Эвенкийское стойбище

На огражденной территории музея, в дополнение к внутреннему помещению, построен павильон «Эвенкийское стойбище». В этом павильоне представлены два чума на фоне реки — один из них из бересты, а другой из коры лиственницы.
Чумы изготавливались сборно-разборными. Во время кочевок основание чума оставалось на месте, а укрывной материал перевозился на оленях на новое стойбище. Летом в качестве укрывного материала использовалась береста, а зимой оленьи шкуры.

На почетном месте, в центре чума располагался очаг, а за ним напротив входного проема предназначалось место для гостей. Вокруг очага — место для членов семьи. Справа и слева от входа раскладывались продукты, посуда и разная утварь хозяйственного назначения.

Мебели, как таковой не было вообще, кроме столика на низеньких ножках. Вот, пожалуй, и все убранство жилища кочевого эвенка. Дешево, быстро и, главное, экологично. А вот насколько комфортно в нем будет чувствовать себя горожанин — сказать трудно.

А эвенки народ не притязательный, им лишнего не нужно. Упомянутый нами выше немецкий ученый, И. Георги, снискавший славу в масштабах российской науки, так охарактеризовал этот народ:

В местах, где кочуют эвенки, знакомо им почти всякое дерево, всякой камень и проч. Следы зверей узнают на утоптанном мхе, траве или просто по знакам на голой земле, где посторонний человек отнюдь не может приметить ничего «особливого». Когда хотят иметь свидание в других местах, то места умеют описывать так точно, либо делают пальцем на снегу или на земле такие чертежи, что неотменно, где надобно, сойдутся… Богатые люди имеют и у них больше попечения, и не столько щедры., однако ж за бессильных стариков платят подушный оклад охотно.


Рецензии