Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина
У Александра Сергеевича Пушкина понимание свободы включает, в частности, свободу физическую, противопоставленную заточению, несвободе. Примером тому может быть стихотворение «Узник», где орёл, свободная птица, предлагает заключённому в темнице лирическому герою «улететь» «...Туда, где за тучей белеет гора, // Туда, где синеют морские края, // Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
В стихотворении «Птичка» лирический герой счастлив, что на праздник Благовещения, когда по традиции выпускали из клеток птиц, может дать свободу хотя бы одному живому существу:
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Совсем юный поэт-лицеист видел свободу как возможность делать что хочется, преодолевать запреты, беспрепятственно предаваться развлечениям, пирам, любви, веселью. Это отражено в стихотворении «Пирующие студенты»:
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем;
Под стол ученых дураков!
Без них мы пить умеем.
В поздней лирике поэта появляется тема свободы воли, независимости выбора («Из Пиндемонти»):
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права…
Есть в лирике А. С. Пушкина и представление о свободе как о досуге, свободном времени, отдыхе:
Недавно я в часы свободы
Устав наездника читал
И даже ясно понимал
Его искусные доводы…
В стихотворениях «Лицинию», «Деревня», «Анчар», «Свободы сеятель пустынный…» поэт обличает рабство. Покорные люди, которые безропотно терпят угнетение, дают возможность существовать тиранам:
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы («Анчар»).
Есть в лирике Александра Сергеевича Пушкина и представление об идеальной Свободе, понятии философском, политическом.
О политических свободах поэт говорит в стихотворениях «В. Ф. Раевскому» («Я говорил пред хладною толпой; Языком Истин(н)ы [свободной]…»), «Из Пиндемонти»:
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Верность идеалам свободы воспевает поэт в стихотворениях «Арион», «Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». Так, в стихотворении «Арион» А. С. Пушкин представляет себя легендарным певцом Арионом, поющим «гимны прежние» вопреки гибели экипажа челна:
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Приходит к поэту и разочарование в идеалах Свободы. В стихотворениях «Свободы сеятель пустынный», «К морю» видно понимание, что свободолюбивые идеи не поддерживает толпа, они не находят отклика в душах людей:
Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран («К морю»).
Есть в лирике А. С. Пушкина идея античных философов (стоики, эпикурейцы) о том, что политика - дело нечестное, что достойный человек должен избегать участия в политической деятельности. В этом контексте деревня противопоставляется городу. Лирический герой стремится к свободе от гражданского общества («Лицинию», «Деревня» (ч.1.), «Из Пиндемонти»)…
Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;
Во мне не дремлет дух великого народа.
Лициний, поспешим далеко от забот,
Безумных мудрецов, обманчивых красот!
Завистливой судьбы в душе презрев удары,
В деревню пренесем отеческие лары!
На молодого Александра Сергеевича Пушкина влияли модные в те времена идеи свободолюбия, занесённая из Европы мятежность духа, масонское и французское революционное «Свобода. Равенство. Братство». Это свобода не для себя, а для всех, для многих. Свобода для угнетённых и рабов, борьба за неё. Революционная борьба, свержение самовластия... Эти идеи воплощены в стихотворениях "Кинжал" "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд...", "Вольность"…
Как адский луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет,
И, озираясь, он трепещет,
Среди своих пиров («Кинжал»).
Идеи Просвещения, теория общественного договора Ж. Ж. Руссо также нашли отражение в лирике А. С. Пушкина. Должен быть договор между правительством и народом. Правительство может быть смещено, если перестанет соответствовать требованиям народа. Человек обладает врождённым правом на свободу. В стихотворении «Деревня» (ч. 2) поэт возмущён нарушением этих прав: «Здесь барство дикое, без чувства, без закона, // Присвоило себе насильственной лозой // И труд, и собственность, и время земледельца».
На юного Пушкина, несомненно, влияли и будущие декабристы, некоторые из которых были его друзьями ещё с лицейских времён, и знакомство с П. Я. Чаадаевым, который позднее опубликует знаменитые «Философические письма», где с презрением отзовётся о родной стране и народах, её населяющих. Поэта волнует вопрос - Родина свободная страна? Или правы такие, как Чаадаев? В стихотворениях "Вольность", "Деревня", "Погасло дневное светило" автор говорит о попрании свобод в родной стране и повсюду:
Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть («Вольность»).
Однако в зрелом возрасте поэт начинает понимать, что патриотизм важнее отвлечённых идеалов свободы. И сначала в шутливой форме в стихотворении «Краев чужих неопытный любитель» он говорит: «Отечество почти я ненавидел — // Но я вчера Голицыну увидел // И примирен с отечеством моим», - а затем уже вполне серьёзно даёт ответ «Клеветникам России»:
И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..
Тем не менее, Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» указывает на то, что делает его творчество бессмертным:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Свобода для политических узников, прощение, милосердие, освобождение даже виноватых... Эти мотивы звучат в стихотворениях "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…", "Во глубине сибирских руд…", "Пир Петра Первого":
В царском доме пир веселый;
Речь гостей хмельна, шумна;
И Нева пальбой тяжелой
Далеко потрясена.
Что пирует царь великий
В Питербурге-городке?
<…>
Нет! Он с подданным мирится;
Виноватому вину
Отпуская, веселится;
Кружку пенит с ним одну;
И в чело его целует,
Светел сердцем и лицом;
И прощенье торжествует,
Как победу над врагом.
Вольность - нечто большее, чем свобода, это состояние души человека. Свобода духовная, не политическая, – вот идеал зрелого Пушкина. В романе в стихах «Евгений Онегин» герой говорит: «Я думал: вольность и покой // Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан...». Герой имеет в виду свободу от других людей, уединённую спокойную жизнь как противопоставление жизни политической, семейной, светской. Однако есть и другая, духовная, свобода. Где бы человек ни находился, с кем бы ни общался, в каком положении бы ни оказался, он может быть свободен внутренне, независим в суждениях и выражении взглядов: «для власти, для ливреи // Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…» («Из Пиндемонти»).
Самые известные символы свободы в лирике Александра Сергеевича Пушкина - море, ветер, птица... («Погасло дневное светило», «Птичка», «К морю», «Узник»):
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой («К морю»).
Свободолюбивая лирика Александра Сергеевича Пушкина включает множество мотивов, слово «свобода» в творчестве поэта поражает разнообразием смысловых оттенков, от досуга и весёлой студенческой вольницы до свободы личности, свободы народа, свободы выбора.
В одних произведениях тема свободы оказывается ключевой, в других упомянута в связи с иными темами. Но несомненно, что это одна из ключевых тем в творчестве А. С. Пушкина.
Свидетельство о публикации №223110901242