Оба хуже

 «Вы спрашиваете: какой уклон хуже? Нельзя так ставить вопрос. Оба они хуже, и первый, и второй уклоны!» – сказал некогда мудрый вождь народов Иосиф Виссарионович.

         Уже несколько людей с сайта спрашивали меня, не покрыт   ли я черным  снаружи,   не набит  ли ватой   внутри. Полагаю, не особенно. Я – космополит, полиглот и скептик. Я за свободу слова, многопартийную систему, эмансипацию женщин,  терпимость к чужим мнениям и ориентациям,  за разделение властей. По совокупности этих признаков  я не  испытываю  никакой  симпатии к положению дел в теперешней России. Но когда я спрашиваю себя: “А хотел бы ты, Ритуля, жить в стране первого мира? “, то достаточно уверенно говорю: “Нет, данке шон. Как-нибудь в другой раз...” И это нежелание основано на достаточно с моей точки зрения непосредственном знакомстве с реалиями – не на просмотре российского ТВ...

   Я реально достаточно долго жил на Западе и около того, имел полную возможность ознакомиться напрямую с аргументами и мнениями, и  общаться с западными людьми...   

        Я не могу брать на себя смелость раздавать  советы по общественному устройству, потому что предложил бы какую-нибудь несусветную хрень вроде отмены профессионального спорта, практики по перетаскиванию шпал для субтильных аспиранток филфака,  или  расстрела  политиков на месте без суда и следствия...   Поэтому говорю исключительно за себя.
          

           С моей точки зрения,  перестроечный путь был шатанием по темному предбаннику, в котором российское  общество перманентно   наступало на  те же самые грабли, имя которым – идеализация Запада. “Люди несчастны, и они умирают”. Это не  сентенция алкаша Пети из соседнего подъезда, как это кажется на первый взгляд,  но фразочка из пьесы “Калигула” французского интеллектуала  Альбера  Камю. Люди несчастны и умирают везде – не только в России. Единственная разница – западный человек отгорожен от несчастья и смерти не серым забором  из горбыля, но аккуратной металлической  оградкой. Когда же  начинаешь вникать, какой ценой эта самая оградка достается, то  поневоле задумываешься, стоит ли оно того...

           Для того, чтобы обыватели  цивилизованного Израиля могли спокойно  кушать в “Старбуксе” парижский  круассан, запивая его колумбийским  капучино, армия обороны Израиля ровняет сейчас с песком двухмиллионный город. Четыре тысячи детей  уже убиты. Убьют, разумеется,  еще.   Я не за тех, и не за других. Детей убивают обе стороны. Но отчаяние палестинцев, которых заперли в концлагерь и к которым относились и относятся как к скоту  мне как-то ближе, чем сытое самодовольство генералов ЦАХАЛ, кидающих с самолетов бомбы на жилые кварталы. Возможно, виной тому “рабские” российские гены... Но мне, читающему на четырех иностранных, в отличие от  рядового  израильского обывателя очень трудно признать себя некой “высшей расой” по сравнению с теми, кто знает только русский, только испанский, или только фарси... Я имею наглость считать, что мог бы писать статьи по нелинейной оптике и учить аспирантов  хоть в Израиле, хоть в Германии  – в некоторый момент  жизни у меня были предложения продолжить  карьеру там. Но я выбрал другие места, о чем сейчас абсолютно не жалею, видя,  куда оно все катится.

       Мы живем в эпоху заката Рима и прилива нового варварства. Разумеется, мне по душе  плоды цивилизации и я не люблю варварства. Я сам в меру силенок пытаюсь притащить свои три копейки в копилку – да – цивилизации. Умения делать вещи. И мои три копейки стоят на полках университетских библиотек в виде европейских и штатовских  научных журналов.  Я могу  тешить себя мыслью, что их будут читать на Западе еще десяток лет после того, как я загнусь....    Парадокс, однако состоит в том, что умение делать вещи  очень опосредованно отражается на умении считать другого человеком, а не нелюдью оттого, что у него не тот цвет кожи или разрез глаз. Или оттого, что его в детстве обучили не тем мантрам...   Проблема Рима состоит в том, что начиная с определенного момента  он может поддерживать в порядке свои ватерклозеты лишь считая всех остальных нелюдью и относясь к ним соответствующим образом. В итоге Рим загнивает, нелюдь бунтует и наступает очередная Атилла – бич Божий...  Начало наступления этой самой новой Атиллы (мне очень хотелось бы ошибиться) мы сейчас и наблюдаем. И, господа обыватели, не жалуйтесь потом,  что варвары вас  изнасиловали и убили. Вы сами породили этих варваров...


