О великом мыслителе и патриоте И. С. Аксакове

               
8 октября сего года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского мыслителя и общественного деятеля, одного из лидеров славянофильского (русского православно-патриотического) течения, Ивана Сергеевича Аксакова.  К сожалению, эта дата никак не была отмечена на государственном уровне. О деятельности творчестве этого великого человека есть замечательные исследования и статьи, но все же знают о нем у нас недостаточно, поэтому внесу и я скромную лепту, напомнив читателю о мыслителе и патриоте  XIX- го века, чьи мысли, однако, созвучны и нашему времени.

Жизнь И.С. Аксакова даже до того времени, когда он стал известным литератором и общественным деятелем, была очень непростой и в то же время замечательной. Но здесь я опущу все перепетии его биографии.

Замечательнейший (даже великий)  публицист, он соединял в себе патриотизм и уважение к свободе личности.  Об этом пишет философ П.Б. Струве: «В русской публицистике нет лучшей защиты свободы слова и совести, чем классические статьи на эти темы Ивана Аксакова. Его статья в "Руси" против цензурного ведомства, которое почти перед самой смертью знаменитого публициста осмелилось обвинить его в "недостатке истинного патриотизма", читалась и перечитывалась людьми нашего поколения буквально с трепетом и восторгом как беспримерно мужественное обличение бюрократической тупости и как такая же защита свободной речи» [1]. В своих статьях он обращался к самым актуальным вопросам своего времени  (еврейский вопрос, освобождение крестьян, польское восстание и др.), и всегда выступал как истинный христианин и патриот.

Вот он пишет о судьбе дворовых, оказавшихся в тяжелом положении после  освобождения от крепостной неволи: « ...скажемъ н;сколько словъ о судьб; дворовыхъ, вольныхъ, посл; 19 февраля, идти отъ своихъ прежнихъ господъ на вс; четыре стороны, -- остающихся, по большей части, безъ всякаго обезпеченія» [2]. И далее предлагает меры, способные улучшить положение бывших дворовых, получивших освобождение от крепостной неволи, но, в отличие от крестьян, не получивших земельного надела. Вообще, надо заметить, в дело освобождения крепостных славянофилы внесли свою лепту. Здесь особенно потрудился  Ю. Ф. Самарин.

 Немало внимания Аксаков уделяет и польскому вопросу: «Вс; журналы Русскіе и иностранные сообщили изв;стіе о томъ, что до 300 Польскихъ пом;щиковъ, съ;хавшись въ Варшав;, написали, по сов;ту будто бы графа Андрея Замойскаго, проектъ адреса къ Русскому правительству съ требованіемъ безусловнаго присоединенія или, лучше сказать, включенія въ составъ Польши: Литвы, Б;лоруссіи, Волыни и Подоліи, н;когда принадлежавшихъ Польской корон;...» [3].

Аксаков не может не выразить удивления, что поляки еще не добились независимости от России, а уже выставляют требования, чтобы оторвать от нее исконно-русские земли:

«Мы желали бы, чтобъ они поняли. "День" уже довольно ясно опред;лилъ свою точку зр;нія на Польскія д;ла. Въ силу того же начала, которое заставляетъ насъ такъ горячо отстаивать права Русской народности противъ Польскаго домогательства, въ силу этого же живаго начала стоимъ мы и за права Польской народности въ пред;лахъ Польши,-- Польши, а не Волыни, Подоліи, Б;лоруссіи и проч. Читателямъ нашимъ в;рно памятны статьи одного изъ нашихъ сотрудниковъ, въ которыхъ такъ ясно доказывалась необходимость и польза для самой Россіи въ существованіи самобытнаго государственнаго Польскаго центра, который бы оттянулъ къ себ; все Польское изъ Русскихъ областей, очистилъ бы ихъ отъ Польскаго наплыва и сталъ бы твердымъ оплотомъ противъ напора Н;мецкой стихіи. Т;мъ бол;е жаль, что Поляки сими стараются объ охлажденіи къ себ; сочувствія Русскаго общества, и неуваженіемъ къ правамъ Русской народности поддерживаютъ раздраженіе въ Русскомъ народ; и отдаляютъ эпоху примиренія. Поляки сами портятъ свое д;ло. Если бы кто-либо, лишенный свободы д;йствія, сказалъ самому пылкому гуманисту: развяжи мн; руки, чтобъ я могъ тебя побить и изув;чить,-- сомн;ваемся, чтобы гуманистъ, какъ бы онъ искрененъ ни былъ, согласился предоставить ему свободу,-- т. е. возможность исполнить свою угрозу. Точно въ такое же положеніе ставятъ Поляки и Россію, заран;е предъявляя притязанія на Кіевъ, Волынь, Подолію и пр, расточая воинственныя похвальбы и угрозы!»

