Русалка

Вспенилась волна морская —
На скалистый, ночной брег.
Глянь, явилась в ней какая:
Рыба или человек?
Лик её — дивен, прекрасен;
Человечья голова.
Снизу ж хвост, что безобразен;
В чешуе весь. Какова?

Вот она о чём-то плачет —
Жалуясь в небе Луне.
Боль любая — что значит!
Сердцу больно и на дне!
Ах, русалка, ты — девица!
По-девичьи мыслишь ты.
Что ж тебе, скажи, не спится?
Аль час встретился беды?

— Расскажу тебе я, хочешь:
Как родилась? Как жила?
В море всё обо всём знаешь —
Всюду ведь вода текла.
Тайн в морях бескрайних много!
Все открыты они мне!
Я мудрей из вас любого;
Кто из вас бывал на дне?

Вот о чём сейчас тоскую:
Что-то сталось, ох, со мной?
Плыла в бурю я большую;
Наслаждалась я волной —
Вдруг я вижу (Боже правый):
Шторм корабль сокрушил.
Волной будто сам лукавый —
Всех на дно их потащил.

Все они в мученьях гибнут!
Мне б спасти хоть одного?
Я уж рядом, тут как тут —
Ухватила ближнего.
И в уста его целуя —
Воздухом я с ним делюсь.
Слабость женску изгоняя —
К брегу вместе с ним стремлюсь.

Сложный путь этот проделав —
Вот на бреге мы уж с ним.
Он сознанье потеряв —
Лежит бледен, недвижим.
Но он — жив! Лишь это важно.
Я его — спасла, спасла!
В миг жестокий бессердечно
Мимо я не проплыла.

Слышу тут шаги людские:
Люди на берег идут.
Я всмотрелась: кто такие?
Дадут ль бедному приют?
— Ах, ура! Это — монахи!
Это добрый, кроткий люд.
Неопасней — черепахи;
Что ж оставлю его тут.

Уплыла я тут же в море;
Издали смотрю за ним.
Подберут ли его вскоре —
Чтоб остался он живым?
Да! его вот подобрали;
Потащили в дом скорей.
Верю, помощь оказали —
Даже будь он и злодей.

Но беда моя иная:
Ни о том жив он аль нет?
Я вся грустная такая —
В сердце мук девичьих след.
Ах, меня теперь терзает:
Ни лобзанье морских струй.
А — что сердце помнит, знает:
Как чудесен поцелуй.

Так теплы уста в касанье!
Так: нежны, милы, мягки!
Ах, забыть мне это знанье —
Уже точно не с руки.
Я бы вновь поцеловалась
С ним хотя бы хоть разок.
Жаль, что рыбой я родилась:
Снизу хвост и нету ног.

Вот печаль моя живая!
Кто бы бедной мне помог?
Я — русалка молодая;
Но мой жребий, он — жесток.
Я влюбилась в человека!
Целоваться хочу с ним!
Но, увы, судьба горька:
Ни бывать ему моим!

Вот о чём Луне я плачусь —
В поздний час на берегу.
Мукой этой вся терзаюсь;
Прочь изгнать то не могу.
Я — влюбленная русалка!
Поцелуй в том виноват.
Мне себя безмерно жалко;
Век мой мечты тяготят.

Мне бы ноги? Да по брегу —
К милому да побежать.
Тут же прям его с разбегу —
Приобнять, да целовать.
Но, увы, ты явь — ни сказка!
Ни ходить мне по земле.
Ах, я — бедная русалка —
Сгину без вести во мгле.

Зря, сердечко, ты всё любишь.
Толку в этом, увы, нет.
Ты само уж верно знаешь;
Это ведь и ни секрет:
Ни быть вместе нам вовеки!
Он — с ногами, я — с хвостом!
То напрасные лишь муки;
Нет ни капли счастья в том.

Позабудь его, сердечко;
И забудь тот поцелуй!
Пусть другой отдаст колечко;
Образ его заштрихуй!
Жить спокойно после будем:
Без терзаний и без слёз.
Вновь надеждою воспрянем;
И не будем вешать нос.

Сердце молвит ей вот тут же:
— Не хочу забыть его!
Он мне всех морей дороже!
Он ценней в разы всего!
Поцелуй тот дивный, сладкий —
Я во вовек не позабуду!
Он — как Солнце, он — всеяркий!
Равен подлинному чуду!

Ох, измучилась русалка:
Нет ведь счастье впереди.
Миг безумства слепит ярко:
— Вырву сердце из груди!
Грудь её ладонь разбила —
Сердце вырвала своё.
Плачь... Русалка умерла...
С нами нет больше её!

На скале, скале гранитной —
Труп русалочий лежит.
Под скалой море волной —
Зря приветливо шумит.
Умерла русалка, жалко.
Кто виновник? — спрошу вновь.
— Ты — виновник! Ты — злодейка:
Безнадёжная любовь...

Автор сего — Данте де Анри

(Картинка из интернета)


Рецензии