Левый дискурс. Часть вторая. У истоков идеологии

                «Левый дискурс». Часть вторая. У истоков идеологии.

           Продолжу разговор о «Левом дискурсе» и «леваках». Тема крайне сложная и «скользкая», несмотря на обилие литературы по социалистической и коммунистической идеологии, практически комплексно не освещённая, и я надеюсь, что для кого-нибудь из числа профессиональных историков и политологов эти скромные заметки послужат основой для серьёзной научной работы, имеющей не только чисто научный, но и прикладной интерес.
           Поскольку главное для нас не столько погружение в исторические глубины, сколько практический интерес к той группе людей, которая претендует на революционное преобразование нашего мира в свою пользу, начну я вот с такого сообщения, обнаруженного мною в новостной ленте белорусского оппозиционного ресурса «Хартия 77», опубликованного сегодня в 14.05:

                Израиль потребовал разъяснений от AP, Рейтер, CNN и New York Times в связи с тем, что их фоторепортеры находились рядом с ХАМАС во время атаки 7 октября.

                Израильские власти назвали фотографов «соучастниками преступлений против человечности» и отметили, что их действия нарушают все красные линии в этическом плане,
           — сообщают СМИ.
                (конец цитаты)

           Итак, неуловимые «леваки» обретают плоть и кровь через названные информационные ресурсы. Все эти ресурсы имеют давнюю историю, считаются надёжными источниками информации и формально не принадлежат к числу СМИ, вроде американской телекомпании Fox News, симпатизирующих какой-то одной из ведущих американских партий или группе населения, хотя и считаются либеральными.
           То есть формально они не связаны ни с пресловутым американским Deep State, якобы изнутри направляющим политику американских президентов, ни с глобалистами, которых, по устоявшемуся мнению, представляют такие структуры, как Бильдербергский клуб, «Римский клуб», «Комитет 300», Богемский клуб, Совет по международной политике и тому подобные реальные и вымышленные организации.
           То есть через своих владельцев и ведущих менеджеров они наверняка имеют весьма тесные связи с этой «мировой закулисой», но в целом до сих ор считаются «кристально чистыми» предприятиями, целью которых является беспристрастное доведение новостей до читателей.
           Тем интереснее, что фотографы этих информационных агентств и массовых изданий вовремя оказались в самом центре событий 7 октября. Без тесных связей с руководством ХАМАС их присутствие в секторе Газа в такой момент было бы невозможным.
           Значит, события 7 октября действительно должны были стать причиной начала «Большой войны» на Ближнем Востоке с постепенным перерастанием в Третью (условно, если не считать таковой Холодную войну) Мировую войну. И владельцы этих СМИ, несмотря на то, что многие из них формально считаются евреями, не поделились этой информацией с правительством Израиля (или в правительстве этого еврейского государства были прямые агенты «мировой закулисы», которые обеспечили для ХАМАС несколько часов «спокойной резни»).
           Если бы не взвешенная позиция «военного кабинета», который дал время ЦАХАЛ подготовиться к действиям на территории сектора Газа и подогнать две авианосные ударные группы США в Средиземное море, вероятность подобного развития событий была бы крайне высока, и не исключено, что на Ближнем Востоке уже началась бы ядерная война, пусть и не сверхинтенсивная.
           Другим чётким маркером действий этой группы «мировой закулисы» стала информационная атака на Израиль в связи с якобы уничтожением баптистской больницы в секторе Газа с небывалым числом жертв, сорвавшая намеченную передачу сектора Газа под контроль Палестинской администрации Махмуда Аббаса.
           Разумеется, когда ставки небывало высоки, можно ожидать любых неожиданностей. Буквально в эти дни определяется дальнейший вектор развития человеческой цивилизации на планете Земля, в итоге которого или возникнет рай для избранных и ад для всех остальных, или человечество сумеет избежать этой ловушки и будет идти более привычным путём к созданию приемлемых условий жизни для всего населения планеты.
                Кто бы что ни говорил об опасности перенаселённости Земли, угрозе глобального голода и грядущих экологических катастрофах, наша планета вполне может прокормить ещё не один десяток миллиардов людей, не убивая при этом окружающую среду.
           Ну а теперь вернёмся к идеологии левого движения, из которой потом вырастет современное «левачество».
           Я уже писал, что сами по себе и левые, и консервативные идеи являются необходимым условием для развития цивилизации. И понятия, связанные с «левым дискурсом» и современным консерватизмом, тянутся из глубины веков. В древнеегипетских папирусах ли, в высказываниях Сократа или поэмах Гесиода пишется о том, что молодёжь не желает походить на своих воспитанных и благородных отцов.
           Но как система взглядов, левый дискурс стал складываться на границе Средневековья и Нового времени. В мире происходили глобальные изменения, Колумб открыл новый континент, Васко да Гама совершил кругосветное путешествие, а в производстве товаров наметился поворот от штучного ремесленного производства цеховых мастеров к массовому мануфактурному.