Из этого следует, что Аксаков и прочие славянофилы, может быть,  вполне сочувствовали бы желанию польских патриотов обрести независимость, но непомерные аппетиты польской щляхты, мечтающей о восстановлении Речи Посполитой, т..е. о присоединении к Польше исконно-русских земель (западно-русских), с русским же (малороссийским и белорусским) населением, развели  их по разные стороны баррикад. Я думаю, сейчас это не мешает вспомнить и осмыслить. Очень похоже на то, что аппетиты некоторых польских «патриотов» не умерились и поныне.

И. Аксаков был замечательным поэтом, но поэзией он занимался гораздо меньше, чем публицистикой. И если представить публицистику как такой же вид  литературы,  как поэзия или художественная проза, то в русской публицистике И. Аксакову  принадлежит такое же место, как Пушкину в поэзии, а Гоголю или Достоевскому — в художественной прозе. Но публицистика  – несколько другой жанр, не художественный. Она больше связана с реальной, практической жизнью. И кроме того, Аксаков был  крупнейшим   общественным деятелем. По своему духовному складу Аксаков больше напоминает Козьму Минина, чем  гениев русской художественной литературы. Здесь я не оригинален. До меня сравнение с великим русским гражданином сделал русский мыслитель Н. П. Гиляров-Платонов: «Москва 1612 года освобождена всею Землею, а не Мининым, но Минин оказался; народное движение к освобождению балканских христиан нашло своего Минина и в 1876 году» [4]. 

Как яркий деятель (а не только мыслитель),  И. Аксаков особенно выдвигается  перед началом  русско-турецкой войны, став главой Славянского комитета. Именно этому человеку принадлежит огромная заслуга в деле освобождения балканских славян от турецкого ига. Еще до войны 1877-78 года Иван Сергеевич много поспособствовал тому, что в русском обществе сформировалось убеждение в том, что Россия обязана помочь православным братьям - сербам и болгарам. Кроме того, Славянский комитет, который он возглавлял, оказывал большую материальную помощь страждущим православным братьям-славянам. Этот же Комитет содействовал отправке добровольцев на  Балканы (еще до вступления России в войну). Еще большую деятельность Славянский комитет развернул с началом русско-турецкой войны.  Группа болгарских студентов после освобождения их страны от турецкого ига даже выдвигала его кандидатуру на болгарский престол, настолько была благодарность болгар к заслугам И. С. Аксакова. 

С властями у Аксакова были непростые отношения. Монархист и патриот, он, однако, порой подвергался гонениям за свою принципиальную позицию, которая кому-то была как кость в горле. После окончания победоносной русско-турецкой войны под давлением западных держав, Великобритании в первую очередь, русская дипломатия пошла на значительные уступки на Балканах. Это вызвало сильный протест И. Аксакова, который он выразил в своей знаменитой речи 22 июня 1978 года. Приведу отрывки из этой речи:

«Посл; исполинскихъ усилій, русскія войска преодол;ваютъ Балканы; русскія власти водворяютъ новый строй и по всей Южной Болгаріи... Пов;рила наконецъ несчастная страдалица-страна своему избавленію, съ радостію отдалась в;р; и въ свою будущность, вздохнула свободно, ожидала и вдругъ... Съ соизволенія той же самой великодушной избавительницы -- Россіи, какъ по живому т;лу распиливается Болгарія на дв; части, и лучшая, плодородн;йшая ея часть, Забалканская, та именно которая наибол;е истерзана, изъязвлена, осрамлена турецкими зв;рствами, возвращается въ турецкое рабство!... Русскія же поб;доносныя войска, т; самыя, что ц;ною своей крови добыли свободу Южныхъ Болгаръ, приглашаются вновь закр;постить ихъ поб;жденному извергу и такъ сказать собственноручно отвести: христіанскихъ женъ на поруганіе, д;тей на посрамленіе, вс;хъ на лютую турецкую месть за то, что в;рили въ Русскую власть, за братское сочувствіе къ Русскимъ!»[5].

От себя замечу. Сейчас много говорят о неблагодарности болгар к России, освободившей их от турецкого ига. Хотя очень многие болгары (пусть и не все) это очень хорошо помнят, и хранят благодарность. Однако на самом деле, и на это указывает в своей речи Аксаков, освобождение состоялось лишь наполовину. Освободив болгар, наши отдали обратно туркам половину освобожденных.  Наверняка это также оставило след в памяти «братушек», и было с дальнейшем использовано против России ее врагами.

