Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

У понятия "свобода" есть различные истолкования, и все смысловые оттенки этого слова в той или иной мере отражены в свободолюбивой лирике А. С. Пушкина. Поэт написал много стихотворений, касавшихся так или иначе темы свободы. В сочинении, раскрывая тему свободолюбивой лирики А. С. Пушкина, я использую следующие стихотворения: «Пирующие студенты» (1814), «Лицинию» (1815), «Вольность» (1817), «Краев чужих неопытный любитель» (1817), «Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819), «Погасло дневное светило…» (1820), «Кинжал» (1821), «В. Ф. Раевскому» (1822), «Узник» (1822), «Недавно я в часы свободы…» (1822), «Птичка» (1823), «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «К морю» (1824), «Арион» (1827), «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Анчар» (1828), «Клеветникам России» (1831), «Пора, мой друг, пора!» (1834), «Из Пиндемонти» (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).
У Александра Сергеевича Пушкина понимание свободы включает, в частности, свободу физическую, противопоставленную заточению, несвободе. Примером тому может быть стихотворение «Узник», где орёл, свободная птица, предлагает заключённому в темнице лирическому герою «улететь» «...Туда, где за тучей белеет гора, // Туда, где синеют морские края, // Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
В стихотворении «Птичка» лирический герой счастлив, что на праздник Благовещения, когда по традиции выпускали из клеток птиц, может дать свободу хотя бы одному живому существу:
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Совсем юный поэт-лицеист видел свободу как  возможность делать что хочется, преодолевать запреты, беспрепятственно предаваться развлечениям, пирам, любви, веселью. Это отражено в стихотворении «Пирующие студенты»:
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем;
Под стол ученых дураков!
Без них мы пить умеем.
В поздней лирике поэта появляется тема свободы воли, независимости выбора («Из Пиндемонти»):
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права…
Есть в лирике А. С.  Пушкина и представление о свободе как о досуге, свободном времени, отдыхе:
Недавно я в часы свободы
Устав наездника читал
И даже ясно понимал
Его искусные доводы…
В стихотворениях «Лицинию», «Деревня», «Анчар», «Свободы сеятель пустынный…» поэт обличает рабство. Покорные люди, которые безропотно терпят угнетение, дают возможность существовать тиранам:
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы («Анчар»).
Есть в лирике Александра Сергеевича Пушкина и представление об идеальной Свободе, понятии философском, политическом.
О политических свободах поэт говорит в стихотворениях «В. Ф. Раевскому» («Я говорил пред хладною толпой; Языком Истин(н)ы [свободной]…»), «Из Пиндемонти»:
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Верность идеалам свободы воспевает поэт в стихотворениях «Арион», «Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». Так, в стихотворении «Арион» А. С. Пушкин представляет себя легендарным певцом Арионом, поющим «гимны прежние» вопреки гибели экипажа челна:
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Приходит к поэту и разочарование в идеалах Свободы. В стихотворениях «Свободы сеятель пустынный», «К морю» видно понимание, что свободолюбивые идеи не поддерживает толпа, они не находят отклика в душах людей:
Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран («К морю»).
Есть в лирике А. С. Пушкина идея античных философов (стоики, эпикурейцы) о том, что политика - дело нечестное, что достойный человек должен избегать участия в политической деятельности. В этом контексте деревня противопоставляется городу. Лирический герой стремится к свободе от гражданского общества («Лицинию», «Деревня» (ч.1.), «Из Пиндемонти»)…
Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;
Во мне не дремлет дух великого народа.
Лициний, поспешим далеко от забот,
Безумных мудрецов, обманчивых красот!
Завистливой судьбы в душе презрев удары,
В деревню пренесем отеческие лары!
На молодого Александра Сергеевича Пушкина влияли модные в те времена идеи свободолюбия, занесённая из Европы мятежность духа, масонское и французское революционное «Свобода. Равенство. Братство». Это свобода не для себя, а для всех, для многих. Свобода для угнетённых и рабов, борьба за неё. Революционная борьба, свержение самовластия... Эти идеи воплощены в стихотворениях "Кинжал" "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд...", "Вольность"…
Как адский луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет,
И, озираясь, он трепещет,
Среди своих пиров («Кинжал»).
Идеи Просвещения, теория общественного договора Ж. Ж. Руссо также нашли отражение в лирике А. С. Пушкина. Должен быть договор между правительством и народом. Правительство может быть смещено, если перестанет соответствовать требованиям народа. Человек обладает врождённым правом на свободу. В стихотворении «Деревня» (ч. 2) поэт возмущён нарушением этих прав: «Здесь барство дикое, без чувства, без закона, // Присвоило себе насильственной лозой // И труд, и собственность, и время земледельца».
На юного Пушкина, несомненно, влияли и будущие декабристы, некоторые из которых были его друзьями ещё с лицейских времён, и знакомство с П. Я. Чаадаевым, который позднее опубликует знаменитые «Философические письма», где с презрением отзовётся о родной стране и народах, её населяющих. Поэта волнует вопрос - Родина свободная страна? Или правы такие, как Чаадаев? В стихотворениях "Вольность", "Деревня", "Погасло дневное светило" автор говорит о попрании свобод в родной стране и повсюду:
Увы! куда ни  брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть («Вольность»).
Однако в зрелом возрасте поэт начинает понимать, что патриотизм важнее отвлечённых идеалов свободы.  И сначала в шутливой форме в стихотворении «Краев чужих неопытный любитель» он говорит: «Отечество почти я ненавидел — // Но я вчера Голицыну увидел // И примирен с отечеством моим», - а затем уже вполне серьёзно даёт ответ «Клеветникам России»:
И ненавидите вы нас…

