамота  от  государства,  в  которой  благодарят  отца  с  сыном?!».   «Не  так  воспитали…».  «Это  от  моего  деда  пошло…»  «Страна  благодарит».  «Конечно,  завидуют…».  Надо  всех  объездить…
  Он  был  безмерно  благодарен,  что  я  позвонил  именно  ему!  Удивительно!  Такой  бесплатный  напряг:  ничего  не  значащая  грамота  и  грому  подобный  эффект!  Как  это  сочетается? Главный  мотив  -  гордость  сыном! Было  глупо  переубеждать  его;  любой  бы  поступил  так  же,  а  тут  родной  сын! Подобная  позиция  отторгалась  сознанием.
«Если  бы  мой  дед,  его  прадед …».   Излив  душу  -  ушёл,  я  же  продолжил  готовиться  к  сессии.

  Именно  он  принёс  громадный  колокольчик,  которым  гонят  коров. «А  вдруг  тока  нет?  Так  что,  процесс  прервать?»  «Я  ответственен»!  Закончилось  повествование  тем,  что  он  хочет  сделать  целый  ряд  фотографий  грамоты.  Одну  из  которых -  отвезти  стареньким  родителям  в  Разделянский  район,  в  село,  где  прошло  детство,  в  село,  в  котором  директор  школы  тот,  с  кем  он  сидел  за  партой  и  с  которым  спорил «Есть  ли  место  подвигу  в  настоящее  время?!».
И  кто  в  школе  главный? Спикер!  С  годами  понял  -  это  директор,  сумевшая  организовать  некую  внутреннюю  жизнь  в  коллективе;  создавая  содружество  лидеров, площадку  для  самореализации  других. Яркие  личности,  счастливые  служить  под  её  началом.


Рецензии