Маргинальное, непубликабельное введение к статье

1. Введение
Нефтегазовая отрасль – одна из важнейших отраслей Российской Федерации, обеспечивающая солидную долю в общем ВВП России. Поэтому развитие отечественных технологий, направленных на импортозамещение в этой отрасли казалось бы должно активно стимулироваться, как государственными структурами, так и крупными вертикально интегрированными нефтегазовыми компаниями. На практике, наблюдается несколько иная картина, после ввода санкций западными партнерами, некоторые зарубежные компании действительно покинули рынок (Вадим Михайлович, перечислите, пожалуйста), а некоторые гиганты нефтесервисного рынка по непонятным причинам остались на российском рынке, например, Шлюмберже, и прекрасно продолжают вести свою деятельность. Когда были введены санкции в нефтегазовом секторе экономики, у нашего научного коллектива Тюменского индустриального университета была радостная надежда на реальные действия нефтегазовых компаний и госструктур, направленные на стимулирования отечественных технологий. Но как оказалось в реальности, абсолютно ничего не изменилось, а может даже в некоторой степени ухудшилось. Мы приведем два примера, с которыми столкнулся непосредственно научный коллектив Тюменского индустриального университета в 2023 году: 1. В 2022 году выполнялось три проекта – два госзадания и один проект в рамках Западно-Сибирского научно образовательного центра. По итогам работы 2022 года все запланированные показатели по этим трем проектам были выполнены и перевыполнены, но по каким-то причинам в начале 2023 года начались проверки, сначала служба безопасности университета начала вызывать членов научного коллектива на допросы, потом за дело взялось ФСБ, потом ОБЭП. Как итог: никаких нарушений выявлено не было, дело не возбудили, «виновных» не наказали, но при этом разогнали 70% членов научного коллектива (они больше не работают в Тюменском индустриальном университете). И это в десятилетие науки и технологий…
2. В 2022 году была подготовлена высококачественная заявка на грант РНФ (Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами») – все три эксперта фонда рекомендовали заявку к финансированию, но РНФ по каким-то причинам отказал в финансировании, хотя тематика проекта соответствовала научному мейнстриму последних лет (цифровизации и нейросетям).
Также хочется отметить следующее соображении, прежде чем заниматься цифровизацией какого-либо процесса, необходимо достоверно знать природу этого процесса, иными словами физику. Сначала физика, потом математика. Вопрос формирования нефтяных месторождений до сих пор является дискуссионным. Есть следующее утверждение: если мы будем достоверно знать, как формируется месторождение нефти, то сможем эффективно его разрабатывать. Конечно, это вполне, логическая, немного идеалистическое соображение, которое в капиталистическом устрое экономики может быть выгодно не всем. Так, например, для бассейного моделирования используются французкие программные продукты компании Beicip Franlab. Теория, которая заложена в это программное обеспечение – биогенная, осадочно-миграционная. По логике физических процессов, заложенных в этом программном продукте, все месторождения Западной Сибири образовались из нефтематеринских отложений баженовской свиты. В частности, это обосновывается с помощью химико-кинетического моделирования процессов нефтегенерации, которое не всегда тождественно реальным геологическим условиям по мнениею В.И. Меленевского [Меленевский В.Н. Моделирование катагенетического преобразования органического вещества рифейского аргиллита в условиях аквапиролиза (биомаркерные аспекты проблемы) // Геохимия. 2012. № 5. С. 470.], а с нашей позиции – это в корни неверный подход.
Мы придерживаемся концепции И.И. Нестерова, а также многих ветеранов ЗапСибНИГНИ его соратников: биогенная теория in situ (миграцию при формировании месторождений нефти мы отвергаем). Из этого следует, что и система разработки нефтяных месторождений с помощью системы заводнения – неверная, низкоэффективная, направленная на получение сиюминутной прибыли нефтегазовых компаний. А на два основных проблемных вопроса: 1. Сколько органики необходимо для формирования гигантских месторождений нефти (типа Самотлор)? 2. Откуда берется энергия, необходимая для генерации нефти при низких температурах? – мы попробуем ответить в этой статье. Для ответа на эти вопросы мы будем цитировать книги из СССР, подготовленные специалистами ЗапСибНИГНИ, а также свои собственные научные работы, опубликованные в ведущих международных журналах с честным рецензированием.
Ответ на первый вопрос сформулирован в следующих книгах и звучит так: для формирования месторождений нефти типа Самотлор достаточно, чтобы в фациях содержалось от 0,5% до 1,5% органического вещества. [Нестеров И. И., Шпильман В. И. Теория нефтегазонакопления. – Недра, 1987.; Нестеров И. И. и др. Методика оценки нефтегазоносности локальных ловушек //Недра. – 1988. – Т. 196.; Нестеров И. И., Печеркин М. Ф. Урайский нефтегазовый комплекс Западной Сибири: к 50-летию начала добычи нефти и газа в Западной Сибири и к 55-летию открытия УНГК //Тюмень:«Сити-пресс», 2015.–352 с. – 2015.]. Следует обратить внимание на то, что в советские годы исследовательская парадигма не была подвержена капиталистическому искривлению, а ЗапСибНИГНИ был ведущим институтом, первооткрывателем месторождений углеводородов в Западной Сибири. Ученые-геологи той поры имели доступ к первозданной геохимической информацией, не искаженной варварскими методами разработки, и не были отягощены экономическими факторами капитализма (в которых в настоящее время лозунги формата: «нефти и газа много» – не выгодны). В этой связи доверия вызывает больше научная литература выдающихся советских геологов, а не современные многообразные статьи по химико-кинетическому моделированию процессов генерации нефти с помощью пиролиза. [Wang X., Zhao Y. P. The time-temperature-maturity relationship: A chemical kinetic model of kerogen evolution based on a developed molecule-maturity index //Fuel. – 2020. – Т. 278. – С. 118264.; Hou L. et al. Thermal Experiments and Chemical Kinetic Modeling of the in Situ Conversion of Shale Oil and Gas at Different Pressures and Heating Rates: Significance for Shale Oil Energy //Available at SSRN 4257859.; Кашапов Р. С. и др. Определение кинетических параметров пиролитической деструкции органического вещества нефтегазоматеринских пород //Нефтегазовая геология. Теория и практика. – 2019. – Т. 14. – №. 1. – С. 6.; Савостин Г. Г. и др. Экспериментальные данные по изучению кинетики преобразования органического вещества в образце баженовской сланцевой формации Западной Сибири //Вестник Московского университета. Серия 4. Геология. – 2023. – №. 5. – С. 96-104.]
В подтверждение этого утверждения (о негативном влиянии капиталистического экономического устроя на чистоту и достоверность научных исследований) хочется привести дополнительный довод: нефтегазовым компаниям невыгодно развивать фундаментальную науку в области геологии нефти и газа, даже с тем условием (а может быть и именно из за этого), что она может привнести научное обоснование колоссальных запасов нефти и газа не только в открытых нефтегазоносных провинциях, но и по всему Миру, а также представить дешевые методы геологоразведочных работ и разработки залежей углеводородов. В подтверждение этого хочется отметить следующие вещи:
1. В наиболее современном отчете по баженовской свите 2014-2016 гг. Скворцов, Конторович и др. [Скворцов М.Б., Конторович А.Э. и др. Отчет «Дифференцированная оценка перспектив нефтеносности баженовской свиты Западно-Сибирской НГП (нетрадиционные источники сланцевой нефти) с выделением перспективных зон и участков на основе разработки и совершенствования критериев ее потенциальной продуктивности и методических подходов к оценке прогнозных ресурсов». Отчет по договору с ФГБУ «ВНИГНИ» №7/14 от 26 февраля 2014 г.] нет ни единого упоминания про тип коллектора «Бажениты», открытый Нестеровым И.И. [Вадим Михайлович, здесь надо процитировать книгу Нестерова по бажену; Нестеров И. И. Проблемы геологии нефти и газа второй половины XX века. – Изд-во Сибирского отд-ния Российской акад. наук, 2007.; Нестеров И. И. Битуминозные глинистые и кремнисто-глинистые породы-новый глобальный источник топливно-энергетического сырья //Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. – 2011. – №. 6. – С. 7-33.,], хотя дебеты из этого типа коллектора были получены колоссальные, смотрите рисунок 1.
 
