Поезд Полоцк-Москва
Довольно быстро сложился стереотип поездок в поездах того времени, по крайней мере, в столичном направлении. Стоимость билета в плацкарте составляла восемь советских рублей, в купе – десять. Цена была постоянной и не изменялась. Ситуации повторялись очень часто, особенно в плацкарте. Заходишь, здороваешься. Поезд трогается, Витебск остается позади. И здесь начинается интересное. Люди быстро знакомятся, они достаточно открытые. Вскоре на небольшой столик достаются из поклажи разнообразные закуски собственного приготовления и , как правило, высокого качества. Выясняется, что люди едут куда – то далеко транзитом через Москву на свадьбу, юбилей, просто в гости, похороны. Тут же приглашают и меня. Благодарю и вежливо отказываюсь, мотивируя обедом дома перед отъездом. Эта формула абсолютно здесь не действует и не принимается во внимание. Люди от всей души … это чувствуется.
Идет непрерывное общение, но оно не утомительное. Разговор простой, открытый, без стремления с чьей – то стороны навязать свою линию, свою точку зрения. Возникала атмосфера доверия. Душа отдыхает, а издержки поездки в казенном вагоне полностью исчезают. Сегодня же так и хочется сказать:
- А где, что б просто люди … ?
В целом все выглядело прилично и не вызывало претензий со стороны проводников и милиции. Это были допустимые социальные и правовые нормы.
Проводники (обычно девушки или женщины постарше) зимой не жалели угля и крепко натапливали вагон. В результате поездка превращалась в муки. Было очень душно, все окна задраены намертво. Ночью спится плохо и весь мокрый от пота. В силу молодости мне постоянно приходилось кому - то уступать свою нижнюю полку. А на верхней скапливалась самая духота. Иногда мне удавалось убедить проводницу топить меньше, но это случалось редко. Позже я понял стереотип действий проводниц. Ночью они должны были выходить на станциях на холод и после трогания поезда наполную предавались вожделенному жару. Им так нравилось.
В Москву ехал обычно нагруженный вещами и всякими тяжелыми банками с домашними закатками. Обратно ехал тоже загруженный, в основном продуктами, которые дома были в дефиците: колбаса, сливочное масло, гречка, вкусные и в оригинальной обвертке московкие конфеты, лимоны, мандарины, иногда торт типа «Прага», «Вацлавский» и др. Кстати, в тот период я впервые узнал, что оказывается разнообразные фрукты можно купить в любое время года, в том числе и зимой, на многочисленных рынках Москвы. В Витебске такого чуда тогда и в помине не было. Фруктами больше торговали лица с Кавказа. Иногда попадалась колбаса, изготовленная в Витебске и Орше.
Частенько в голову лезла мысль:
- А будет ли время, когда поеду в поезде налегке, например, с одним дипломатом в руках?
Когда – то это случится, но все будет уже не так интересно и романтично.
Дефицит продовольственных и других товаров способствовал развитию теневой экономики, построению различных серых схем, коррупции и порождению организованной преступности.
Однажды, уезжая из Москвы, с большим трудом купил билет, были какие – то праздники. И вдруг в вагоне выясняется, что он абсолютно пустой: я и еще одно существо. Вагон полностью не отапливается. Стоит зима, сильный мороз. Не без сложностей уговорили нашу проводницу перевести нас в соседний вагон. Здесь я быстро почувствовал необычную атмосферу. Практически все пассажиры вагона представляли некое сообщество. В тамбуре во время перекура переговорил с одним парнем из сообщества, который рассказал, что все они являются обслугой Кремля: повара, парикмахеры, горничные, официанты, портные и т.д. У них есть традиция: в какой - нибудь праздник сесть в поезд и отправиться куда – либо. Цель – просто « оторваться» … Действительно, в вагоне происходил настоящий массовый кутеж, да еще с интимными играми.
У аспирантов было принято провожать своего товарища в дорогу, на вокзал, особенно если собиралось несколько сумок. Перед отъездом в общежитии накрывался небольшой столик «на посошок». Все были в приподнятом благостном настроении. Как сейчас помню, мой провожающий товарищ Сергей Намсараев настойчиво в вагоне несколько раз повторил фразу:
- Андрей, у тебя пять вещевых мест.
С воровством я в поездах особо лично не сталкивался. Помню, по прибытию поезда рано утром в Москву, стал свидетелем случая, когда увидел громко рыдающую женщину, шедшую по перрону в сопровождении двух милиционеров в одном халатике и шлепанцах. Стоял сильный мороз. Видимо бедолагу ночью полностью обокрали. И как ей теперь быть?