Рецензии
Идеальных общественных устройств нет нигде. Ни в России, ни на Западе.
Как и свободы слова.
Любая модель общества подразумевает иерархичность, а следовательно управленческие манипуляции. Чем к более разнообразными способами (манипуляциями) управляется то или иное общество(государство), тем больше допускается "свобод", которые в любой момент всегда можно "урезать", а то и вовсе отменить, выпуская на сцену антиподов с другими "ценностями и свободами".
А это вообще -"...обыватели, не жалуйтесь потом, что варвары вас изнасиловали и убили. Вы сами породили этих варваров."
Я не разделяю Вашу точку зрения. Обыватель ничего не может породить, кроме невнятного неприятия. Он по природе своей консерватор и склонен "цепляться" за стабильность и свои убеждения, чего бы это не стоило. Иногда (и чаще всего), как свидетельствует история, ему это стОит жизни...
ВОпрос в так называемых "элитах". Т.е. сильных мира сего. Они, для достижения своих целей переломают всё и всех через колено, что мы сейчас и наблюдаем.

Фаина Вельге   15.01.2024 22:28     Заявить о нарушении
Мне все-таки кажется, что история - в значительной мере дело масс. Я сейчас читаю "Тени в раю" Ремарка, и там герой несколько раз повторяет, что нацизм по его мнению - это не только Гитлер, но и немцы, которые его поддержали.

Ritase   16.01.2024 01:35   Заявить о нарушении
Хммм. Опять же не совсем согласна. Всё же история, в её чистом (не мифилогизированном виде) - удел и ЗНАНИЕ жречества. А вот для масс - историческая мифология, это да. Согласна.
А что касается Ремарка... Конечно, он прав. Но его правота частичная, т.к. она не учитывает мнения, неприятие и, даже если хотите, непонимание большинства народа (в силу однобокости, а то и отсутствия, образования) к чему ведут те или иные призывы, лозунги, постепенно переходящие в "измы". Но ими просто сманипулировали, а самых непокорных просто уничтожили. Я об этом и пыталась Вам сказать в предыдущем посте. У обывателя нет ресурса для выражения своего мнения. Кроме бунта "бессмысленного и беспощадного". Но с этим "элиты" более-менее научились и продолжают учиться справляться. Вот когда разложение "элит" достигает точки невозврата, тогда доведённый (или злонамеренно "заведённый") народ на своих плечах вносит во власть очередных притязателей на "элитарность".
Как-то так...

Фаина Вельге   16.01.2024 15:41   Заявить о нарушении
Это вопрос курицы и яйца: массы порождают свои элиты, или элиты воспитывают свои массы... Но виноваты, мне кажется, и те и другие. И тот, кто отдает приказ стрелять, и тот, кто его выполняет. Хотя оба валят друг на друга...

Ritase   16.01.2024 16:30   Заявить о нарушении
"... массы порождают свои элиты, или элиты воспитывают свои массы..."
Вернее: массы порождают свои "элиты", а ЭЛИТЫ воспитывают свои массы... То что порождается массами по сути таковыми не являются (поэтому и закавычены) Реальные ЭЛИТЫ существуют. И ведут свои родословные издалека. Туда сложно войти. Вылететь - легче.
А насчёт виновности... Вот, да. Согласна. Только с небольшой поправкой. "Элиты" рискуют положением, состоянием и ИНОГДА жизнью. Виновник из народа ВСЕГДА жизнью. А степень вины... "Ты виноват лишь в том, что хочется МНЕ есть"

Фаина Вельге   16.01.2024 16:54   Заявить о нарушении
"Реальные ЭЛИТЫ существуют. И ведут свои родословные издалека."

Сталин, Наполеон, или Абрамович при старом режиме были никто. Их выдвигают и им дают возможность кушать кого угодно - и делают это массы. ("ты виноват уж тем, что хочется мне кушать" - более точная цитата). Но вопрос вины - это вопрос оптики в значительной мере...

Ritase   16.01.2024 17:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.