Рисунок 1. Тип коллектора баженитов «А» – 1 – нефть; 2 – органическое вещество; 3 – вмещающие глинистые, глинисто-кремнистые и другие породы; 4 – трещины автофлюидоразрыва, образующиеся в процессе формирования залежи и коллектора; 5 – трещины флюидоразрыва, образующиеся при разработке залежи; РБ и ПБ – соответственно рыхлые и плотные бажениты; Э – породы, экранирующие залежи нефти в баженитах. «Б» – Дилатансный режим работы скв. 64 Северо-Лемпинской площади Салымского НГР в Западной Сибири при разработке баженитов. [Нестеров И. И., Печеркин М. Ф. Урайский нефтегазовый комплекс Западной Сибири: к 50-летию начала добычи нефти и газа в Западной Сибири и к 55-летию открытия УНГК //Тюмень:«Сити-пресс», 2015.–352 с. – 2015.]
2. В Тюменском индустриальном университете имеется учебно-научная геохимическая лаборатория на кафедре геологии месторождений нефти и газа. Лаборатория включает в себе комплекс высокотехнологичного оборудования, заточенного под решение задач геохимии нефти и газа (газовые хроматографы, включая хроматограф с масс-спектрометрическим детектором, изотопный масс-спектрометр, углепетрографический микроскоп, ЭПР-спектрометр, компьютерный рентгеновский микротомограф) – по грубым соображениям, чтобы обеспечить оборудование кадрами научных сотрудников и лаборантов, необходимо финансирование около 20 млн. рублей в год. Аналогичных лабораторий в нашей стране, заточенных на решение фундаментальных вопросов нефтегазовой геохимии около 6 штук, если бы у нефтегазовых компаний, действительно, была необходимость в разработке и внедрении инновационных технологий в области геологоразведочных работ и эффективных методов разработки залежей углеводородов, тогда лаборатория не простаивала на протяжении одиннадцати лет. Были, конечно, точечные работы, но оборудование было задействовано только на 30% своих возможностей.
Теперь мы перейдем к ответу на второй вопрос: Откуда берется энергия, необходимая для низкотемпературных процессов генерации нефти по модели in situ. Ответ на этот вопрос следующий: для процессов генерации углеводородов из рассеянного органического вещества не нужно высоких температур, реакции крекинга идут по радикально-цепному механизму за счет взаимодействия парамагнитных центров органического вещества с факторами внешней среды такими, как изменении магнитной обстановки и электронного потока вблизи парамагнитных центров. Радикальные реакции, скорее всего, являются эндотермические без выделения тепла в обход энергетического барьера, который описывает стандартная термодинамика крекинга органических соединений. Доказательство этого утверждения будет рассмотрено в данной статье.


Рецензии