Как –то я возвращался зимой из Москвы. Мне досталось не самое лучшее место: нижняя боковая полка. По тем временам у меня была весьма приличная и дефицитная пыжиковая шапка. Чтобы ее не помять, положил сверху на багажную полку. Напротив в плацкарте ехала несколько странная парочка, типа муж и жена. Впрочем, в основном странно вел ее муж, не вызывающий доверия. Так как рядом были еще и другие люди, то я подумал, что все обойдется. Будучи уставшим, крепко приснул. Проснулся от того, что поезд стоит. Стоял он долго по какой – то причине, немного не доехав до Смоленска. Люди собрались на выход и намертво застыли в узком проходе вагона. В заклинившем проходе я увидел заблокированную соседнюю парочку. Они собирались сойти в Смоленске. На его башке красовалась моя шапка. Я сделал зверское лицо и что – то, наверное, прошипел. Его напарница мгновенно сорвала с него шапку и положила на место, а ему напялила его родную из облезшего кролика. Все происходило молча. Представляю с каким нервным ожиданием они надеялись успеть выйти из вагона пока я спал. Но Бог помог мне.
Со временем, уезжая из Москвы, у меня сложилась привычка, когда поезд трогался я уходил в тамбур и там курил или просто смотрел в окошко входной двери до тех пор пока последние огни окраин мегаполиса не исчезали во тьме. На это обычно уходило час с небольшим, что составляло по расстоянию около ста километров. Каждый раз я с большой радостью покидал Москву и всей душой стремился в свой Витебск, к своей любимой семье. Огромный город порождал у меня чувство тоски и необъяснимой тревоги, ощущение растворенности в бескрайней массе людей.
Не представлял себе возможность проживать в таком большом городе, наблюдая сколько часов ежедневно тратили москвичи , добираясь на работу и обратно домой. Как- то шеф взял меня и еще одного аспиранта в выходной день на дачу немного отдохнуть и заодно помочь восстановить поломанную ворами дверь. Обратно возвращались в Москву вечером. Какие огромные пробки из автомобилей мы выстаивали! И это было всего только начало 80-х годов. А что там теперь?
Однажды в тамбуре вагона познакомился с парнем, бывшим «афганцем», то есть который там воевал сержантом.Он был несколько выпивший и держался очень импульсивно: все хотел с кем-то по справедливости разобраться.Это могло для него обернуться большой неприятностью, например, уголовным делом. Целый вечер я провозился с ним, постоянно удерживая его от опасных действий. Видно было, что парню пришлось побывать в очень экстремальных условиях, с большой эмоциональной напряженностью, где он и приобрел сильнейшую дозу «взрывной» психопатии. Он постоянно находится во взведенном состоянии. Как ему теперь жить? Кто его поймет и разделит с ним эту горькую участь? Наверное тогда от этого не лечили.
Особое место на Белорусском вокзале в Москве занимал вокзальный ресторан. В него иногда заходил, возвращаясь из командировок, перекусить на дорогу и заодно скрасить остававшееся время до отправления поезда, которое тянулось мучительно медленно. Ресторан отличался весьма доступным ценообразованием и поэтому недостатка в посетителях никогда не испытывал. Но и место, как правило, всегда находилось: шустрые официанты подсаживали к какой - нибудь кампании.Так, однажды я оказался в сообществе своих земляков из Гродненской области. Это небольшая группа молодых парней возвращалась с тяжелых заработков из Сибири, где они очищали одну из таежных рек от завалов. Познакомились: простые, открытые и искренние наши белорусы. Оказывается они уже несколько дней в столице. Застряли, отводят душу, гуляют и прогуливают свои кровные, заработанные тяжким трудом в холодной воде. Ближе к ночи они садятся в ночной туристический автобус и таким образом обеспечивают себе ночлежку. Вдруг в какой-то момент один из парней резко побледнел и схватился за живот. Сказали – у него приступ язвы. Мне захотелось помочь парню. Я возвращался с научной конференции из Улан-Удэ, которую там организовал совместно с Академией педагогических наук СССР мой товарищ по аспирантуре и затем ставший министром образования Бурятской АССР Сергей Дашиевич Намсараев. Среди некоторых подаренных мне сувениров была трехлитровая банка с облепиховым маслом домашнего приготовления. В то время это был дорогостоящий подарок. Недолго думая я сообщил кампании, что дарю всю банку их товарищу для его выздоровления. Одновременно, используя момент, мне удалось их убедить прекратить московские «гастроли» и немедленно ехать домой к своим близким, сохранив для них часть денег, заработанных в далекой стороне. Тут же рассчитались с официантом и под моим наблюдением купили билеты на вскоре отправляющийся в Гродно поезд. Затем спустились в цокольный этаж вокзала в камеру хранения. Там я получил свой багаж и вручил парню обещанную банку с облепихой, взяв с него обещание тщательно заняться лечением язвы. Проводил их на поезд. На прощание молча обнялись. Между нами установилоь невидимое глазом поле братского сближения. Чувствовалось, что они мне доверяют и благодарны. У меня тоже на душе стало легко и чисто.