Далее И. Аксаков говорит: «А еще въ Петербург;, какъ пишутъ въ газетахъ, многое множество легкомысленной военной молодежи и всякихъ государственныхъ недоростковъ, вращающихся въ петербургскихъ гостиныхъ, позволяетъ себ; повально глумиться надъ Болгарами и бранить ихъ га недостатокъ будто бы дов;рія и радушія къ Русскимъ! Не говоря уже о томъ, какъ несправедливо, какъ безсердечно относиться такимъ образомъ, на основаніи частныхъ случаевъ, огульно ко всему народу, да еще къ народу, нравственно забитому, удрученному пятив;ковымъ гнуснымъ рабствомъ, спрашиваемъ ихъ: что, но ихъ мн;нію, посл; вс;хъ нашихъ торжественныхъ и нарушенныхъ об;щаній, достойны ли оказываемся мы дов;рія и любви Болгаръ?… Б;дный русскій солдатъ, теб; стыдно будетъ и глава подоятъ на этихъ твоихъ "братушекъ"... За что же, благодаря русской дипломатіи, будешь ты заклейменъ въ памяти Болгарскаго народа ненавистнымъ названіемъ предателя!...»

Вину за произошедшее Аксаков возлагает на русскую дипломатию, сделавшую такие страшные уступки:
«Да что же такое случилось? Не претерп;ли ли мы пораженія, страшнаго, поголовнаго,...? Ничего не случилось, никакихъ боевъ не было. Только притопнулъ лордъ Биконсфильдъ, да Австрія пригрозила пальцемъ: такъ, по крайней м;р;, пов;ствуютъ наши газеты. Русская дипломатія, пожалуй, и могла испугаться, но только она одна, и никто больше».

Я не историк, и мне трудно судить, насколько прав или неправ был И. Аксаков в своих обвинениях русской дипломатии. Но вот  проф. С. Лебедев (более компетентный  в этом вопросе) в своей статье «Путь славянофила . Великий неизвестный» пишет по этому поводу: «Следует заметить, что Аксаков, имея большие связи в славянских кругах, был информирован о реальной расстановке сил в Европе не хуже, чем российские военные и дипломаты. Он доподлинно знал, что все ультиматумы западных государств в России — это блеф, реально к войне никто из западных государств не был готов, и ситуация 1854 не могла повториться. Напротив, перед угрозой революции стояла Австро-Венгрия, для которой первые же неудачи в случае действительной войны с Россией привели бы к распаду. Англия никогда не воевала, не имея сухопутного союзника, а таковым в тот момент была только уязвимая Австро-Венгрия. «Железный канцлер» Бисмарк, руководивший Германией, всегда был против войны с Россией, и тем более из-за Балкан, которые, по его словам, «не стоят костей померанского гренадера». В силу этого Германия занимала в данном кризисе примирительную позицию. Т. о., уступки российской дипломатии действительно были ничем не оправданы».

Речь Аксакова вызвала большой резонанс в российском  обществе, да и в мире. У наших властей  речь вызвала  отрицательную реакцию. Аксаков был выслан из Москвы (хорошо, хоть не арестован), а Славянский комитет закрыт. В обществе же многие оказались солидарны с мыслителем. Интересная  история произошла с  портретом  И. Аксакова работы И. Репина . О ней читаем  в статье К. Кудряшова о знаменитом  коллекционере Павле Третьякове: «...когда славянофила Ивана Аксакова за его патриотическую речь, критикующую недочёты отечественной дипломатии, позволившей украсть победу в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, выслали из Москвы, Третьяков устроил политическую акцию. Илье Репину был заказан портрет Аксакова, моментально размещённый в «галерее выдающихся деятелей нации»»[6]. Такова оказалась популярность Аксакова в патриотической части российского общества.

Конечно, очень печально, что 200- летие И. С. Аксакова не отмечается в нашем государстве и обществе так, как он этого заслуживает.  Для большинства читающей публики неизвестен, хотя фамилия Аксаковых  вроде на слуху.  Но думаю, что настанет время, кода в нашем обществе, нашем государстве, в нашем образовании оценят этого  великого мыслителя и гражданина.

               



1. П. Б. Струве.. Аксаковы и Аксаков http://az.lib.ru/s/struwe_p_b/text_1944_aksakovy.shtml

2. И. С. Аксаков. О положеніи освобожденныхъ дворовыхъ.
3. И.С. Аксаков.   По поводу притязаний Поляков на Литву, Белоруссию, Волынь и Подолию

4.  Н.П. Гиляров-Платонов Некролог<об И.С. Аксакове>.
5. Речь И. С. Аксакова, произнесенная 22-го июня 1878 в Московском Славянском Благотворительном Обществе
6. Константин Кудряшов.  Поединок с царём. Как коллекционер Павел Третьяков изменил ход истории.


Рецензии