Замок Висконти Кассано д Адда, Ломбардия, Италия

В этом северном регионе Италии древнегерманское племя лангобардов не только конкретно потопталось, но и дало ему своё имя - Ломбардия. А уже ломбардские банки в 13-ом веке подарили миру учреждения, где можно взять ссуду под залог, как правило, драгоценностей. Лучше бы они этого не делали, хотя какая разница, ломбарды бы появились в другой местности, только назывались бы как-то иначе. Ну вот, такая занимательная  получилась цепочка из лангобардов, самого большого региона Италии - Ломбардии и кредитных учреждений.

Италии хорошо подфартило, что у неё есть Ломбардия, а в Ломбардии - мировая столица моды Милан с его сезонными показами, распродажами, ярмарками, аутлетами с бешеными скидками на брендовое шмотьё. Но, если отвлечься от шоппинга и оглядеться по сторонам, то можно увидеть много чего интересного. Ведь после Флоренции Милан самое леонардовское место. И «Тайная вечеря» в церкви Санта-Мария-делле-Грацие  тому подтверждение.  Но сейчас не о нём, а  городке в 30 километрах от Милана -  Кассано д’Адда. Нам туда.

Городок  хоть и небольшой, но с богатой историей и замешанными в ней громкими именами. Считается, что историю творят личности. Замок Висконти в  Кассано д’Адда   - идеальное место для творцов истории. Вам хочется доказательств? Их есть у меня.

Считается, что к основанию города у берега реки Адда и строительству замка приложил руку король франков  Карл Великий в 9-ом веке . Как все великие, он мыслил глубже и видел дальше своего носа. Как он определил, что поселение будет иметь стратегическое значение, то нам неведомо. Но из множества городов и посёлков, стоящих на реке Адда, только у Кассано происходили все знаменитые битвы. Ну, ещё и у ворот замка, который  защищал водный и сухопутный пути на Милан. И он до сего дня никуда не  делся. Средневековый тракт превратился в скоростной автобан только и всего. Автомобили шуршат в обе стороны, тем самым умножая на ноль ощущение  старины глубокой. А ведь здесь есть о чём рассказать и что  посмотреть,было бы желание послушать и увидеть.

После заката династии Каролингов, к коей принадлежал и Карл Великий, власть франков в Ломбардии ослабла. А новая, на севере в виде Священной Римской империи только формировалась. Вот и пожил народ в Ломбардии более-менее спокойно эти полтора столетия. А потом снова началось в колхозе утро. Император Фридрих Барбаросса с какого-то перепуга решил, что надо не только расширяться, но и урезать авторитет самого Папы. Во втором Итальянском походе Барбаросса пошёл на «вы» против Милана. И это логично, ведь и  900 лет назад Милан был лакомым куском. Последним укреплённым районом перед Миланом была деревушка  Кассано. Стотысячное войско Барбароссы на раз смело поселение, разрушило крепостные стены замка и двинулось на Милан. Участь города была предрешена. И ничего хорошего миланцам не светило.

Идеи ограничить власть Папы после бесславной кончины Фридриха Барбароссы в лазоревых водах Гёксу никуда не делись, они упали на благодатную почву. В среде итальянской знати начались разброд и шатание. Одни были сторонниками власти Папы (гвельфы), другие -  императора Священной Римской империи (гибеллины) . Но на наш циничный взгляд, идеи -это только ширма. Кто больше платил, одаривал титулами, того и поддерживали. И друг друга за чубы не забывали таскать исключительно из меркантильных интересов.

В 1259 году между двумя противоборствующими миланскими кланами у стен замка произошла битва, из которой победителем вышел представитель партии гвельфов Мартино Делла Торре, будущий синьор Милана. Но и двадцати лет не прошло, как  звезда удачи Делла Торре закатилась. На историческую сцену  вышел многочисленный  клан Висконти, который правил Миланом почти два столетия. Из всего клана нас интересует только Бернабо Висконти, которому по наследству достался замок Кассано с прилегающей деревней. Распределение супружеских обязанностей в семье Бернабо Висконти было обычным для того времени: жена рожала и воспитывала 15 детей, а сам синьор плёл политические интриги, воевал, возводил новый замок Треццо,  перестраивал и укреплял старый замок Кассано, а между делом наставлял рога благоверной, имея на стороне ещё 20  бастардов.

Вид замка, дошедший  до наших дней,  - это заслуга исключительно Бернабо Висконти. Перестраивали крепостные стены в сжатые сроки. Ряды кирпичей чередовались со слоями речной гальки.   Теперь пёстрые  стены замка притягивают внимание своей необычностью. Бернабо Висконти было куда спешить с укреплением  замка. В 14-ом веке междоусобные  и клановые войны не  утихали. Сам Бернабо тоже сгорел в горниле  этих беспощадных семейных войн: он был отравлен родным племянником. Собственно, к этому синьор Милана шёл всю свою сознательную жизнь и награда нашла героя.

Львиная доля дохода владелец замка получал в виде пошлины за провоз товаров по арочному мосту через реку, который построил ещё первый из Висконти, архиепископ из Милана. Многие синьоры и кардиналы  мечтали заполучить ключи от замка Кассано. И не столько из-за получения пошлин.  Ведь это всё равно что заполучить ключи от Милана. Поэтому пленили, травили, казнили друг друга без зазрения совести и без оглядки на мораль. Титул герцога синьору Милана открывал путь к королевскому трону. Но для Бернабо он оказался недосягаем.

