Значение поста

Пост — это скорбь души, направленная к Богу. Крайнее напряжение души в духовном плаче. Такое состояние бывает в драматических или трагических ситуациях в жизни, в беде, в которой человек взывает к Богу с просьбой разрешить ситуацию.

Пост как скорбь, как плач души, может сопровождать покаяние, исповедание греха, заступническую, ходатайственную молитву о каком–то человеке или народе.

"Плачу, постясь душою моею" (Пс. 68, 11).

"Услышав о бедствии, я печален был несколько дней, и постился и молился перед Богом небесным" (Неем. 1, 4)

"Моисей сказал Израилю: повергшись пред Господом, молился я сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши" (Втор. 9, 18)

"Обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле. И молился я Господу Богу моему, и исповедовался, и сказал: Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою" (Дан. 9, 3—4, 8)

"Донесли Иосафату, говоря: идет на тебя множество великое. И убоялся Иосафат, и обратил лицо свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее. И собрались иудеи просить помощи у Господа" (2 Пар. 20, 2–4)

"Я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои" (Дан. 10, 2)

"Хлеба не ел я и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев" (1 Ездр. 10, 6).

Пост как особое состояние души, усиливает молитвенное обращение к Богу. Обычно при этом человек отказывается от пищи самым естественным образом, потому что аппетит пропадает. Иногда к напряженной молитве приступают намеренно, искусственно входя в состояние скорби и отказываясь от еды для усиления "эффекта". В любом случае, пост не следует путать с обычным голоданием или диетой.

"Многое может усиленная молитва праведника" (Посл. Иакова 5:16). Усиленная постом души и тела молитва многое может. Поэтому, пост практиковался в Ветхом Завете и рекомендуется в Новом, о нём упоминают авторы Священного Писания. Но Господь, принимая скорбные молитвы, ожидает от молящегося и реальных дел, подтверждающих его послушание Богу.

Поэтому, в Священном Писании есть слова от Господа, сообщающие о недопустимости притворства, показушности перед людьми и о желании Бога в отношении постящихся:
"Когда вы постились и плакали, для Меня ли вы постились?" (Захарии 7:5,6);

"Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6, 14—18);

"6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;

7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрастёт, и правда твоя пойдёт пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

9 Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиёшь, и Он скажет: вот Я! Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,

10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой [будет] как полдень;

11 и будет Господь вождём твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают"______Библия, Книга Исайи 58:6–11


Рецензии