           Всё это отразилось и в такой сфере, как религия. Если до этого католическая церковь справлялась с учениями Джона Уиклифа и Яна Гуса, то с «95 тезисами» Мартина Лютера она уже не совладала. Мир становился иным, заведённый испокон веков порядок жизни перестал быть таковым, и новые поколения начали всерьёз задумываться о свободе и справедливости.
           В советское время студентам ВУЗов приходилось изучать несколько предметов, называвшихся общественными науками. В их число входили «История КПСС», «Марксистско-ленинская философия», включавшая в себя исторический и диалектический материализмы, «Экономику социализма», «Научный атеизм», и как венец всего этого цикла – «Научный коммунизм», сдававшийся в виде государственного экзамена.
                Разумеется, чаще всего изучение этих наук ничего, кроме оскомины, не вызывало, и в памяти не откладывалось. Да и я, признаться, никогда не думал, что мне придётся возвращаться к этой теме, но без представления о людях, сформировавших левый дискурс, наш разговор был бы беспредметен.
           Его основы закладывали такие выдающиеся мыслители, как Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен, Гуго Гроций, Томас Гоббс с его «Левиафаном» и даже Николо Маккиавели, хотя никто из них не слышал названий «социализм» и «коммунизм» и удивился бы, если бы «учение о регулярном государстве» как-то было связано с этими терминами. Но они знали слово «справедливость», и пытались разработать механизмы её достижения в современных им условиях.
           Более существенную роль сыграли труды Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, в своих книгах попытавшихся создать образ идеального государства. Не обошло это поветрие и Московское царство, в лице Ивана Семёновича Пересветова с его «Сказанием о Магмете-султане». И хотя был он идеологом формирующегося русского дворянства, в целом его тоже можно отнести к сторонникам тогдашнего «левого дискурса», как и более поздних авторов Юрия Крижанича и Ивана Тихоновича Посошкова с его «Книгой о скудости и богатстве». Они не выступали против существовавшего строя, но по-своему стремились к справедливости, хотя она и отличалась от западноевропейских представлений о ней.
           Важную роль в развитии идей справедливости сыграли и протестантские богословы, которых официальная советская наука в число предшественников социализма не вписывала. А ведь в их число вполне можно было бы включить «отцов-пилигримов», в 1620 подписавших на борту корабля «Мэйфлауэр» договор, во многом определивший потом политическое развитие будущих Соединённых Штатов Америки.
          Если же ориентироваться на тех, кого в будущем Советском Союзе считали главными мыслителями левого движения, то их список был размещён в 1918 году на памятнике в Александровском саду и включал в себя таких разноплановых деятелей, как Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Карл Либкнехт, Фердинанд Лассаль, Август Бебель, Томмазо Кампанелла, Жан Мелье, Джерард Уинстэнли (Уинтслей), Томас Мор, Анри де Сен-Симон, Жан-Батист Вальян, Шарль Фурье, Жан Жорес, Пьер-Жозеф Прудон, Михаил Александрович Бакунин, Николай Гаврилович Чернышевский, Пётр Лавров, Николай Константинович Михайловский, Георгий Валентинович Плеханов. Отличная компания!
          Изменения, связанные с развитием капитализма, затрагивали всё общество. Именно в это время появляется трещина между финансовым капиталом и капиталом промышленным.
          Финансовый капитал имел древние корни. Со времён Древнего Мира купцы налаживали торговлю между различными странами и городами с целью извлечения прибыли, создавали компании, которые пытались монополизировать те или иные маршруты и сферы деятельности, воевали за возможность льготной торговли.
                Именно контроль над торговыми путями и местами концентрации природных богатств лежали в основе практически всех войн древности, будь то борьба фараонов Древнего Египта с «людьми моря», войны Карфагена и Древнего Рима или походов Александра Македонского. Разумеется, в качестве официальных причин выступали совершенно другие поводы и претензии, но в целом именно финансовый капитал, история которого ещё требует изучения, был своеобразным двигателем прогресса в Древнем Мире и в Средние века.
          Затрагивая финансовый капитал, необходимо сразу оговориться о роли национальных диаспор в развитии торговли. Традиционно ряд торговых направлений контролировали евреи, армяне, выходцы из Леванта.
                Например, с Великим Шёлковым Путём можно связать такие явления, как создание колоний «персидских купцов» в Древнем Китае, создание Хазарского каганата и принятие каганами иудаизма и борьбу с ним князя Святослава Игоревича. И даже причины такого не самого приятного периода российской истории, как монгольское завоевание, в какой-то степени связано с этим торговым путём.
                Так же, как среди причин Крестовых походов наряду с аграрным перенаселением Европы в 12-13 веках и религиозным фактором присутствовало и стремление взять под контроль ближневосточную торговлю драгоценностями и пряностями.