За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..
Тем не менее, Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» указывает на то, что делает его творчество бессмертным:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в  мой жестокий век восславил я  Свободу
И милость к падшим призывал.
 Свобода для политических узников, прощение, милосердие, освобождение даже виноватых... Эти мотивы звучат в стихотворениях "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…", "Во глубине сибирских руд…", "Пир Петра Первого":
В царском доме пир веселый;
Речь гостей хмельна, шумна;
И Нева пальбой тяжелой
Далеко потрясена.
Что пирует царь великий
В Питербурге-городке?
<…>
Нет! Он  с  подданным мирится;
Виноватому вину
Отпуская, веселится;
Кружку пенит с ним одну;
И в чело его целует,
Светел сердцем и лицом;
И прощенье торжествует,
Как победу над врагом.
Вольность - нечто большее, чем свобода, это состояние души человека. Свобода духовная, не политическая, – вот идеал зрелого Пушкина. В романе в стихах «Евгений Онегин» герой говорит: «Я думал: вольность и покой // Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан...». Герой имеет в виду свободу от других людей, уединённую спокойную жизнь как противопоставление жизни политической, семейной, светской. Однако есть и другая, духовная, свобода. Где бы человек ни находился, с кем бы ни общался, в каком положении бы ни оказался, он может быть свободен внутренне, независим в суждениях и выражении взглядов: «для власти, для ливреи // Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…» («Из Пиндемонти»).
Самые известные символы свободы в лирике Александра Сергеевича Пушкина - море, ветер, птица... («Погасло дневное светило», «Птичка», «К морю», «Узник»):
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой («К морю»).
Свободолюбивая лирика Александра Сергеевича Пушкина включает множество мотивов, слово «свобода» в творчестве поэта поражает разнообразием смысловых оттенков,  от досуга и весёлой студенческой вольницы до свободы личности, свободы народа, свободы выбора.
В одних произведениях тема свободы оказывается ключевой, в других упомянута в связи с иными темами. Но несомненно, что это одна из ключевых тем в творчестве А. С. Пушкина.


Рецензии