Таксист фильм, 1976
Муж, усаживаясь на диване перед телевизором, иронично заметил после первых же кадров: «что, опять про аутиста фильм?» Недавно мы смотрели сериал мистер Робот. В чём-то между героями действительно есть сходство. Оба ведут дневник. Оба находятся на грани между безумием и реальностью.
Это фильм об одиночестве – на мой взгляд. В сети почитала несколько рецензий, из них одну беседу с психологом по разбору главного персонажа. В общем и главном согласна с ним в том, что в фильме показаны два аспекта – интеграция и радикализация.
Первое, что обращает на себя внимание: главный герой по имени Трэвис Бикл объясняет своё желание работать таксистом в ночные смены бессонницей. Это один из симптомов, указывающий на проблему с психикой. Что с ним? Депрессия? Посттравматическое стрессовое расстройство? Что-то другое? В подтверждение камера показывает нам оранжевую баночку с таблетками в руках Трэвиса, когда он возвращается после разговора к машине. В дальнейшем будет вспыхивать ещё не раз эта оранжевая коробочка, будто подавая зрителю сигнал: «Обратите внимание».
Трэвис служил во Вьетнаме. Действие происходит в конце семидесятых годов. Интересные наряды у людей того времени. Нереально огромные, вытянутые треугольники воротников на рубашках. Брюки-клеш. Ярко-красные полосы- узоры на платье Бэтси. Вспомнились сразу же старые фотографии родителей. Дух постхипповского времени.
Примечательно, что не смотря на почти полвека со дня создания фильма, проблема героя, потерявшего контакт с окружающим миром, до сих пор актуальна. Трэвис Бикл одинок, потому что не способен общаться с окружающими. Он не способен, потому что в его личности присутствуют наивные черты. В одной из рецензий его назвали взрослым подростком. Он или так и не достиг психической зрелости или каким-то образом потерял её.
Психическое заболевание или отклонение делает его одиноким, не наоборот. Это неспособность строить отношения и делиться с другими. В чём причины его отклонений? Нам не дают точного ответа. Факторы риска могут быть различными. Когда на втором свидании с Бетси Трэвис привёл её на порно-фильм, было уже ясно, что это приведёт к трагедии. Он не осознаёт неадекватность своих действий по отношению к окружающим. У зрителя, как и у Бетси, он вызывает недоумение. Почему он смотрел порно? Он пришёл в таксопарк уже будучи неисправным. Не работа и езда по ночному городу и наблюдением за обществом его сделали таким. Он хотел уничтожить всех, кто, по его мнению, был недостоин жить. Но это он на самом деле считал себя недостойным жизни. Он считал себя изгнанным из общества. Ненужным. Есть много людей на свете, не умеющих построить доброкачественный контакт с ближними. Контакт с ближними начинается с контакта с собой. У него потерян контакт с самим собой, он не осознаёт свою странность. Он живёт в своём безумии. Это безумие уже есть в нём, встреча с Бетси и её отказ ему после случая с кино, только лишь делают последний шаг к окончательному его раскрытию.
Гениальность фильма в том, что он показывает две реальности, рассказывает как будто от первого лица и как будто от третьего. Камера следит за его движениями. В лобовом стекле отражаются его глаза. Взгляд, не выражающий эмоций на первый взгляд. Загадочный. Возможно, в этом взгляде и кроется весь смысл.. Многозначительность одного единственного последнего кадра со взглядом в лобовом стекле.
Тема героя. Но герой безумен. Он находится в заточении своего одиночества. Он оторван от жизни и все его попытки влиться в её поток, примкнуть к людям, завести отношения венчаются неудачей. Оставив надежду подружиться с Бэтси, он решает спасти девочку-проститутку. Малолетку играет молодая Джуди Фостер, возможно, это её первая роль. Она очень ярко смогла передать невинность в порочном. Контраст между обликом девочки за завтраком в ресторане и в комнате борделя.
Интересно, когда он в первый раз подошел к ее сутенеру, тот принял его за полицейского и был с ним поддельно вежлив. Джинсы, рубашка, тёмные очки – нормальный вид. Во второй раз, когда он обрил себе голову, поставив себе ирокез, сутенер прогнал его, не выслушав. Встречают по одёжке.
Поиск смысла. Герой не может жить без смысла. На войне есть смысл – спастись и спасать. Его ненависть к жителям Нью-Йорка безумна, потому что не имеет причины. Он называет людей отбросами, которых нужно уничтожить, слить в канализацию. Откуда эта ненависть?
Динамика безумия. От мысли к действию. От отвращению к убийству. Попытка разорвать замкнутый круг изоляции. Травма или стресс делают одиноким, одиночество или социальная изоляция приводит к стрессу. От отчаяния к безумию. От безумия к отчаянию. Отчаяние делает одиноким. Одиночество делает безумным. Безумие запрограммировано на уничтожение себя и других.
«Нормальность» и психопатия.
Он чувствует, что его не понимают. Это изоляция. Он не способен проникнуться другими. Это оторванность. В этом и гениальность фильма, что он показывает безумие отчаяния.
Автор сценария или создатель фильма говорил в одном интервью о том, что он сам испытал это безумие на себе. Это был острый психоз. Когда он лежал в больнице, ему пришёл образ «таксиста в железном гробу», плывущем по ночному городу. И он записал этот сюжет, «чтобы то же самое не случилось с ним». Факт, наводящий на размышления. Ведь вполне возможно, что этот таксист есть в каждом из нас - как безумная идея отвержения или себя самого или других.
Свидетельство о публикации №223110900103