          К сожалению, этим купеческим объединениям историки не придают того значения, которое они играли в реальности. Практически никаких работ, кроме книги Андрея Зиновьевича Синельникова «Средневековая империя евреев», мне не попадалось, хотя я считаю её достаточно предвзятой. Но кто может претендовать на верное понимание истории, если мы не всегда способны понять и оценить текущие события, несмотря на кажущуюся доступность средств массовой информации?
          Был финансовый капитал еврейский, и был христианский.
                Христианский был представлен семействами Фуггеров, Вельзеров, банками Венеции и Генуи, ломбардскими купцами. Именно в Ломбардии зародилось современное банковское дело. Фуггеры достаточно долго финансировали императоров Священной Римской империи Германской нации Габсбургов. Вельзеры тоже ссужали императорской фамилии тонны золота. Но постепенно их финансовые империи приходили в упадок. А евреи-ростовщики становились главными гоффакторами владетельных германских князей, снабжая их деньгами. Достаточно хорошо известна история семьи Ротшильдов, предок которых Амшель Майер Ротшильд, став гоффактором ландграфа Гессенского Вильгельма Девятого, основал династию банкиров, существующую до наших дней.
          Промышленному капиталу были нужны деньги. Промышленники развивали свои предприятия, используя новые источники энергии и изобретения, позволявшие выпускать больше продукции при меньших затратах, промышленность обеспечивала занятость населения.
                Для того, чтобы было где сбывать свою продукцию, промышленному капиталу нужны были новые населённые территории, и это вызвало как развитие транспортных путей, так и дало старт колониальным приобретениям. Это требовало большого риска и личного мужества.
                Но деньги давались промышленникам трудно, в то время как ничем ни рисковавшие, по мнению фабрикантов и судовладельцев, банкиры спокойно зарабатывали их, предоставляя кредиты, за возвращение которых должникам приходилось расплачиваться собственной кровью и потом.
          Именно в те далёкие времена зародилось соперничество между промышленниками и банкирами. И хотя они делали общее дело, впрягшись в одну телегу, это противостояние сказывалось на всём тогдашнем обществе.
          Промышленники вынужденно были патриотами своих стран. Им нужен был твёрдый порядок, и в целом они и помещики, да и большая часть крестьянства, были значительно консервативнее банкиров, для которых границы государств были препятствием в их делах. Поэтому первые традиционно поддерживали консерваторов, вторые – либералов.
          Конец 17 – начало 18 веков был временем создания различных тайных обществ. Именно тогда возникают первые масонские ложи, члены которых использовали неформальные связи в бизнесе. Разумеется, легенды возводили их историю чуть ли не к Древнему Египту, но на практике они были наследниками средневековых цехов, одним из которых был цех каменщиков, откуда они позаимствовали во многом свою символику. Первые ложи, возникшие в Англии, должны были стать определённым противовесом влиянию еврейского сообщества, набиравшего силу со времён Оливера Кромвеля, позволившего евреям вернуться в Англию. Не удивительно, что среди первых масонов было много промышленников и купцов, для которых соревнование в торговле с иудеями часто оказывалось неудачным.
         В 18 веке масонские ложи распространятся по всему миру, от Санкт-Петербурга до Лиссабона и от Стамбула до будущей Латинской Америки. Помимо масонов возникали и другие тайные сообщества, вроде Ордена Розы и Креста, но в целом все эти организации вначале не претендовали на активное участие в политике, в большей степени решая задачи использования неформальных связей в   сословном сообществе, сокращая дистанцию между лордом и владельцем скобяной лавки к их взаимному удовлетворению.
         Несколько по-другому складывалась ситуация с тайными организациями, прежде всего масонскими, во Франции и на территории будущих Германии и Италии. Во Франции времён Людовика Четырнадцатого слишком сильны были межсословные барьеры, в результате чего представители буржуазии чувствовали себя крайне некомфортно.
                И хотя за определённую сумму можно было купить дворянский титул, отношение к новоявленным дворянам со стороны старой знати было весьма презрительным. И здесь масонские ложи занялись активной политической деятельностью с целью ликвидировать в дальнейшем неравноправие сословий между собой. Отсюда и поддержка Энциклопедистов, активное участие в создании Соединённых Штатов Америки и польских делах. Именно в масонских ложах вызревали будущие деятели Великой Французской революции.
         В Германии и в Италии, представлявших в то время лоскутные одеяла из множества независимых королевств, герцогств и графств, стояла задача объединения этих стран. В Италии в их рядах вызревало движение карбонариев, в Германии формировались деятели будущего немецкого Романтизма. Объединением Германии займутся другие люди, для которых масонство казалось недружественным и даже враждебным.
         Я бы не останавливался на этих тайных обществах настолько подробно, если бы они не сыграли в дальнейшем важную роль в создании и распространении того левого дискурса, который мы знаем.
         Но об этом я поговорю в других статьях на эту тему.


Рецензии