Племянник Бернабо Джан Галеаццо был куда проворней дяди. Захватив власть в независимом городе Милане, превратил его в столицу  герцогства. А титул был им куплен за 100 тысяч флоринов. Да, дорого, но если подходить с умом, то это отличная инвестиция. Титул герцога давал право на наследственную передачу власти. А если учесть, что за 15 лет Джан Галеаццо успел подмять под себя северную и центральную Италию, пустить по миру с нищенской сумой половину рода Висконти и клан Скалигеро из  Вероны, то передавать было что и не зазорно. Считай, почти королевство.  Хоть и вассальное от  Священной Римской империи, но это  такой пустяк в сравнении в единоличной безграничной властью.
Последним герцогом Милана из рода Висконти был сын Джана Галеаццо, у которого не было ни таких талантов как у отца, ни наследников, зато были непомерные амбиции.  После непродолжительного раздрая с делёжкой наследства, повлёкшего за собой голодный бунт в Милане, власть с пьяных рук свалилась на кондотьера Франческо Сфорца, человека без рода и племени, но с хитрого и расчётливого. Он даже умудрился стать зятем последнего Висконти. С 1450 года в Милане начинается отсчёт времени господства  клана  Сфорца.

Для новоиспечённого герцога была построена  шикарная резиденция на руинах старой крепости Порта Джовия в Милане.  Но и о замке Висконти в  Кассано д’Адда Сфорца не забыл. Как военачальник он понимал  стратегическое значение замка. Ведь начиная с 15 века по 18-ый по реке Адда проходила граница между Миланским герцогством и Венецианской республикой. Замок Кассано должен был стать надёжным форпостом на границе. Реконструкцией  занимался не абы кто, а один из лучших архитекторов Бартоломео Гадио.
С укреплением замка и так запоздали, потому что артиллерия в Европе уже была не в диковинку. Мало того,  Венецианская республика по производству и использованию пушек была впереди планеты всей. А сколько там от Венеции до Милана. Спешить с реставрацией, получается, надо было ещё вчера. Учитывая мощность удара и дальнобойность нового оружия, укрепили крепостные стены и расширили на всякий случай канал Муццо. Работу над ошибками провели, чтоб не повторился 1446 год, когда венецианцы хоть и не надолго, но захватили замок.

Вот в таком обновлённом виде замок предстал перед Леонардо да Винчи. Сфорца, но уже Людовико, заказал ему грандиозный проект по строительству канала. Леонардо жил в замке Кассано около двух лет. Пока он работал над проектом канала, между делом написал несколько полотен, среди которых «Мона Лиза» и «Мадонна на скалах», на заднем плане которых нетрудно угадать реку Адда, её бурное,  извилистое течение и скалистые берега. Леонардо не был бы гением, если бы ещё чего-то не придумал. В башне замка  у него родилась идея воздухоплавательного аппарата. А сидя у канала Муццо ему пришла мысль об исследовании морских глубин с помощью подводной лодки. Это был 15-ый  век, эпоха Возрождения.
История повторяется дважды: и клан Сфорца закончил также как и клан Висконти. После смерти последнего Сфорца замок Кассано пошёл по рукам. Часто менял владельцев, пока его не выкупил аристократ из Милана Борромео. Он настолько развёл в Кассано бурную деятельность, построил там в 1773 году дворец, что теперь иногда замок путают с дворцом и называют именем Барромео.

В 18-ом веке Кассано ждали новые потрясения. В 1701 году Людовик XIV, тот, который король - солнце,  затеял войнушку против Габсбургов, отстаивая право своего внука Филиппа Анжуйского на испанский престол, который был ему завещан испанским королём Карлом II. Наследство было не маленькое, поэтому и войнушка затронула пол-Европы. Докатилась она и до Миланаского герцогства. В аккурат в Кассано д’Адда случилось крупное сражение. Замок здесь пришёлся весьма кстати как штаб или ставка принца Савойского. В этом сражении он был даже ранен.
В  сомнительной зарубе  с обеих сторон было потеряно почти десять тысяч штыков, но в результате обе стороны остались при пиковом интересе. Хотя принц Савойский так не считал. Он был уверен, что добился тактической победы, остановив на время продвижение французов.

Почти через 100 лет, в 1799 году на том же месте опять встретились закадычные враги - французы и австрийцы, на чьей стороне воевала русская армия во главе с А.В. Суворовым. До этого уже были взяты крепости в Брешиа и Бергамо. Французы в очередной раз получили по шапке, а русско-австрийская армия победоносно вошла в Милан.

На этом боевой путь замка Висконти завершается. В мирной жизни его использовали в разных целях: акведук, прядильная фабрика, казарма, военный санаторий. После такой чудовищной эксплуатации замок снова нуждается в реставрации. В 1948 году его выкупает семья Лабони, и из сурового военного сооружения  замок превращается в гламурный 4-хзвёздочный отель.

В ходе ремонтных работ реставраторы наткнулись на средневековые фрески. Теперь учёные гадают Джотто это или его ученик Джованни да Милано. Интересно, как они договариваются с владельцем замка о проведении научных исследований?


Рецензии