Любимая рыба императрицы

Весной 1967 года мы уезжали из Видяево – городка при военно-морской базе Северного флота, где мой отец командовал подводной лодкой. Накануне дня отъезда отец отправил контейнер с книгами и вещами. А вечером была отвальная. Кто-то из друзей отца принес баночку красной икры. Я получил свой бутерброд. В памяти всплыл отрывок из книги Сабанеева «Пресноводные рыбы России», где было написано, что на красную икру отлично ловится палия - любимая рыба Екатерины II. Палия - рыба очень нежная, и её доставляли императрице по санному пути из Карелии. Мне же за несколько лет зимней рыбалки в местных озерах попалась только одна небольшая палия. Нужно было исправить положение, и я отложил свой бутерброд на утро.

Проснулся чуть свет. До междугородного мурманского автобуса было еще несколько часов. Я отпросился у отца сбегать на лыжах на Петелинское озеро. До ближайшей к нашему дому части озера не было и километра. Просверлил лунку. Нацепил на крючок несколько икринок. На катушке у меня было метров тридцать лески. Достану ли до дна? Катушка размоталась почти полностью. Дно, и тут же рывок. Минута вываживания, и на льду уже бьётся красавица с ярко-оранжевым брюшком и пятнышками по всему телу. Это палия! Снова крючок с икринками уносится в глубину. И снова рывок. Наживка закончилась быстро - много ли икринок уместится на одном бутерброде? Через час я уже бежал домой со своим драгоценным уловом, сожалея, что так поздно воспользовался сведениями о повадках палии из книги Леонида Павловича Сабанеева - самого опытного знатока рыбной ловли в России.

Автобус «Видяево-Мурманск» довез нас до железнодорожного вокзала. Мы оставили багаж в камере хранения, и всей семьёй отправились в ресторан. Отец дал официанту денег и попросил сварить для нас уху из моего последнего улова. Просто распотрошить, почистить и отварить рыбу. Никакой картошки и лука - отец вспомнил, что я не любил разваренный лук. Посолить, поперчить и на стол. В итоге получилась настоящая уха - прозрачная янтарная жидкость с кусками рыбы розового цвета. Аромат дошел до соседнего столика. Там тут же заказали уху. Им принесли блюдо, которое значилось в меню как уха. Но по моему пониманию, это был просто рыбный суп с кусочками трески и вареного картофеля. Официанту пришлось объяснять недовольным посетителям, что наша уха была приготовлена, так сказать, из материала заказчика.

А потом вагон с надписью «Мурманск – Севастополь» повез нас к новому месту службы отца. Так прошло мое прощание с Севером. Кто же знал, что обстоятельства жизни будут снова и снова возвращать меня на широты, лежащие за Полярным кругом. 


Леонид Павлович Сабанеев (1844—1898) — русский зоолог, натуралист, популяризатор и организатор охотничьего и рыболовного дела.  Шталмейстер императорского двора.


Рецензии
Саша, привет.

После прочтения хочется приобщиться к прекрасной палии.
Вкусно написано.

Всех благ

Андреич   16.11.2023 20:05     Заявить о нарушении
Так рад увидеть в добром здравии!
Давно не общались.

Саша Богданов   17.11.2023 02:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.