С началом 90-х обстановка в поездах стала радикально меняться. Душевные посиделки постепенно почти исчезли. Пассажиры вели себя отчужденно и обособленно. В контакты люди лишний раз старались не вступать. Выпивший человек мог запросто стать вожделенным субъектом для криминальных лиц или милиции. Белорусы, возвращающиеся с заработков, по возможности старались Москву объезжать стороной, чтобы не рисковать своими сбережениями. В зале ожидания на Белорусском вокзале я наблюдал возвращающуюся бригаду земляков. Они сидели плотным кольцом, абсолютно трезвые и были начеку.
Как-то переезжая из аэропорта на электричке на Белорусский вокзал, я стал свидетелем диких действий экстремистской молодежной орехово-зуевской группировки. В середине дня электричка выглядела пустынной, то есть пассажиров было очень мало. На одной из станций в электричку неожиданно зашло несколько десятков возбужденных подростков. Они были достаточно агрессивны и двигались толпой через все вагоны, громя по пути вагонное имущество, грубо задевая и провоцируя немногочисленных пассажиров. Это было новое явление. Никаких сотрудников правоохранительных органов в электричке, похоже, не находилось.
Ресторан на Белорусском вокзале в лихие 90-е стал на время своеобразным островком безопасности, так как здесь гражданин имел возможность перекусить и расслабиться, не вступая в конфликт с полицией и сомнительными личностями. Разумеется, с соблюдением определенных ограничительных правил. Свободных мест почти не было и официант предложил мне место за уже занятым столиком. Несколько молодых мужчин из Беларуси. Открытые и доверчивые. В ходе общения выяснилось, что какое-то время тому назад они приехали в Москву на заработки в качестве строителей. По предварительной договоренности их на вокзале должен был встретить работодатель. Однако никто не встретил и трубку телефона не поднимали. Они уже подумывали возвращаться домой. Неожиданно к ним подошли незнакомые респектабельные молодые люди и предложили работу. Ребята поинтересовались, что им предстоит делать? Было сказано, что они будут заниматься земляными работами. На современном микроавтобусе их долго везли куда-то в Подмосковье. Наконец подъехали к благоустроенному коттеджу и предложили располагаться. Работодатели пояснили им, что когда понадобятся. то за ними приедут, а пока отдыхайте. Так прошло несколько дней. Еды и выпивки в холодильниках предостаточно. Они уже не имели ничего против такой жизни. Но вот однажды ночью их разбудили и сказали собираться на работу. Ехали долго, высадились на опушке леса. Им выдали лопаты и указали, где рыть траншею. Когда работа была почти закончена, подъехал грузовой микроавтобус и им поручили выгружать в траншею большие пластиковые черные пакеты. Содержимое на ощупь оказалось мягким, пластичным и тяжелым. Догадались: трупы. Когда все тщательно зарыли и замаскировали снова поехали к себе в коттедж. Через некоторое время все стало повторяться только в разных местах. Места ребята не запоминали, так как совершенно не ориентировались в той местности. Постепенно им в головы стала приходить мысль о неизбежности оказаться в роли тех несчастных, которых они закапывали. Они бежали. Все сделали разумно и быстро, кроме одного, что застряли на вокзале. Днем кутили, а ночи проводили в новом типе гостиниц, придуманных в перестроечный период – в вагонах на запасных путях.
Приложив свои душевные и эмоциональные усилия, мне удалось их убедить в немедленном отъезде из столицы, чтобы избежать огромной опасности, которой они себя подвергают.
Интенсивные поездки надолго сформировали у меня устойчивое неприятие поездов и вокзалов. Однако, долгие годы я чутко улавливал ранним утром из своего дома стук колес прибывающего поезда «Москва – Полоцк», непроизвольно испытывая чувство приглушенной ностальгии…
Свидетельство о публикации №223110901147